«Шизополис» - пророческий фильм, в коем каждый может быть кем угодно
Стивен Содерберг благодаря «Друзьям Оушена» стал одним из кассовых криминальных режиссеров. Словно предвидя подобный поворот в биографии, он в своё время пытался доказать, что не является «барыгой от кино», что он тоже может и хочет снимать странные, но осмысленные фильмы.
Некогда Сальвадор Дали завещал, что поначалу надо научиться рисовать так, чтобы тобой восхитились классики, мол, а затем делай всё, что хочешь. Содерберг «Кафкой» и «Анатомией Грея» доказал, что умеет снимать просто хорошее кино (чем могут похвастаться не все «странные» режиссеры»). И лишь затем приступил к работе над «Шизополисом», в коем сыграл главную роль.
Когда в прологе, выходя на сцену, Содерберг говорит, что это самый важный фильм современности, то это кажется шуткой. Тем более что далее по ходу действия вам будет предложено нечто вроде импровизации на тему «Летающего цирка Монти Пайтона». Однако действие первой части прервётся, и внезапно поймете, что режиссер вовсе не шутит. И его призыв пересматривать картину вновь и вновь, пока не поймете её смысл, это вовсе не хохма.
«Шизополис» оказался пугающе пророческим, хотя Стивен Содерберг подал свое откровение в зашифрованной форме. Однако «код» оказался не настолько сложным, дабы не понять, о чём идет речь. Фильм повествует вам о процессах будущего – по нынешним меркам и вовсе настоящего.
В центре причудливого сюжета - столкновение десемантизации и «новой семантики». Проще говоря, обессмысливания нашей жизни и поиска новых смыслов через непривычные формы. На одном полюсе находится некий бизнесмен Азимут Швиттерс, который продвигает месте с продукцией своей корпорацией принципы «теории случайностей».
Весьма интересны её отдельные положения, которые Швиттерс предлагает публике в стиле тогда ещё неведомых оной харизматичных выступлений Джобса. «Теория случайностей – это состояние ума. Всё что вы можете себе представить – законно. Всё, что вы задумали – можно исполнить. Теория случайностей не призвана найти ответы ко всем вопросам. Она должна подобрать вопросы к любому ответу».
То есть речь идет об утрате личной идентичности. Подобно тому, как в наше время не гаджет служит человеку, а человек становится приложением к мобильной технике. И тут звучат шесть принципов «нового общества», которые сделаны как «видение в туалете»: максимальное развитие, абсолютная роль, публичное восприятие реальности, идея реальности, коллективное бессознательное, запоздалое понимание нашей значимости.
«Новую семантику» представляет, казалось бы, маргинал – представитель службы по борьбе с насекомыми. Но в наборе абсурдных фраз, вы в определенный момент находите суть и структуру. А потому слова: армия носа, головоломка - перестают быть нелепыми. Так в чем всё-таки смысл этого фильма? – спросите вы. Поздравляем, мы живем в «Шизополисе». Подписывайтесь на группу «Нуар»
Исключительный в своем мраке и лаконичности французский мультфильм
Анимационная лента 2006 года «Невезуха» (оригинальное название «Mauvais Temps») является истинно нуарным воплощением русской пословицы, учащей нас тому, что не надо зарекаться ни от тюрьмы, ни от сумы. То есть никто не застрахован в нашем ненадежном мире ни от уголовных, ни от финансовых неприятностей.
Действие фильма «Дом убийств» (в некоторых переводах «Проклятый дом») действительно происходит у подножия горы Куар. Такая имеется где-то в сельской местности Франции. Однако наш разговор будет не про особенности европейского ландшафта.
Когда «Матрицы» не было даже в планах или забытая роль Рассела Кроу
Этому фильму не повезло многократно. Во-первых, его переводили то как «Виртуальность», то как «Виртуозность», то как «Вирт-сити». «Виной» тому оригинальное название Virtuosity, которое подразумевало всё и сразу. А именно, вызывающую склонность к внешним эффектам, виртуальный артистизм, если угодно.
И вновь мультфильм из СССР, и вновь детский триллер
Советский мультфильм «Три банана» (1971) может быть ярчайшей иллюстрацией того, что криминальные ленты и детские произведения нередко живут «по одним и тем же законам». Но не по причине взаимосвязи, а потому что апеллируют к одним и тем же «изначальным принципам».
Советский мультипликационный триллер с как бы звездами Голливуда
Очередной удивительный факт: мультфильм «Ограбление по…» помнят почти все, а вдохновивший на его создание опять же советский мультфильм «Полигон» хранят в памяти немногие. Хотя этот проект можно назвать без преувеличения выдающимся. И вовсе не потому, что в нём как бы принимают участие западные звезды.
«Настоящий детектив» в китайском стиле, но напоминающий российские фильмы
Удивительное дело, но многократно номинированный на всевозможные награды китайский триллер «Чёрный уголь, тонкий лёд» (2014), почему-то в России обделили вниманием. Хотя именно у нас он должен был бы взывать понимание, ибо происходящее в кадре не покажется некой «экзотикой».
Слова за пределом реальности, но на грани трагедии
Если проводить некое сравнение драматического фильма «Слова» (2012), то у него структура, напоминающая «Начало» Нолана, и содержание, походящее на «Простую формальность» Торнаторе. То есть история упакована в другую историю, а та в свою очередь является оболочкой третьей.
С кого срисовали «Отца Сергия», который «против нечисти»?
Мы специально выдерживали некоторую паузу, дабы дать возможность зрителями и наблюдателям высказать версии относительно источников вдохновения и прочей генеалогии российского сериала «Отец Сергий против нечисти».
При просмотре фильма «Час теней» (2000) никак не покидало ощущение, что малоизвестный режиссер Исаак Итон вдохновлялся творчеством Абеля Феррары. Не каким-то фильмом конкретно, а всеми сразу. В указанной ленте можно «услышать отголоски» и «Города страха», и «Короля Нью-Йорка», и «Отеля Новая Роза».
Давным-давно, когда в моде были «молодёжные ужастики», на экраны вышла вторая часть «Городских легенд». Мало того, что она имела подзаголовок – «Последний отрезок», так ещё именно благодаря этому многие зрители узнали о факте существования первой части (без всяких подзаголовков).
И вновь тёмная классика или ретро-братва рвётся к власти
Фильму «Стеклянный ключ» (1942) не повезло, так как он оказался в тени «Мальтийского сокола» и «Двойной страховки». Именно эти ленты первым делом вспоминают, когда говорят о возникновении классического нуара. Хотя «Стеклянный ключ» ничуть не уступает этим кинокартинам.
Если как-то характеризовать британскую ленту «Цепочка» (1984), то можно сказать, что это Гай Ричи, но только без лондонских гангстеров. Хотя подобное сравнение является не совсем корректным, в то время когда Джек Голд снимал свою ироничную «городскую драму», Ричи ещё ходил в школу.
У советского фильма «Следы оборотня» (1986) была очень странная судьба. Он целиком снимался в Аргентине с привлечением тамошнего актерского сообщества. Представлялся на ряде латиноамериканских фестивалей (по этой причине был полностью дублирован на испанский язык). Однако в СССР был в ограниченном прокате, преимущественно в прибалтийских республиках.
Пасмурная кино-магия СССР и сказки для взрослых с ожившими куклами
Удивительно, «Господина оформителя» помнят даже те, кто кино совершенно не интересуется, а «Фантастическую историю», снятую приблизительно в то же время, в памяти воспроизведут лишь единицы. Хотя фильм не менее глубокий и опять же подан зрителю в форме мрачной сказки для взрослых.
Январь 2022 года унёс несколько хороших людей, которые ассоциировалась с советским кино: Леонид Куравлев, Виктор Мережко, Арнис Лицитис. Последний был символом Рижской киностудии, славившейся своими детективными фильмами. По данной причине мы расскажем о десяти криминальных ролях этого замечательного актера.
Криминальный фарс, беззаботная маска зла и тело в оркестровой яме
Обычно, когда говорят о фильме Дарио Ардженто «Четыре мухи на сером бархате» (1971), ограничиваются упоминанием того, что это была завершающая часть «животной трилогии» (ранее сняты «Птица с хрустальным оперением» и «Кошка о девяти хвостах»), которая вознесла итальянский пугающий субжанр джалло на уровень неимоверной популярности.
В своё время кинокритики предрекали фильму «Пандорум» скорое забвение, однако он продолжает даже многие годы спустя после выхода на экраны привлекать внимание зрителей. Нам же хотелось бы обратиться к тем моментам картины, которые не были отмечены большинством обозревателей, а потому делают её вдвойне интересной.
Китайский нуар про Ухань, которому аплодировал сам Тарантино
Фильм «Озеро диких» гусей» (2019) от китайского режиссера Дая Инаня наша публика встретила как-то подозрительно тихо. А поскольку мы давно ничего не рассказывали об азиатском криминальном кино, то решили обратиться к этой в высшей мере примечательной ленте, которой на Каннском фестивале бешено аплодировал Тарантино.
Мультфильм из СССР в стиле Энди Уорхола, вдохновивший Паркера на «Стену»
Точнее, не на весь фильм «Стена», а на самый известный анимационный эпизод с шагающими молотками. Именно оный был фактически заимствован из советского мультфильма «Шкатулка с секретом» (1976), из отрывка, когда идущие шеренгой молотки рискуют наступить на удирающего от них Арлекина.
А вы на каком изволите изъясняться? Несуществующие жаргоны и кино-языки
К весьма причудливой проблеме специально выдуманных для кино жаргонов и наречий мы вышли через фильм «Чем заняться мертвецу в Денвере» (1995), в котором главные герои изъясняются на странной смеси сленга ветеранов вьетнамской войны и байкеров. Хотя в переводе этого не слышно.
Нет комментариев