У советского фильма «Следы оборотня» (1986) была очень странная судьба. Он целиком снимался в Аргентине с привлечением тамошнего актерского сообщества. Представлялся на ряде латиноамериканских фестивалей (по этой причине был полностью дублирован на испанский язык). Однако в СССР был в ограниченном прокате, преимущественно в прибалтийских республиках.
А потому не удивляйтесь, но советская кинокартина сейчас доступна только с русскими субтитрами. Случаются и такие парадоксы в истории культуры. Нас же этот фильм привлек несколькими обстоятельствами. Во-первых, в нём небольшая роль у Арниса Лицитиса, криминальным ролям которого мы посвятили наш недавний материал.
Однако куда более значимо, что получился прямо-таки образцовый нуар, как мы его привыкли представлять. С неспешным криминальным действием, с ночным городом, улицы которого залиты огнем неоновых вывесок. Причем, в данном случае была не имитация «капиталистических реалий» и не фрагментарные вставки, как например, в «Тайнах мадам Вонг», а доподлинное изображение «чужого мира».
Действие происходит где-то в Латинской Америке. Конкретная страна не называется, но без проблем угадывается многострадальная Аргентина, которая ещё не стала жертвой либеральных экономических экспериментов. Собственно завязка сюжета типичная для нуара – случайное обладание «ненужной вещью».
В этой ситуации речь идет о фотопленке, на которой запечатлены некие «тайные переговоры». И эта пленка страсть как нужна одному национально-ориентированному промышленнику, противящемуся иностранному капиталу. Однако попадет в руки советского корреспондента. В итоге все люди, причастные к «фото-сессии», гибнут один за другим. Не помогает даже их статус, а это означает, что замешаны ОЧЕНЬ влиятельные люди.
Без особой охоты, но расследование этих таинственных событий с двух сторон и одновременно начинают советский журналист Алёшин и местный корреспондент Эдуардо Вергар. Оказывается, что всё происходящее - это не просто криминал. Следы ведут к «золоту партии». В данном случае той, что обозначалась аббревиатурой НСДАП.
Собственно что необычного в этом фильме? Во-первых, это особенности политического режима. Советский зритель привык, что если к власти пришли военные, то это плохо (вспоминайте «Падение Кондора»). В данном эпизоде те наоборот пытаются проводить национализацию и сокращать влияние иностранных концернов.
Во-вторых, ведущий дознание советский журналист (его играет Шакуров) показан без всякого героического пафоса. В более подобающей для нуара манере он пытается открещиваться, в какой-то сцене старается избавиться от «кассеты с фотопленкой». Поведение хотя и реалистичное, но какое-то малодушное.
Опять же финал остается «открытым». Как и положено в мрачном криминальном жанре, ничто не удалось доказать, никто не был арестован. P.S. Забыли сказать, сцена встречи Алёшина с «немецким ветераном» весьма напоминает интервью, которое в 1975 году Генрих Боровик брал у Отто Скорцени. Подписывайтесь на группу «Нуар»
Корейский триллер 2007 года «Глаза радуги» (в иных переводах «Маска») отечественная кинокритика не рисковала бурно обсуждать, ибо вдруг поймут неправильно. Ещё чего доброго обвинят в «пропаганде нетрадиционных воззрений на жизнь». Сразу же отметим, что в фильме по этому поводу дан четкий ответ: во всем виновато воспитание. Нет никакого: мы такими рождены…
Социальный кибер-триллер и новая «злая кино-маска»
Японский триллер «Преступление с уведомлением» (2015) весьма походит на легендарный «Бойцовский клуб» идеей социального протеста. Это несомненный плюс. Неочевидным минусом данной кинокартины является то обстоятельство, что поначалу вам она будет казаться напоминающей какую-то азиатскую пародию на слэшеры. Однако это впечатление очень обманчиво.
Фильм «Прощай полицейский» (1975) можно уверенно отнести к нестареющей криминальной классике французского кино. Причинами этого стали три обстоятельства. Во-первых, суровый приверженец жанрового кинематографа Пьер Гранье-Дефер («Поезд», «Раса господ»), который при создании криминальных кинокартин тяготел к драме, а не многозначности, присущей творениям «новой волны».
Комедия 2002 года «Мой криминальный дядюшка» в оригинале называлась «Украсть Гарвард», а потому любые подозрения, что она имела хоть какое-то отношение к французскому фильму «Дядюшки-гангстеры» (1963) лишено всяких оснований.
Прошлый год был годом Достоевского и в этой связи удивительно - ни разу не прозвучала мысль о том, что великий русский писатель наряду с Эдгаром Алланом По и Чарльзом Диккенсом является высоким источником нуара.
Соображения об одной советской криминальной комедии
Странным образом фильм «Акселератка» (1987) сейчас вспоминают не очень часто. То ли не по нынешним временам выглядит наивно, то ли предпочтение отдается иным кинокартинам того же времени, но в год выхода на экраны кинолента вызвала своего рода резонанс. Посмотрело фильм достаточное количество людей.
Маргиналии на полях «Секретных материалов» и «Людей в черном»
Фильм 1997 года «Люди-тени» в силу ограниченного бюджета, выделенного на съемки, нельзя назвать полноценной фантастикой, хотя в самом начале ленты было несколько весьма удачных сцен. Кинокартина интересна как своей включенностью в мифологию «Секретных материалов», так и причастностью к некоторым конспирологическим моделям.
Фильм 1991 года «Любовь и смерть в мотеле „Сансет“» можно уверенно назвать нуар- бенефисом Ширилин Фенн, которая после обретения популярности на волне успеха «Слияния двух лун» вознеслась на вершину известности благодаря роли Одри Хорн из «Твин Пикс».
«Потянуло на блондинок?» - принципиальный вопрос из антиутопии
Фильм 1989 года «Криминальная зона» являет собой нечто среднее между динамичным киберпанком и антиутопическим боевиком. Проект, конечно, сделан не очень дорого, но весьма атмосферно. Недаром в свое время его назвали «структурным клоном» «Бегущего по лезвию», который в конце 80-ых только-только начал обретать свой культовый статус, хотя вышел за несколько лет до этого.
Рассказом о фильме 1971 года «Черный день для овна» (в альтернативных переводах - «Злые пальцы» или «Пятая удавка») мы завершаем обзор творчества удивительного итальянского режиссера Луиджи Баццони. Этой лентой он словно заявлял: хорошо-хорошо, уговорили, я всё-таки сниму джалло.
Несмотря на название, предложенный вам материал категорически не про актуальную политику, по крайней мере, не в привычном её виде. Рассказ будет о короткометражном фильме «Поймать падающий нож» (2016), который странным образом обойден вниманием отечественной публики.
Фильм 1965 года «Женщина озера» является ярчайшей иллюстрацией к внешне неоднозначному тезису о том, что безусловный талант непременно становится известным. Далеко не факт. Например, имя режиссера Луиджи Баццони вспомнят только самые большие специалисты по итальянскому кино. Мы же вышли на его творчество через фильмографию пугающе-чарующей девочки-актрисы Николетты Эльми.
«Лунная афера» как противопоставление «тоске по раю»
На в высшей мере странный итальянский триллер «Отпечатки» (1975) нас вывело изучение фильмографии двух необычных актеров, в равной степени пугающих и чарующих: юной Николетты Эльми и Клауса Кински. Они появляются в указанной ленте в эпизодических ролях.
Красное на желтом или западный триллер в пространстве Восточного блока
Прежде чем начать рассказ о фильме 1971 года «Короткая ночь стеклянных кукол», хочется повторить наш наказ: не читайте в связи с культурными сюжетами Википедию. Вспоминая диалог из «Собачьего сердца», добавим, если ничего нет, то ничего и не читайте, лучше посмотрите фильм.
Именно так, как написано в названии этого материала, характеризуют странное явление, которое становится сюжетной основой фильма «Нет» (2022). Надо отметить, что его премьера прошла как-то подозрительно спокойно, хотя проект является в высшей мере провокационным.
Фильм 1962 года «Порожний рейс» навел нас на мысль о том, что есть некие сюжетные конструкции, напоминающие камень на распутье, где замер богатырь. Повернул направо – получил лирическую комедию в стиле «Девчат». Пошел прямо - приобрел романтику, напоминающую «Карьеру Димы Горина». А коли направился налево, то на выходе ожидает криминально-производственная драма (читай - «советский нуар»).
Сомнительная некро-романтика, как бы к Эдгару По никакого отношения не имеющая
Создатели мультфильма «История чёрной шхуны» (2009) самым хитрым образом использовали весьма популярную ныне модель тиражирования сюжетов. Наверное, уже ни для кого не секрет, что медийное пространство прямо-таки переполнено всякого рода спин-оффами, ремейками, приквелами, сиквелами и прочими кроссоверами.
Самый бестолковый триллер, но с исключительным актерским составом
Если вы посмотрите фильм 1966 года «Маки – это тоже цветы» (в некоторых переводах «Операция „Опиум“), то можете воскликнуть: Ба! Как похоже на приключения Джеймса Бонда! Еще бы было непохоже, если ЭТО являлось экранизацией рассказа Флеминга, как раз «агента 007» создавшего.
Прежде чем начать рассказ об анимационной ленте «Гофманиада» (2018) – первом после распада СССР полнометражном творении легендарной студии «Союзмультфильм», скажем большое спасибо нашим читателям, которые делятся не только своими отзывами, но и идеями. Без вас многие интересные сюжеты не появились бы на свет.
Прокатное название фильма «Идеальное убийство» (2022) вводит в известное заблуждение, так как до последних кадров ты ожидаешь, что происходившее на экране обладает неким скрытым смыслом. Так сказать, всё это не просто так. Оказывается, именно «просто так» и глобальных умыслов у протагонистов не было. Что в известной степени делает сюжет более бедным.
Нет комментариев