И вновь тёмная классика или ретро-братва рвётся к власти
Фильму «Стеклянный ключ» (1942) не повезло, так как он оказался в тени «Мальтийского сокола» и «Двойной страховки». Именно эти ленты первым делом вспоминают, когда говорят о возникновении классического нуара. Хотя «Стеклянный ключ» ничуть не уступает этим кинокартинам.
Во-первых, это была экранизация повести «литературного отца» нуара Дэшшила Хэммета. Во-вторых, в фильме главные роли достались самой звездной нуар-паре: Веронике Лейк и Алану Ледду. В-третьих, режиссером был Стюарт Хейслер, обладавший природным чутьем на «напряженные сцены».
Но лично нас в этой ленте привлекает несколько иное. А именно, что она, несмотря на прошедшие десятилетия, не утратила своей актуальности. Не каждый криминальный фильм может похвастаться таким «продолжительным долголетием». Более того, именно «Стеклянный ключ» вдохновил братьев Коэнов на создание прославленного нео-нуара «Перекресток Миллера» (1990).
«Стеклянный ключ» - это весьма откровенная в своем цинизме кинокартина. Фактически не скрываясь, её создатели громогласно заявляли, что американская политика осуществляется криминальными структурами и между гангстерами и конгрессменами нередко очень сложно обнаружить какие-то заметные различия
«Братва рвётся к власти» - лозунг, который был введен в оборот в одном из эпизодов сериала «Бригада». На самом деле об этом говорилось много раньше. Причины подобного скептического отношения к американской политике надо искать в фигуре самого Хэммета, который в отличие от многих криминальных писателей многие годы работал частным детективом.
Он открыто симпатизировал рабочему движению, за что его «не гладили по головке» в агентстве Пинкертона. А потому он вплеснул свой скепсис на страницы произведения, а оттуда он попал на экран. Сюжет «Стеклянного ключа» построен на некоторых аспектах сращивания политики и криминальной сферы.
Рэкетир, предводитель банды Пол Медвиг решил от лица «Клуба избирателей» поддержать на губернаторских выборах представителя реформистов, чем спутал все карты местной «закулисе». В итоге происходит серия преступлений, расследованием коих занимается не столько полиция, сколько «прощелыга» Эд Бомонт, помогающий вести дела Полу.
В фильме его наградили очарованием Алана Ледда, попытавшись придать некую привлекательность этому персонажу. Однако он столь же расчетлив и циничен, как и все остальные действующие лица. Например, он может спровоцировать кончину человека, что является частью его плана.
Тем не менее, мир политики является не менее лицемерным. Например, кандидат в губернаторы готов пойти на преступление и даже на убийство, лишь бы не пострадала его деловая репутация. И не важно, что это вредит его близким. Именно по этой причине ключ «стеклянный» - он легко разбивается. Подписывайтесь на группу «Нуар»
Французский триллер «Дом с деньгами» (1967) в оригинале назывался «Цветок щавеля», по наименованию заброшенного шато в какой-то глуши, где и развернулись основные действия кинокартины. Однако наши прокатчики решили в своё время дать куда более броский титул, а потому наградили фильм брошенной в ходе действия фразой: «Утопи их в крови».
О двухсерийной анимационно-комбинированной ленте «Остров сокровищ» (1988) писалось очень много. Мы же предпочитаем обратить внимание на то, чему уделялось меньше всего внимания. А именно, кино-вставки шоу-группы «Гротеск», которые во многих случаях имитируют старое кино, а также являются своего рода музыкальными клипами (за кадром остался ВИА «Фестиваль»).
Французская пародия на нуар – смешная и серьезная одновременно
Не так давно мы упоминали в одной публикации французский фильм 1963 года «Дядюшки-гангстеры». И в итоге поймали себя на мысли, что не рассказывали об этой киноленте. И это при том, что творческому наследию режиссера Жоржа Лотнера на нашем канале уделяется самое пристальное внимание.
Корейский триллер 2007 года «Глаза радуги» (в иных переводах «Маска») отечественная кинокритика не рисковала бурно обсуждать, ибо вдруг поймут неправильно. Ещё чего доброго обвинят в «пропаганде нетрадиционных воззрений на жизнь». Сразу же отметим, что в фильме по этому поводу дан четкий ответ: во всем виновато воспитание. Нет никакого: мы такими рождены…
Социальный кибер-триллер и новая «злая кино-маска»
Японский триллер «Преступление с уведомлением» (2015) весьма походит на легендарный «Бойцовский клуб» идеей социального протеста. Это несомненный плюс. Неочевидным минусом данной кинокартины является то обстоятельство, что поначалу вам она будет казаться напоминающей какую-то азиатскую пародию на слэшеры. Однако это впечатление очень обманчиво.
Фильм «Прощай полицейский» (1975) можно уверенно отнести к нестареющей криминальной классике французского кино. Причинами этого стали три обстоятельства. Во-первых, суровый приверженец жанрового кинематографа Пьер Гранье-Дефер («Поезд», «Раса господ»), который при создании криминальных кинокартин тяготел к драме, а не многозначности, присущей творениям «новой волны».
Комедия 2002 года «Мой криминальный дядюшка» в оригинале называлась «Украсть Гарвард», а потому любые подозрения, что она имела хоть какое-то отношение к французскому фильму «Дядюшки-гангстеры» (1963) лишено всяких оснований.
Прошлый год был годом Достоевского и в этой связи удивительно - ни разу не прозвучала мысль о том, что великий русский писатель наряду с Эдгаром Алланом По и Чарльзом Диккенсом является высоким источником нуара.
Соображения об одной советской криминальной комедии
Странным образом фильм «Акселератка» (1987) сейчас вспоминают не очень часто. То ли не по нынешним временам выглядит наивно, то ли предпочтение отдается иным кинокартинам того же времени, но в год выхода на экраны кинолента вызвала своего рода резонанс. Посмотрело фильм достаточное количество людей.
Маргиналии на полях «Секретных материалов» и «Людей в черном»
Фильм 1997 года «Люди-тени» в силу ограниченного бюджета, выделенного на съемки, нельзя назвать полноценной фантастикой, хотя в самом начале ленты было несколько весьма удачных сцен. Кинокартина интересна как своей включенностью в мифологию «Секретных материалов», так и причастностью к некоторым конспирологическим моделям.
Фильм 1991 года «Любовь и смерть в мотеле „Сансет“» можно уверенно назвать нуар- бенефисом Ширилин Фенн, которая после обретения популярности на волне успеха «Слияния двух лун» вознеслась на вершину известности благодаря роли Одри Хорн из «Твин Пикс».
«Потянуло на блондинок?» - принципиальный вопрос из антиутопии
Фильм 1989 года «Криминальная зона» являет собой нечто среднее между динамичным киберпанком и антиутопическим боевиком. Проект, конечно, сделан не очень дорого, но весьма атмосферно. Недаром в свое время его назвали «структурным клоном» «Бегущего по лезвию», который в конце 80-ых только-только начал обретать свой культовый статус, хотя вышел за несколько лет до этого.
Рассказом о фильме 1971 года «Черный день для овна» (в альтернативных переводах - «Злые пальцы» или «Пятая удавка») мы завершаем обзор творчества удивительного итальянского режиссера Луиджи Баццони. Этой лентой он словно заявлял: хорошо-хорошо, уговорили, я всё-таки сниму джалло.
Несмотря на название, предложенный вам материал категорически не про актуальную политику, по крайней мере, не в привычном её виде. Рассказ будет о короткометражном фильме «Поймать падающий нож» (2016), который странным образом обойден вниманием отечественной публики.
Фильм 1965 года «Женщина озера» является ярчайшей иллюстрацией к внешне неоднозначному тезису о том, что безусловный талант непременно становится известным. Далеко не факт. Например, имя режиссера Луиджи Баццони вспомнят только самые большие специалисты по итальянскому кино. Мы же вышли на его творчество через фильмографию пугающе-чарующей девочки-актрисы Николетты Эльми.
«Лунная афера» как противопоставление «тоске по раю»
На в высшей мере странный итальянский триллер «Отпечатки» (1975) нас вывело изучение фильмографии двух необычных актеров, в равной степени пугающих и чарующих: юной Николетты Эльми и Клауса Кински. Они появляются в указанной ленте в эпизодических ролях.
Красное на желтом или западный триллер в пространстве Восточного блока
Прежде чем начать рассказ о фильме 1971 года «Короткая ночь стеклянных кукол», хочется повторить наш наказ: не читайте в связи с культурными сюжетами Википедию. Вспоминая диалог из «Собачьего сердца», добавим, если ничего нет, то ничего и не читайте, лучше посмотрите фильм.
Именно так, как написано в названии этого материала, характеризуют странное явление, которое становится сюжетной основой фильма «Нет» (2022). Надо отметить, что его премьера прошла как-то подозрительно спокойно, хотя проект является в высшей мере провокационным.
Фильм 1962 года «Порожний рейс» навел нас на мысль о том, что есть некие сюжетные конструкции, напоминающие камень на распутье, где замер богатырь. Повернул направо – получил лирическую комедию в стиле «Девчат». Пошел прямо - приобрел романтику, напоминающую «Карьеру Димы Горина». А коли направился налево, то на выходе ожидает криминально-производственная драма (читай - «советский нуар»).
Сомнительная некро-романтика, как бы к Эдгару По никакого отношения не имеющая
Создатели мультфильма «История чёрной шхуны» (2009) самым хитрым образом использовали весьма популярную ныне модель тиражирования сюжетов. Наверное, уже ни для кого не секрет, что медийное пространство прямо-таки переполнено всякого рода спин-оффами, ремейками, приквелами, сиквелами и прочими кроссоверами.
Нет комментариев