Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от наших предков. Это — веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным воскресеньем» или «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.
Обряд Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы (сродни «жирному вторнику»). В православном (русском) церковном календаре, этот период называется Сырной седмицей, — неделя (седмица), следующая за мясопустной седмицей. В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причём обычный пост в среду и пятницу отменяется; в среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья.
В Иркутской губернии Масленица праздновалась «шумно и обжористо». Иркутяне и жители деревень губернии с песнями разъезжали по улицам, попутно навещая друзей и родных. В каждом доме их ждало угощение. При всем богатстве стола, угощения не выходили за рамки, предписанные режимом Сырной недели. Это меню выглядело приблизительно так: пироги с постной начинкой (грибы, капуста, морковь, ягоды и т. п.), блины, оладьи и прочая стряпня, яичница, кисель, молоко, творог, блюда из рыбы, сладости, черемуха, вареная в сусле и т. п. Непременным атрибутом Масленицы в Иркутске были пиво и хворост («сушь»).
В отличие от Европейской России, где блюдом-символом Масленицы были блины, в Иркутске их место занимал хворост. Для развлечения строили ледяные горы (в Иркутске их называли «катушками») на берегу реки. С высокого берега делали из снега и льда спуск на реку, а потом катались на «салазках» или «лотках». Устраивали бег на запряженных лошадьми санях по льду Ангары и Ушаковки. На праздник было принято «есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду».
Существовал еще один масленичный обычай – строить своего рода корабль с мачтой, оснасткой и флагами, называющийся «Масленицею», и с музыкой и песнями возить его по улицам города. Пассажирами этого корабля были музыканты, паяцы, госпожа Масленица, медведь (переодетый паяц) с цыганами. Корабль этот устраивался по приказанию городского начальства, Городской думы, полиции, или по инициативе какого-нибудь горожанина и ездил по городу лишь в последние 2 дня праздника.
В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который заключался как в сожжении чучела Масленицы (Марены), так и в его символических похоронах. Его делают в виде большой куклы из соломы, наряжают старой одеждой, платком. Чучело символизирует зиму, все старое, болезни, неудачи. Сжигая его, прощаются со всем плохим и приветствуют весну – время обновления и приятных перемен. Перед сожжением устраиваются игры, хороводы, песни и пляски, угощения блинами. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки).
Наверное, самые яркие воспоминания о том, как праздновали Масленицу в Иркутске в позапрошлом веке, оставила Екатерина Алексеевна Авдеева-Полевая. Екатерина Авдеева-Полевая считается первой писательницей-сибирячкой, оставившей потомкам довольно ценное литературное наследие. Она хорошо изучила быт, нравы и культуру жителей старой Сибири: горожан, мещан и купечества.
«В Масленицу готовили много пирогов с постной начинкой (грибы, капуста, морковь), а ещё пекли блины, оладьи и прочую стряпню, - пишет в своей книге Екатерина Авдеева-Полевая. - Пили кисель и молоко, ели творог и традиционные блюда из рыбы. Из сладостей ели черёмуху варёную в сусле и ягоды, вываренные в пиве. Непременным атрибутом Масленицы в Иркутске были домашнее пиво и хрустящий хворост – это были такие же традиционные лакомства, как блины».
В статье газеты Восточное Обозрение № 12 за 1892 год от 22 марта написано, как прошла Масленица в селе Усть-Уда Балаганского уезда Иркутской губернии: «Масленица в нынешнем году прошла несравненно веселее н оживленнее прошлогодней: количество разбитых физиономий, вырванных бород, сокрушенных ребер и «отшибленных печенок», слава Богу, весьма значительно.
За удачный праздник надо поблагодарить кабатчиков: один из них хотел было поднять цену на ведро водки до 9 р., но встретил несогласие и понизил старую цену до 5 р. За ним понизили и другие. Ужо с последних дней маслиной начали являться в Уду «страдальцы», разукрашенные соседскими кулаками по всем правилам искусства. Некоторые из них были побиты весьма основательно, что называется всласть, еле дышали... Все направлялись в больницу, к «дохтуру» ... Вы думаете — лечиться? как-бы не так! Кляузники по натуре, они ехали только за медицинским свидетельством о нанесенных им «смертельных» побоев. В перспективе, не смотря на боль, улыбалась картина новой попойки уже на взысканное судом вознаграждение с обидчика... Всякий аккуратно из-за пазухи вытаскивал вещественные доказательства своего ущерба: зубы, клочья, бороды, вихри волос, частицу оторванного уха и пр... Все эти, изъятые из обращения принадлежности были весьма тщательно завернуты н заделаны, а у иных даже припрятаны в коробочки...!».
Последний день Масленой недели называется прощеным днем. В Иркутске, как и по всей России, люди ездили на кладбища, служили панихиды, после чего просили прощения за нанесенные обиды у родных и близких. На следующий день – в понедельник – начинался Великий пост, и называли этот первый день «чистым»: народ ходил в баню, а хозяйки перемывали всю посуду.
После революции 1917 года Масленицу не праздновали. Как свидетельствуют архивные документы, на официальном уровне праздник вновь «признали» только в конце 1950-х годов, правда, дав Масленице новое название – «Проводы зимы». На улицах, площадях, в парках всех советских городов и сел устраивались гуляния. Обязательно стояли столы с выпечкой, блинами, чай с самоваром по русской традиции. На празднование собиралось огромное количество людей, как детей, так и взрослых, и всем было интересно поучаствовать в конкурсах, развлечениях, отведать вкусные блины. Другим обязательным удовольствием было катание на лошадях. Обязательно устраивались разные соревнования – перетягивание каната, ходьба на ходулях, залезание на столб, бег в мешках и т.д.
Комментарии 2