Глеб Юрьевич Верещагин — один из основоположников лимнологической науки и выдающийся исследователь Байкала, ученый-биолог, автор теории морского происхождения байкальской фауны и флоры, трудов по ледовому режиму, динамике и морфологии берегов, гидробиологии Байкала, составитель карты глубин Байкала и рельефа дна озера. Доктор географических наук, профессор.
Родился Глеб Юрьевич Верещагин 14 апреля 1889 года в дворянской семье. В 1908 году окончил гимназию в Варшаве с золотой медалью, а в 1913 году — отделение естествознания физико-математического факультета Варшавского университета. С 1914 года работал младшим зоологом в Зоологическом музее Петербургской академии наук.
Ещё в студенческие годы у него пробудился интерес к Байкалу, когда в 1911 году в Варшавском университете выступал с лекциями об этом озере известный его исследователь Бенедикт Иванович Дыбовский. Студент 3-го курса Глеб Верещагин был сильно увлечён этими лекциями и стал мечтать о Байкале.
Впервые Глеб Юрьевич Верещагин побывал на Байкале летом 1916 года как участник первой экспедиции Комиссии по исследованию озера Байкала (КИБ) под руководством Виталия Чеславовича Дорогостайского. В дневнике он записывает: «…когда я посмотрел на Байкал, то так и замер от величественной картины: на всем протяжении горизонта, вдоль всей противоположной стороны Байкала отчетливо выделялись до половины высоты своей покрытые снегами горные громады, целая горная цепь таинственного названия Хамарда-Бан <…> Нигде не видел я такой дивной картины. И Женевское озеро с его несколькими снежными вершинами у берега – лишь миниатюра по сравнению с этой мощной в сотню верст цепью гор. Воды Байкала синего цвета с темно-зеленым оттенком и нисколько не уступают по красоте водам того же Лемана. Во всей картине поражает ея грандиозный размах сравнительно с Женевским озером: и сам Байкал, и горы, и мощные валы, и бездонные глубины. При этой картине, ради нее можно мириться с какими угодно лишениями и неприятностями».
Исследователи сошли на берег в истоке Ангары, около устья речки Каменушки. Основная цель – найти место для установки постоянной станции по изучению озера. Но время было очень ограничено: за два месяца Глеб Юрьевич сумел только два раза проехать по Байкалу на пароходе, побывать на прилегающих озерах да собрать образцы флоры и фауны. Революция и последующие события Гражданской войны ненадолго прервали эту работу, станция была передана Университету и вышла из ведения Академии наук.
В 1924 году, уже по окончании гражданской войны, В.Ч. Дорогостайский пишет письмо Николаю Викторовичу Насонову с просьбой избавить его от непосильной ноши — Байкальской гидробиологической станции и катера, которые содержались практически на скромные личные средства профессора. Комиссия отреагировала. Должность председателя КИБ занял академик Петр Петрович Сушкин, а в качестве секретаря был избран известный к тому времени исследователь озер Г.Ю. Верещагин. Уже в декабре 1924 года он посещает Иркутск для выяснения обстановки и договаривается с В.Ч. Дорогостайским о разделе имущества гидробиологической станции и дальнейшем продолжении работ.
В 1925 году работа Байкальских академических экспедиций была возобновлена. За первые три экспедиционных периода (с 1925 по 1927 год) под руководством Глеба Юрьевича Верещагина было проведено обследование западных и восточных берегов озера, район станции Маритуй, где располагалась их научная база. Выполнялись батиметрические работы, наблюдения за термическим режимом, гидродинамикой, химическими процессами, активно изучался животный и растительный мир Байкала.
Нет комментариев