С 1965 по 1970 годы Владимир Поткин — слушатель Военной академии бронетанковых войск. Службу в войсках он закончит в должности зам. командира батальона по технической части.
С 1971 года Владимир Иванович начинает трудиться на Уральском вагоностроительном заводе им. Дзержинского Миноборонпрома. За 16 лет он пройдет путь от старшего инженера-конструктора отдела «520» до главного конструктора Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения. В должности главного он проработает 12 лет. Это будут самые сложные годы не только для «Уралвагонзавода», но и всей оборонной промышленности России. Поткин не только сохранит знаменитый завод, он подарит стране чудо-танк.
«Высочайшая боевая эффективность»
В 80-е годы прошлого века мировое танкостроение развивалось по выбранному американцами наиболее простому пути – наращивание брони. Законодателем моды был «М1 Абрамс» – мощная, тяжелая машина с огромной башней. Для тяжелого танка требуется очень мощный двигатель и новая ходовая часть, а это огромные затраты и десятилетия работы.
Поткин выбрал другой путь: от высокотехнологичных средств поражения боевую машину должны защитить столь же современные средства обороны. В 1987 году после назначения главным конструктором Уральского бюро Поткин приступает к активной разработке танка. 5 октября 1992 года он был принят на вооружение уже под индексом Т-90. А 28 июня 1993 года военный атташе посольства США в России сообщил на родину: «На полигоне Кубинка правительству России был представлен танк Т-90 с новым орудием и новой лазерной системой наведения нового поколения. Танк превосходит все мировые аналоги по дальности стрельбы и защищенности».
Принципы вооружения и защиты танка Т-90 легли в основу модернизации всех танков отечественного производства, открыв новую эру танкостроения.
Он горел на работе
Владимир Иванович и на заводе оставался отцом-командиром – жестким, требовательным, порою резким, но одновременно очень заботливым руководителем.
Владимира Ивановича хорошо знали на «Барнаултрансмаше» — у этого предприятия с Нижнетагильским «Уралвагонзаводом» давние производственные отношения. По воспоминаниям барнаульских конструкторов, Поткин пользовался громадным авторитетом и у коллег, и у военных.
В первые годы после распада СССР «Уралвагонзаводу» помогало выживать производство вагонов и экскаваторов. Однако к середине 1990-х из-за отсутствия заказов прославленное предприятие оказалось на грани пропасти. Вопрос уже стоял не о производстве нового танка, а о судьбе целого города и всей отрасли в целом.
Поткин нашел верное решение: именно танк Т-90 должен вывести «Уралвагонзавод» в XXI век. А необходимые средства на сохранение и развитие производства нашли в… Индии. Там пытались создать собственный танк нового поколения «Арджун», но разработка его шла с большим трудом. Вскоре индийские военные заинтересовались танком Т-90. Правда, они потребовали установить новый более мощный двигатель (в рекордно короткие сроки был разработан 1000-сильный многотопливный дизель) и приспособить танк к боевым действиям в условиях тропиков.
…Про таких руководителей, как Поткин, раньше говорили: «Сгорел на производстве». Владимира Ивановича не стало 13 мая 1999 года. Умер утром от сердечного приступа за своим рабочим столом. С Индией уже был подписан предварительный контракт и собрана первая партия для испытаний. В день похорон Поткина три танка были отправлены на индийский полигон.
В пустыни Раджастан Т-90С прошли тесты на прочность – местные военные создавали режимы, которые не выдержит не один танк. Все поломки устранялись на месте – механизмы, требовавшие заводского ремонта, чинились прямо в пустыне на 50-градусной жаре, конструкторы не могли предать дело, за которое Владимир Иванович отдал жизнь.
Испытания, длившиеся почти два месяца, были выдержаны! Сумма заключенного контракта составила 1 миллиард долларов. Индийцы заявили, что в их регионе новейший российский танк является после ядерного оружия вторым по значимости фактором сдерживания. В Индии Т-90С назвали «Бхишма» (Грозный).
На Родине Владимир Поткин был посмертно награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Решением правительства РФ танку Т-90 было присвоено имя «Владимир».
В Калманке, на родине Владимира Поткина, да и в Новосибирске, где он жил и учился 10 лет, о нем практически ничего не знают. Это и не удивительно. Те, кто ковали щит и меч нашей родины, в советское время были людьми засекреченными.
Если бы не он... Не было бы у нас сейчас танковой отрасли, ну и конечно же ни о какой "Армате" и речи бы не шло.
В девяностых годах завеса над многими тайнами была приоткрыта, правда, народу рассказывали о других героях. Но время все расставит по своим местам.
Комментарии 23
Для России невосполнимые потери.