Елена, простите мне мою дерзость, но, насколько я помню, Марина восхищалась Прагой. Аллегория стиха (не мне об этом судить) позволает некоторую неточность, и мне Ваши стихи - и стиль и содержание очень нравятся (хотя, опять же я не критик), но тем не менее "Истина дороже"(с.)
Интересное замечание, Светлана! Но в данном случае поддержу автора. Мне кажется, что отношение Марины Цветаевой описано в строчке "Величественной гордой Праги стать" - это указывает на восхищение Прагой. "О городе, где всё очами
Глядит — последнего в роду. "(Цветаева. "Праге", 1923 г.). Меня тронуло произведение Елены своей пронзительной образностью!
Насчёт образности и владении словом согласна на все 100.
Ход времени привычный вдруг нарушив, Свободу запирали на ключи.
и ещё
Что время беспощадно на скрижалях Посеребрило каждый волосок.
Эти строчки да и не только эти дорогого стоят. Простите, Елена, что разбираю Ваш стих по косточкам, просто хотелось сакцентировать что мне больше всего понравилось. А насчёт Праги и Эйфелевой башни, - не знаю - не заметила.
«…драматизм Марининого детства сказался в том, что словесный-то росток оказался истинным, а музыкальный – побочным, хотя оба шли, конечно, из одной сердцевины, из одного ствола»(Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой: Монография. – Л.: Советский писатель, 1989. Стр. 27)
Приглашаем ВАС на спектакль «Гражданка Цветаева» 25 мая в 19-00 в Московский театр «КУРАЖ» по адресу: м.Курская, ТРК «Атриум», минус 1 этаж. "Гражданка Цветаева" - музыкальный спектакль по мотивам пьесы Игоря Таланкина "Отказываюсь быть". Музыка Дмитрия Таланкина. Сценография - Игорь Нежный. Художник по костюмам - Татьяна Тулубьева. Актеры – молодые артисты московских театров и мюзиклов, Режиссер - народный артист СССР, профессор Георгий Ансимов. Речь идет о последнем, самом напряженном дне жизни гениального поэта. Роль героини исполняется несколькими исполнительницами. Такое решение дает возможность расширить палитру выразительных средств, чтобы создать образ Марины Цветаевой – вечно очаровательной женщины, великого поэта, неудавшейся матери, несчастной жены, измученной «новой жизнью» и войной обывательницы. Победа цветаевского духа и бессмертие поэта, несмотря на реальный уход из жизни – основн
...Ещё
Приглашаем ВАС на спектакль «Гражданка Цветаева» 25 мая в 19-00 в Московский театр «КУРАЖ» по адресу: м.Курская, ТРК «Атриум», минус 1 этаж. "Гражданка Цветаева" - музыкальный спектакль по мотивам пьесы Игоря Таланкина "Отказываюсь быть". Музыка Дмитрия Таланкина. Сценография - Игорь Нежный. Художник по костюмам - Татьяна Тулубьева. Актеры – молодые артисты московских театров и мюзиклов, Режиссер - народный артист СССР, профессор Георгий Ансимов. Речь идет о последнем, самом напряженном дне жизни гениального поэта. Роль героини исполняется несколькими исполнительницами. Такое решение дает возможность расширить палитру выразительных средств, чтобы создать образ Марины Цветаевой – вечно очаровательной женщины, великого поэта, неудавшейся матери, несчастной жены, измученной «новой жизнью» и войной обывательницы. Победа цветаевского духа и бессмертие поэта, несмотря на реальный уход из жизни – основная тема спектакля. Заказать и купить билеты можно по телефону в кассе театра: (495) 504-73-24 или на сайте театра КУРАЖ:
Не приголубили, не отогрели, Гибель твою отвратить не сумели. Неискупаемый смертный грех Так и остался на всех, на всех. Господи, как ты была одинока! Приноровляясь к жизни жестокой...Даже твой сын в свой недолгий срок - Как беспощадно он был жесток! Сил не хватает помнить про это. Вечно в работе, всегда в нищете, Вечно в полете...О путь Поэта! Время не то, и люди не те. (Мария Петровых, 1975г.)
Гармоники неистовые звуки Опять уже кого-то вводят в грех. Каких свиданий и какой разлуки Протянутые без надежды руки, Печаль лихая, жалобящийся смех?
Как будто снова вечер, вечерницы, Иль русского селенья хоровод. Девчата, парубки! Плясать и веселиться Опять кому-то уж пришел черед!
О ритм младого, чуждого веселья, Как ты давно мне надрываешь грудь, На миг свою приоткрываю «келью» Пытаюсь человеком стать, вдохнуть Вот этот ритм, как там его вдыхают, «по за бараками», в душевной простоте.
Но уже что-то вздох мой прерывает — Не веселит мой дух и не смиряет — Неутешимо, в полной немоте Стою, терзаема своей судьбою,
Встречая лбом девятый вал тоски, — А там гармоника как с перепою... Марина! Свидимся ли мы с тобою Иль будем врозь — до гробовой доски?
Все дело в том, чтобы мы любили, чтобы у нас билось сердце — хотя бы разбивалось вдребезги! Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи — те самые серебряные сердечные дребезги. О жизни и любви Марины Ц...
Уважаемые коллеги! Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой» приглашает вас принять участие в международной конференции «Актуальная Цветаева 2014». Тема этого года - «1914 год в жизни Марины ...
Любить — видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители. Марина Цветаева. Вместо предисловия Жизнь и творчество Марины Цветаевой — яркий системный пример жизненного сценария человека с сочетанием дву...
Музыкальная Поэзия со стихами Марины Цветаевой Поэзия в сочетании с музыкой – эффективный путь движения поэзии навстречу людям. С музыкой поэзия лучше воспринимается. Музыка упрощает и ускоряет пут...
Виталий Вульф Марина Цветаева и люди театра Мое поколение росло в то время, когда имя Марины Цветаевой было мало кому известно. Поступив в МГУ, я поселился в квартире выдающегося актера Художественного театра Александра Леонидовича В...
Комментарии 57
Анна Ахматова
ПОЗДНИЙ ОТВЕТ
М.И.Цветаевой
Белорученька моя, чернокнижница...
Невидимка, двойник, пересмешник,
Что ты прячешься в черных кустах,
То забьешься в дырявый скворечник,
То мелькнешь на погибших крестах,
То кричишь из Маринкиной башни:
"Я сегодня вернулась домой.
Полюбуйтесь, родимые пашни,
Что за это случилось со мной.
Поглотила любимых пучина,
И разрушен родительский дом".
Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идем,
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет,
А вокруг погребальные звоны,
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающей след.
16 марта 1940. Фонтанный Дом
Леонид Губанов
МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ
Была б жива Цветаева,
Пошел бы в ноги кланяться -
Пускай она седая бы
И в самом ветхом платьице.
Понес бы водку белую
И пару вкусных шницелей,
Присел бы наглым беркутом -
Знакомиться ль? Молиться ли?..
Пускай была бы грустная
И скатерть даже грязная,
Но только б слышать с уст ее
Про розовое разное.
Но только б видеть глаз ее
Фиалковые тени
И чудо челки ласковой
И чокнуться в колени.
Жила на свете меточка
Курсисточкой красивой,
В бумажном платье девочка
Петлю с собой насила.
Писала свитки целые,
Курила трубку черную,
Любила спать за церковью,
Ходить в пацаньих чоботах.
И доигралась, алая,
И потеряла голову,
Одно лишь слово балуя,
Ты замерзала голая.
Один лишь стол в любовниках,
Одна лишь ночь в и
...ЕщёЛеонид Губанов
МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ
Была б жива Цветаева,
Пошел бы в ноги кланяться -
Пускай она седая бы
И в самом ветхом платьице.
Понес бы водку белую
И пару вкусных шницелей,
Присел бы наглым беркутом -
Знакомиться ль? Молиться ли?..
Пускай была бы грустная
И скатерть даже грязная,
Но только б слышать с уст ее
Про розовое разное.
Но только б видеть глаз ее
Фиалковые тени
И чудо челки ласковой
И чокнуться в колени.
Жила на свете меточка
Курсисточкой красивой,
В бумажном платье девочка
Петлю с собой насила.
Писала свитки целые,
Курила трубку черную,
Любила спать за церковью,
Ходить в пацаньих чоботах.
И доигралась, алая,
И потеряла голову,
Одно лишь слово балуя,
Ты замерзала голая.
Один лишь стол в любовниках,
Одна лишь ночь в избранницах,
Ах, от тебя садовнику
Вовеки не избавиться...
Небесному - небесное,
Земному - лишь земное.
И ты летишь над бездною
Счастливейшей звездою.
Все понялА - отвергнула,
Поцеловала - ахнула,
Ну а теперь ответа жди
От золотого Ангела!
Пусть сыну честь - гранатою
А мужу слава - пулей,
Зато тебя с солдатами
Одели и обули.
И ничего не вспомнила,
Перекрестилась толечко -
Налей стаканы полные,
Зажри все лунной корочкой!
Здоровье пью рабы твоей
Заложницы у Вечности
Над тайнами зарытыми,
Страстями подвенечными.
Какое это яблоко
По счету своевольное.
Промокшая Елабуга,
Печаль моя запойная...
Была б жива Цветаева,
Пошел бы в ноги кланяться
За то, что не святая ты,
А лишь страстная пятница.
И грустная, и грешная,
И горькая, и сладкая
Сестрица моя нежная,
Сестрица моя славная.
Дай Бог в гробу не горбиться,
Мои молитвы путая,
Малиновая горлица
Серебряного утра!
Ольга Григорьева.
* * *
Елабуга всегда означает "смерть".
Таруса всегда означает "жизнь".
О, побывать бы там, поспешить,
успеть.
Сбежать, как Марина – с пригорка,
до речки, вниз!
Обнимет прохладой, волной унесет
река.
Плоты проплывали, собор над водой
парил...
И с именем речки рифмуются
облака,
И с именем Муси
рифмуется целый мир!
Таруса... торосы... колеса...
Их вечный стук.
Не зря воронье закружило -
к беде, к беде.
Изгнание, ссылка...
От счастья - лишь гулкий звук.
Где Ася, Сергей, Ариадна?
Марина где?
И, может, мелькнули в сознаньи
в последний миг
Не чудные строчки, сбегающие
с пера,
Не Прага, Париж - что хорошего
было в них?
Таруса и Ася. Она бы спасла,
сестра.
Но давит петлею холодный и липкий
страх -
Поэтов в России всегдаподбивали
влет...
З
...ЕщёОльга Григорьева.
* * *
Елабуга всегда означает "смерть".
Таруса всегда означает "жизнь".
О, побывать бы там, поспешить,
успеть.
Сбежать, как Марина – с пригорка,
до речки, вниз!
Обнимет прохладой, волной унесет
река.
Плоты проплывали, собор над водой
парил...
И с именем речки рифмуются
облака,
И с именем Муси
рифмуется целый мир!
Таруса... торосы... колеса...
Их вечный стук.
Не зря воронье закружило -
к беде, к беде.
Изгнание, ссылка...
От счастья - лишь гулкий звук.
Где Ася, Сергей, Ариадна?
Марина где?
И, может, мелькнули в сознаньи
в последний миг
Не чудные строчки, сбегающие
с пера,
Не Прага, Париж - что хорошего
было в них?
Таруса и Ася. Она бы спасла,
сестра.
Но давит петлею холодный и липкий
страх -
Поэтов в России всегдаподбивали
влет...
Зачем так сжимает сердце
при двух словах -
Таруса, Елабуга. Что же
туда влечет?
Наверное, ради этого стоитжить -
Увидеть в ином измереньи,
сквозь толщу лет:
Марина, раскинув руки,
с горы бежит
И Ася смеется,
и что-то кричит ей вслед.
31 августа.
Надежда Абатина
ПАМЯТИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
Начиталась - приобщилась,
Как нектара напилась…
Словно сладкой земляничкой
На могилке налилась.
Показалось - будто взоры,
Наши, встретились сквозь тень,
Строчек стройного забора
И безвременья плетень.
Было время и чернила,
Ох, чеканила слова…
Что ни стих - то покрывало,
Будто с неба сорвала…
Что и хлебом то и кровом,
Необычною судьбой.
Толи плахой, толи троном.
Толи нищенской сумой.
От того ходила в лаврах
И тяжёлый крест несла,
Что до неба доставала
Краем белого крыла.
Есть тебя достойней имя,
Да названной не была.
В светлом имени Марина
Ты бессмертье обрела.
Евгений Евтушенко
ЕЛАБУЖСКИЙ ГВОЗДЬ
Памяти М.Цветаевой
Помнишь, гераневая Елабуга,
ту городскую, что вечность назад
долго курила, курила, как плакала,
твой разъедающий самосад?
Бога просила молитвенно, ранено,
чтобы ей дали белье постирать.
Вы мне позвольте, Марина Ивановна,
там, где вы жили, чуть-чуть постоять.
Бабка открыла калитку зыбучую:
"Пытка под старость - незнамо за что.
Ходют и ходют - ну прямо замучили.
Дом бы продать, да не купит никто.
Помню - была она строгая, крупная.
Не подходила ей стирка белья.
Не получалось у ней с самокрутками.
Я их крутила. Веревку - не я".
Сирые сени. Слепые. Те самые,
где оказалась пенька хороша,
где напослед леденяющею Камою
губы смочить привелось из ковша.
Гвоздь, а не крюк.
Он граненый, увесистый -
для хомутов, для рыба
...ЕщёЕвгений Евтушенко
ЕЛАБУЖСКИЙ ГВОЗДЬ
Памяти М.Цветаевой
Помнишь, гераневая Елабуга,
ту городскую, что вечность назад
долго курила, курила, как плакала,
твой разъедающий самосад?
Бога просила молитвенно, ранено,
чтобы ей дали белье постирать.
Вы мне позвольте, Марина Ивановна,
там, где вы жили, чуть-чуть постоять.
Бабка открыла калитку зыбучую:
"Пытка под старость - незнамо за что.
Ходют и ходют - ну прямо замучили.
Дом бы продать, да не купит никто.
Помню - была она строгая, крупная.
Не подходила ей стирка белья.
Не получалось у ней с самокрутками.
Я их крутила. Веревку - не я".
Сирые сени. Слепые. Те самые,
где оказалась пенька хороша,
где напослед леденяющею Камою
губы смочить привелось из ковша.
Гвоздь, а не крюк.
Он граненый, увесистый -
для хомутов, для рыбацких снастей.
Слишком здесь низко,
чтоб взять и повеситься.
Вот удавиться - оно попростей.
Ну а старуха, что выжила впроголодь,
мне говорит, словно важный я гость:
"Как мне с гвоздем-то?
Все смотрят и трогают.
Может, возьмете себе этот гвоздь?"
Бабушка, я вас прошу как о милости, -
только не спрашивайте опять:
"А отчего она самоубилась-то?
Вы ведь ученый. Вам легче понять".
Бабушка, страшно мне в сенцах и комнате.
Мне бы поплакать на вашем плече.
Есть лишь убийства на свете, запомните.
Самоубийств не бывает вообще.
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
/М.Цветаева/
*****
Горит свеча и плачет стеарином,
Стою безмолвно я у Твоего окна,
Так больно мне, Цветаева Марина,
Душа моя пуста и холодна.
Томимый скорбью и тоской незримой,
Читая строки из предсмертного письма,
Словно кленовый лист, покрытый паутиной,
Оборвалось вдруг сердце у меня.
И понеслось, по нивам и кручинам,
Маня и увлекая за собой,
Я вслед за ним иду неутомимо
Тобою проторенною тропой.
Открою тайн моих туманную завесу,
Что муки Твои были неспроста,
Всем невдомек, что Ты не поэтесса,
Ты - Вестник божий, Ты - Его уста!!!
А я лишь тот, кто на Тебя похожий,
С печальным взглядом, устремленным вниз,
Простой остановившийся прохожий,
Услышавший Твой глас: - «Остановись!»
(Виктор Ш.
...ЕщёИдешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
/М.Цветаева/
*****
Горит свеча и плачет стеарином,
Стою безмолвно я у Твоего окна,
Так больно мне, Цветаева Марина,
Душа моя пуста и холодна.
Томимый скорбью и тоской незримой,
Читая строки из предсмертного письма,
Словно кленовый лист, покрытый паутиной,
Оборвалось вдруг сердце у меня.
И понеслось, по нивам и кручинам,
Маня и увлекая за собой,
Я вслед за ним иду неутомимо
Тобою проторенною тропой.
Открою тайн моих туманную завесу,
Что муки Твои были неспроста,
Всем невдомек, что Ты не поэтесса,
Ты - Вестник божий, Ты - Его уста!!!
А я лишь тот, кто на Тебя похожий,
С печальным взглядом, устремленным вниз,
Простой остановившийся прохожий,
Услышавший Твой глас: - «Остановись!»
(Виктор Ш.)
Бахыт Кенжеев Любому веку нужен свой язык.
Любому веку нужен свой язык.
Здесь Белый бы поставил рифму "зык".
Старик любил мистические бури,
таинственное золото в лазури,
поэт и полубог, не то что мы,
изгнанник символического рая,
он различал с веранды, умирая,
ржавеющие крымские холмы.
Любому веку нужен свой пиит.
Гони мерзавца в дверь - вернется через
окошко. И провидческую ересь
в неистовой печали забубнит,
на скрипочке оплачет времена
античные, чтоб публика не знала
его в лицо, - и молча рухнет на
перроне Царскосельского вокзала.
Еще одна: курила и врала,
и шапочки вязала на продажу,
морская
...ЕщёБахыт Кенжеев Любому веку нужен свой язык.
Любому веку нужен свой язык.
Здесь Белый бы поставил рифму "зык".
Старик любил мистические бури,
таинственное золото в лазури,
поэт и полубог, не то что мы,
изгнанник символического рая,
он различал с веранды, умирая,
ржавеющие крымские холмы.
Любому веку нужен свой пиит.
Гони мерзавца в дверь - вернется через
окошко. И провидческую ересь
в неистовой печали забубнит,
на скрипочке оплачет времена
античные, чтоб публика не знала
его в лицо, - и молча рухнет на
перроне Царскосельского вокзала.
Еще одна: курила и врала,
и шапочки вязала на продажу,
морская дочь, изменница, вдова,
всю пряжу извела, чернее сажи
была лицом. Любившая, как сто
сестер и жен, веревкою бесплатной
обвязывает горло - и никто
не гладит ей седеющие патлы.
Любому веку... Брось, при чем тут век!
Он не длиннее жизни, а короче.
Любому дню потребен нежный снег,
когда январь. Луна в начале ночи,
когда июнь. Антоновка в руке
когда сентябрь. И оттепель, и сырость
в начале марта, чтоб под утро снилась
строка на неизвестном языке.
Ей надо было – Родину и стол,
...ЕщёИ лист бумаги, можно и не белый,
И снова взгляд – уверенный и смелый,
В работу впрячься, как упрямый вол.
А был безумный век, и палачи,
Не сдерживая хохот, били в души.
Ход времени привычный вдруг нарушив,
Свободу запирали на ключи.
Семнадцать лет… Марина, это срок!
Как видно, очень сильно тебя гнали,
Что время беспощадно на скрижалях
Посеребрило каждый волосок.
И Эйфелева (хоть рукой поддать!)
Сомнений нет – тебя не заманила.
Своей красою вовсе не пленила
Величественной гордой Праги стать.
И болью дышит каждый твой листок,
И памятью наполнены страницы.
А ты с надеждой смотришь в эти лица,
Которые не стоят твоих строк.
И ты вернулась, только вот куда?
К чему стремилась? Нет страны на карте.
Стоишь, растерянно молчишь. На старте
Жизнь замерла. Чужие города.
Чужие лица, дом совсем чужой.
Где муж? Где
Ей надо было – Родину и стол,
И лист бумаги, можно и не белый,
И снова взгляд – уверенный и смелый,
В работу впрячься, как упрямый вол.
А был безумный век, и палачи,
Не сдерживая хохот, били в души.
Ход времени привычный вдруг нарушив,
Свободу запирали на ключи.
Семнадцать лет… Марина, это срок!
Как видно, очень сильно тебя гнали,
Что время беспощадно на скрижалях
Посеребрило каждый волосок.
И Эйфелева (хоть рукой поддать!)
Сомнений нет – тебя не заманила.
Своей красою вовсе не пленила
Величественной гордой Праги стать.
И болью дышит каждый твой листок,
И памятью наполнены страницы.
А ты с надеждой смотришь в эти лица,
Которые не стоят твоих строк.
И ты вернулась, только вот куда?
К чему стремилась? Нет страны на карте.
Стоишь, растерянно молчишь. На старте
Жизнь замерла. Чужие города.
Чужие лица, дом совсем чужой.
Где муж? Где дочь? И не найти ответа.
В твоих глазах так мало стало света,
Ты для страны своей-чужой изгой.
А впереди Елабуга чернит,
Ее земля ложится в изголовье.
И только нашей болью, болью, болью
Тебе воздвигнут памятник-гранит. (мои)
Елена, простите мне мою дерзость, но, насколько я помню, Марина восхищалась Прагой. Аллегория стиха (не мне об этом судить) позволает некоторую неточность, и мне Ваши стихи - и стиль и содержание очень нравятся (хотя, опять же я не критик), но тем не менее "Истина дороже"(с.)
Интересное замечание, Светлана! Но в данном случае поддержу автора. Мне кажется, что отношение Марины Цветаевой описано в строчке "Величественной гордой Праги стать" - это указывает на восхищение Прагой. "О городе, где всё очами
Глядит — последнего в роду. "(Цветаева. "Праге", 1923 г.). Меня тронуло произведение Елены своей пронзительной образностью!
Спасибо, что откликнулись!!! А мне еще сделали замечание, что на слух воспринимается, будто башня в Праге находится)))
Спасибо за отзыв, Ольга!!!
Насчёт образности и владении словом согласна на все 100.
Ход времени привычный вдруг нарушив,
Свободу запирали на ключи.
и ещё
Что время беспощадно на скрижалях
Посеребрило каждый волосок.
Эти строчки да и не только эти дорогого стоят.
Простите, Елена, что разбираю Ваш стих по косточкам, просто хотелось сакцентировать что мне больше всего понравилось. А насчёт Праги и Эйфелевой башни, - не знаю - не заметила.
Я тоже не заметила про Прагу и Эйфелеву башню...
"Что время беспощадно на скрижалях
Посеребрило каждый волосок." - я думала, что эти строки вызовут вопросы. Сомневалась, оставлять ли их.
"мне это очень нужна оценка" - ой, не так написала. Мне очень нужна оценка)
"Знаю, умру на заре!"
(М.Цветаева)
«Пляшущим шагом прошла по земле»,
Яркими метами – гроздья рябины
Светят поныне в мерцающей мгле
Всем, кто сегодня живет на чужбине.
Разве возможно, чтоб факел потух?
Утром и вечером искры – дар Божий!
Тело же бренно, нетленен Твой дух.
«Есть и была», – скажет каждый прохожий.
Щедрое небо грустит по Тебе –
Матери горе дождем разразится.
В белую лебедь на русской земле
Каждое слово Твое превратится. (04.11.12)
С непокрытой гордой головой
Из забвенья – шаг навстречу людям.
Через годы буйною строкой,
Честным ликованьем правосудья
Ворвалась в изменчивую жизнь,
Разбросала брызги из фонтана.
Времени разрушив виражи,
Фениксом воскресла из тумана.
Подарила голос страстный свой
Ищущим и ждущим откровенья.
Покорила Родину душой,
Победив и время, и забвенье. (10.11.12)
И музыкальный, и словесный
Ростки– из одного ствола!
Марии выбор интересный:
Бумажный голод – все дела!
Так Рубинштейна ученица
Словесный оттеснит побег.
Но Слово рвется на ст
...ЕщёИ музыкальный, и словесный
Ростки– из одного ствола!
Марии выбор интересный:
Бумажный голод – все дела!
Так Рубинштейна ученица
Словесный оттеснит побег.
Но Слово рвется на страницу
Сквозь добродушный папин смех.
И вожделение к бумаге
Всю жизнь преследует творца:
В России, сонной Польше, Праге,
Вплоть до трагичного конца.
А Слово рвется на страницу
Конторской книги – в чернозем.
Не плавной лебединой птицей,
А гордым Феникса крылом. (16.11.12)
«…драматизм Марининого детства сказался в том, что словесный-то росток оказался истинным, а музыкальный – побочным, хотя оба шли, конечно, из одной сердцевины, из одного ствола»(Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой: Монография. – Л.: Советский писатель, 1989. Стр. 27)
Добавила Dasha Butsko
МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ
Двух белых крыльев волнующий взмах.
Чайкою ты парила.
Каплей морской на моих устах
Имя твое – Марина.
…
Рифмой лечила душевную боль,
Куря по ночам папиросу,
Пытаясь к любви подобрать пароль.
Петля – словно знак вопроса:
За что же тебя так испытывал мир
Своим одиночеством, грустью?
Вытри глаза и печаль прими.
Скоро она отпустит.
Зима заметала пургою поля,
Выбросив белое знамя.
Вот и конец. Завязалась петля,
Как узелок на память
О детстве, где был и уют, и покой.
Выпей Кинзмараули,
Вспомни о жизни своей земной.
Возможно, в небесной лазури
Ты сможешь простить всем былые грехи
И вынуть из сердца занозу,
С которой творила когда-то стихи.
А жизнь в это время прозу
Тебе сочиняла. С жестким концом.
С трагичным, неженским финалом.
И близится время свиданья с Творцом.
<...ЕщёДобавила Dasha Butsko
МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ
Двух белых крыльев волнующий взмах.
Чайкою ты парила.
Каплей морской на моих устах
Имя твое – Марина.
…
Рифмой лечила душевную боль,
Куря по ночам папиросу,
Пытаясь к любви подобрать пароль.
Петля – словно знак вопроса:
За что же тебя так испытывал мир
Своим одиночеством, грустью?
Вытри глаза и печаль прими.
Скоро она отпустит.
Зима заметала пургою поля,
Выбросив белое знамя.
Вот и конец. Завязалась петля,
Как узелок на память
О детстве, где был и уют, и покой.
Выпей Кинзмараули,
Вспомни о жизни своей земной.
Возможно, в небесной лазури
Ты сможешь простить всем былые грехи
И вынуть из сердца занозу,
С которой творила когда-то стихи.
А жизнь в это время прозу
Тебе сочиняла. С жестким концом.
С трагичным, неженским финалом.
И близится время свиданья с Творцом.
Ты ведь об этом мечтала?
- Знаю, что нет здесь запретных тем.
Боже, я так устала.
Зачем меня била судьба так? – Затем,
Чтобы ты ТАК писала.
…
Старый истрепанный томик в руках.
Треск дров в старинном камине.
Снова морской каплей на губах
Имя – Марина… Марина…
Игорь Лиджигоряев
Марине Цветаевой.
Между нами годы, дали.
Версты, верстами врастали.
Слышен плач по всей России.
По тебе одной, Марина.
Толи быль, а толи небыль.
Между нами сны и небо.
И судьба была жестока.
И к тебе одной дорога.
Зимы были, будут весны.
Между нами солнце, звезды.
Незабыта, неподвластна.
Жизнь твоя была прекрасна.
Где печаль там радость будет.
Между нами старость, юность.
Новый век, как ты восстанет.
Он твоим, Марина, станет.
19.02.1999г.
Россия - тАм: старинный русский город.
Поют колокола, привычен быт.
Там - всяк душой как будто вечно молод.
Там - всяк ушедший будет вмиг забыт.
Здесь - тоже торжествующие звуки:
Зовет к вечерней службе дивный звон.
Но сердце бьется в клетке от разлуки.
"Москва моя", - выводится пером...
Склонила голову и сжала руки,
Слезой в тетради: "Боже, отпусти!"
Бессмысленность тоски. Бессилье скуки.
И колокола звон в ее горсти...
Легчайшей тенью ляжет на страницу -
Родным простором - светлая Москва.
Простой бумаге не важны границы.
Бег километров не сотрет родства.
Марина - море, волны, папироса...
Изгиб руки, задумчивый анфас...
А нивы золотые до покоса
Мятежным словом отзовутся в нас...
© Copyright: Елена Бекасова, 2013
Свидетельство о публикации №113010410436
Приветливо встречает Коктебель,
Песок прибрежный струйкой серебрится.
Художник терпеливо акварель
На лист наносит. Радостные лица
Глядят с портретов, выстроившись в ряд,
Хранят в улыбке судеб разных тайны.
У церкви ярко купола горят,
И лики их загадочно-хрустальны...
У моря здесь был найден сердолик,
Кружились так же у прибоя чайки...
А юноша тот царственно-велик,
В глазах больших и серых без утайки
Застыла грусть несказанных потерь.
Природа. Воздух. Свежее дыханье...
Нежданный лекарь - сонный Коктебель,
И моря грусть, и первое свиданье...
По-прежнему сверкает акварель,
Песок прибрежный струйкой серебрится.
Как и тогда - влюбленный Коктебель
С улыбкой смотрит в радостные лица...
© Copyright: Елена Бекасова, 2013
Свидетельство о публикации №113010600253
Сонет Марине
За певчий бунт, за крестную судьбу,
по смертный миг плательщицу оброка,
да смуглый лоб, воскинутый высоко,
люблю Марину — Божию рабу.
Люблю Марину — Божия пророка
с грозой перстов, притиснутых ко лбу,
с петлей на шее, в нищенском гробу,
приявшу честь от родины и рока,
что в снах берез касалась горней грани,
чья длань щедра, а дух щедрее длани.
Ее тропа — дождем с моих висков,
ее зарей глаза мои моримы,
и мне в добро Аксаков и Лесков —
любимые прозаики Марины.1
Борис Чичибабин
Марина Цветаева
Автор: Наталия Кравченко
«Всю жизнь напролёт пролюбила не тех», —
мне слышится вздох её грешный.
Что делать с тоской безутешных утех,
с сердечной зияющей брешью?
Что делать с расплатой по вечным счетам,
с ознобом нездешнего тела?
Любила не тех, и не так, и не там...
Иначе она не умела.
У гения кодекс иной и устав.
Он золото видит в отбросах.
Любить... Но кого же? — мы спросим, устав.
Пред ней не стояло вопросов.
Ей жар безответный в веках не избыть.
Любой Гулливер с нею — хлюпик.
О, если бы так научиться любить!
С тех пор так никто уж не любит...
ЛЮБОВЬ НОВИКОВА
МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ ПОСВЯЩАЮ
…
Ты позволь мне о тебе говорить.
Не сказать( Я ли тебя скажу).
Говорить, говорить. Словно воду лить
На засеянную тобою межу
Говорить, говорить...Мне тобой не быть.
Даже тенью твоей мне не стать.
Просто Слов твоих суровую нить
Расплетать и вновь заплетать.
Проломиться бы мне на сто лет назад.
(Без тебя где мне жить - не все ли равно).
У тебя на Москве купола горят,
А мои - сгорели давно.
Для таких, как ты - не писан закон.
Для таких,
...ЕщёЛЮБОВЬ НОВИКОВА
МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ ПОСВЯЩАЮ
…
Ты позволь мне о тебе говорить.
Не сказать( Я ли тебя скажу).
Говорить, говорить. Словно воду лить
На засеянную тобою межу
Говорить, говорить...Мне тобой не быть.
Даже тенью твоей мне не стать.
Просто Слов твоих суровую нить
Расплетать и вновь заплетать.
Проломиться бы мне на сто лет назад.
(Без тебя где мне жить - не все ли равно).
У тебя на Москве купола горят,
А мои - сгорели давно.
Для таких, как ты - не писан закон.
Для таких, как я - что ни шаг - сто оков.
Постоять бы мне у твоих икон,
Да твоих бы послушать Слов.
Приглашаем ВАС на спектакль «Гражданка Цветаева» 25 мая в 19-00 в Московский театр «КУРАЖ» по адресу: м.Курская, ТРК «Атриум», минус 1 этаж.
...Ещё"Гражданка Цветаева" - музыкальный спектакль по мотивам пьесы Игоря Таланкина "Отказываюсь быть". Музыка Дмитрия Таланкина. Сценография - Игорь Нежный. Художник по костюмам - Татьяна Тулубьева. Актеры – молодые артисты московских театров и мюзиклов, Режиссер - народный артист СССР, профессор Георгий Ансимов.
Речь идет о последнем, самом напряженном дне жизни гениального поэта. Роль героини исполняется несколькими исполнительницами. Такое решение дает возможность расширить палитру выразительных средств, чтобы создать образ Марины Цветаевой – вечно очаровательной женщины, великого поэта, неудавшейся матери, несчастной жены, измученной «новой жизнью» и войной обывательницы.
Победа цветаевского духа и бессмертие поэта, несмотря на реальный уход из жизни – основн
Приглашаем ВАС на спектакль «Гражданка Цветаева» 25 мая в 19-00 в Московский театр «КУРАЖ» по адресу: м.Курская, ТРК «Атриум», минус 1 этаж.
http://kurage.ru/afisha/repertuar/33/"Гражданка Цветаева" - музыкальный спектакль по мотивам пьесы Игоря Таланкина "Отказываюсь быть". Музыка Дмитрия Таланкина. Сценография - Игорь Нежный. Художник по костюмам - Татьяна Тулубьева. Актеры – молодые артисты московских театров и мюзиклов, Режиссер - народный артист СССР, профессор Георгий Ансимов.
Речь идет о последнем, самом напряженном дне жизни гениального поэта. Роль героини исполняется несколькими исполнительницами. Такое решение дает возможность расширить палитру выразительных средств, чтобы создать образ Марины Цветаевой – вечно очаровательной женщины, великого поэта, неудавшейся матери, несчастной жены, измученной «новой жизнью» и войной обывательницы.
Победа цветаевского духа и бессмертие поэта, несмотря на реальный уход из жизни – основная тема спектакля.
Заказать и купить билеты можно по телефону в кассе театра: (495) 504-73-24 или на сайте театра КУРАЖ:
Мероприятие: http://vk.com/event6834256
Рецензии на афише: http://www.afisha.ru/performance/76073/
Инфо: http://proartinfo.ru/afisha/muzykalnyi-spektakl-grazh..
Памяти М.Ц.
Не приголубили, не отогрели, Гибель твою отвратить не сумели. Неискупаемый смертный грех Так и остался на всех, на всех. Господи, как ты была одинока! Приноровляясь к жизни жестокой...Даже твой сын в свой недолгий срок - Как беспощадно он был жесток! Сил не хватает помнить про это. Вечно в работе, всегда в нищете, Вечно в полете...О путь Поэта! Время не то, и люди не те. (Мария Петровых, 1975г.)
Добавила Елена(Yelena) Волошина(Voloshina)
ПОСВЯЩАЕТСЯ МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ
Из строк неистовых, обрывков страстных фраз
Восходит образ пламенной Психеи,
И тусклый свет ее бездонных глаз
Уж догорал, озноб окутал шею…
А в пальцах – лёд, и губы побелели…
И слёзы на ресницах всё дрожат.
Она любила и любви хотела!
Но у любви той наступил закат.
Она узнала боль разлуки и потери,
Изведала измену и обман…
Но сердцу лишь в любовь хотелось верить –
Оно прощает, но болит от ран.
Но, жаждою любви томима,
Она по свету бродит вновь…
Проходит лес, пустыни мимо
И ищет свою новую любовь.
И вновь готова в океан
Безумств и страсти броситься отважно,
Идти, как камень, медленно на дно.
И лишь кричит: «Я не боюсь, что скажет
Об этом бог! Испью я всё
До дна, до умопомраченья:
Любовь и боль! ...Не помня о богах!
Любви ищу! Я не молю прощенья!</
...ЕщёДобавила Елена(Yelena) Волошина(Voloshina)
ПОСВЯЩАЕТСЯ МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ
Из строк неистовых, обрывков страстных фраз
Восходит образ пламенной Психеи,
И тусклый свет ее бездонных глаз
Уж догорал, озноб окутал шею…
А в пальцах – лёд, и губы побелели…
И слёзы на ресницах всё дрожат.
Она любила и любви хотела!
Но у любви той наступил закат.
Она узнала боль разлуки и потери,
Изведала измену и обман…
Но сердцу лишь в любовь хотелось верить –
Оно прощает, но болит от ран.
Но, жаждою любви томима,
Она по свету бродит вновь…
Проходит лес, пустыни мимо
И ищет свою новую любовь.
И вновь готова в океан
Безумств и страсти броситься отважно,
Идти, как камень, медленно на дно.
И лишь кричит: «Я не боюсь, что скажет
Об этом бог! Испью я всё
До дна, до умопомраченья:
Любовь и боль! ...Не помня о богах!
Любви ищу! Я не молю прощенья!
АНАСТАСИЯ ЦВЕТАЕВА
Моей сестре МаринеГармоники неистовые звуки
Опять уже кого-то вводят в грех.
Каких свиданий и какой разлуки
Протянутые без надежды руки,
Печаль лихая, жалобящийся смех?
Как будто снова вечер, вечерницы,
Иль русского селенья хоровод.
Девчата, парубки! Плясать и веселиться
Опять кому-то уж пришел черед!
О ритм младого, чуждого веселья,
Как ты давно мне надрываешь грудь,
На миг свою приоткрываю «келью»
Пытаюсь человеком стать, вдохнуть
Вот этот ритм, как там его вдыхают,
«по за бараками», в душевной простоте.
Но уже что-то вздох мой прерывает —
Не веселит мой дух и не смиряет —
Неутешимо, в полной немоте
Стою, терзаема своей судьбою,
Встречая лбом девятый вал тоски, —
А там гармоника как с перепою...
Марина! Свидимся ли мы с тобою
Иль будем врозь — до гробовой доски?
<f z-1>1939 год
И сегодня ищу опять,
Но опять ты уходишь прочь,
Не дозваться и не догнать.
Не остыли твои следы,
Звук шагов твоих слышу я,
Но идёшь, не задев земли,
Но идёшь, не смутив воды,
Ненастигнутая моя.
Веретёнами фонарей
Отражается ночь в реке,
Не сожму я твоей руки
В опустевшей своей руке.
Край одежды твоей ловлю,
Между пальцев — клочок зари.
Знаешь ты, как тебя люблю,
Хоть со мною — заговори!
Иль земная чужда печаль?
Но в какой же тогда тоске
Возвращаешься по ночам
К растоптавшей тебя Москве? Ариадна Эфрон.