"Моя мечта: монастырский сад, библиотека, старое вино из погреба, длинная трубка и какой-нибудь семидесятилетний "из прежних", который приходил бы по вечерам слушать, что я написала, и сказать, как меня любит. Я хотела, чтобы меня любил старик, многих любивший. Не хочу быть старше, зорче. Не хочу, чтобы на меня смотрели вверх. Этого старика я жду с 14 лет."
Мне нравится, что Вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не Вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной, Распущенной — и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Мне нравится еще, что Вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не Вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе... Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя! Спасибо Вам и сердцем, и рукой За то, что Вы меня — не зная сами! - Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами. За наши не-гулянья под луной, За солнце не у нас над головами, За то, что Вы больны — увы! — не мной, За то, что я больна — увы! — не Вами!
Я Вас больше не люблю. Ничего не случилось, — жизнь случилась. Я не думаю о Вас ни утром, просыпаясь, ни ночью, засыпая, ни на улице, ни под музыку, — никогда. Если бы Вы полюбили другую женщину, я бы улыбнулась — с высокомерным умилением — и задумалась — с любопытством — о Вас и о ней. Все, что я чувствую к Вам — легкое волнение от голоса, и то общее творческое волнение, как всегда в присутствии ума-партнера. Ваше лицо мне по-прежнему нравится. Почему я Вас больше не люблю? Зная меня, Вы не ждете «не знаю». Два года подряд я — мысленно — в душе своей — таскала Вас с собой по всем дорогам, залам, церквам, вагонам, я не расставалась с Вами ни на секунду, считала часы, ждала звонка, лежала, как мертвая, если звонка не было, всё, как все, и все-таки не всё, как все. Вижу Ваше смуглое лицо над стаканом кофе — в кофейном и табачном дыму — Вы были как бархат, я говорю о голосе — и как сталь — говорю о словах — я любовалась Вами, я Вас очень любила. Вы перв...ЕщёЯ Вас больше не люблю. Ничего не случилось, — жизнь случилась. Я не думаю о Вас ни утром, просыпаясь, ни ночью, засыпая, ни на улице, ни под музыку, — никогда. Если бы Вы полюбили другую женщину, я бы улыбнулась — с высокомерным умилением — и задумалась — с любопытством — о Вас и о ней. Все, что я чувствую к Вам — легкое волнение от голоса, и то общее творческое волнение, как всегда в присутствии ума-партнера. Ваше лицо мне по-прежнему нравится. Почему я Вас больше не люблю? Зная меня, Вы не ждете «не знаю». Два года подряд я — мысленно — в душе своей — таскала Вас с собой по всем дорогам, залам, церквам, вагонам, я не расставалась с Вами ни на секунду, считала часы, ждала звонка, лежала, как мертвая, если звонка не было, всё, как все, и все-таки не всё, как все. Вижу Ваше смуглое лицо над стаканом кофе — в кофейном и табачном дыму — Вы были как бархат, я говорю о голосе — и как сталь — говорю о словах — я любовалась Вами, я Вас очень любила. Вы первый перестали любить меня. Если бы этого не случилось, я бы до сих пор Вас любила, ибо я люблю всегда до самой последней возможности. Сначала Вы приходили в 4 часа, потом в 5 ч., потом в 6 ч., потом в восьмом, потом совсем перестали. Вы не разлюбили меня (как отрезать). Вы просто перестали любить меня каждую минуту своей жизни, и я сделала то же, послушалась Вас, как всегда. Вы первый забыли, кто я.
Марина #Цветаева, из записных книжек и тетрадей. Письмо за октябрь.
На плече моем на правом Примостился голубь-утро, На плече моем на левом Примостился филин-ночь. Прохожу, как царь казанский. И чего душе бояться - Раз враги соединились, Чтоб вдвоем меня хранить! Марина Цветаева
И не книжной любовью цитатною , чем - то - выше всех жизненных сил .
Мать - природа – <s sfgc33
...Ещё
С . Парнок и М . Цветаева
Несчастливо любила Цветаеву –
их двоих словно смерч подкосил .
И не книжной любовью цитатною , чем - то - выше всех жизненных сил .
Мать - природа – она не распутница , но она - не всегда - благодать . Есть загадки в ней , есть и путаница , не распутать их , не отгадать .
Даже странность любви – целомудренна . Безлюбовность и в браке - разврат . В счастье трапез – вечерней и утренней – как понять - кто сестра и кто брат ?
Стихи М.Цветаевой можно любить, понимать, воспринимать только когда тебе трудно, когда тебя предали и так тяжело, что нет сил дальше жить. Душа болит и стонет! Но все проходит. Жизнь идет дальше. И не надо заниматься мазохизмом.
Стихи Цветаевой- это жизнь. Чувства. Любовь. Цветаева- гениальный поэт. И говорить, что ее надо читать только в минуты горести- невежество. Вы почитайте ее шутливые стихи. А стихи, посвященные детям? Ахматова не писала для детей. Цветаева- писала. Не говоря уже о ее прозе.
Здравтствуй, Марина Цветаева!..Сколько лет я ждала, что сердце твое вдруг оттает и примет в обьятья свои и меня!..Не важно зимой или летом иль встретимся мы весной, главное , что на белом свете еще слышен твой голос красивый такой и живой!..
Каждый день судьбу благодарю. Каждый вечер подвожу итоги. Не сверяюсь по календарю, Дорожу сегодня очень многим... Самым близким быть со мною рядом. Провожать, встречать, учить, жалеть, Обнимать, лелеять, быть построже. Знать, что ты на этой же земле, Зыбкость мира ощущая кожей. Сегодня отмечаем 127-летие Марины Цветаевой.
да, жаль, груз божьего дара тяжел, мало кто из гениев был "правильным" в обывательском смысле. Мне представить страшно, что у нее в душе было, как рвалась душа и кровь хлестала. остались стихи обжигающие, потрясающие до основания.
Не думаю, не жалуюсь, не спорю. Не сплю. Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, Ни к кораблю. Не чувствую, как в этих стенах жарко, Как зелено в саду. Давно желанного и жданного подарка Не жду. Не радует ни утро, ни трамвая Звенящий бег. Живу, не видя дня, позабывая Число и век. На, кажется, надрезанном канате Я - маленький плясун. Я - тень от чьей-то тени. Я - лунатик Двух тёмных лун... М.Цветаева.
Как вспоминает павлодарский профессор , музыковед и литературовед Наум Григорьевич Шафер , на персональной выставке художника в Павлодаре один наивный посетитель , увидев картину " Пушкин и Цветаева " , с пафосом воскликнул : " Неправда ! Они никогда не встречались , ведь они жили в разные эпохи ! " Между тем , Порунин почти в реалистической манере изобразил чудо . Редчайшее чудо слияния родственных душ . - Будь моя воля , назвал бы я эту картину - "Долгожданная встреча ", - говорит Н . Шафер .
Манера художника воспринимать вещи и тексты - добродушна , склонна к шутке , проказливости , " лукавой простоватости ". В картинах Марка Порунина смесь иронии и чувствительности . Его работы притягивают к себе , интригуют , воздействуют сначала на эмоциональном уровне и постепенно приоткрывают многоплановое содержание . Как говорил Булат Окуджава :
Каждый пишет , как он слышит . Кажд...Ещё" Пушкин и Цветаева " Художник Марк Порунин
Как вспоминает павлодарский профессор , музыковед и литературовед Наум Григорьевич Шафер , на персональной выставке художника в Павлодаре один наивный посетитель , увидев картину " Пушкин и Цветаева " , с пафосом воскликнул : " Неправда ! Они никогда не встречались , ведь они жили в разные эпохи ! " Между тем , Порунин почти в реалистической манере изобразил чудо . Редчайшее чудо слияния родственных душ . - Будь моя воля , назвал бы я эту картину - "Долгожданная встреча ", - говорит Н . Шафер .
Манера художника воспринимать вещи и тексты - добродушна , склонна к шутке , проказливости , " лукавой простоватости ". В картинах Марка Порунина смесь иронии и чувствительности . Его работы притягивают к себе , интригуют , воздействуют сначала на эмоциональном уровне и постепенно приоткрывают многоплановое содержание . Как говорил Булат Окуджава :
Каждый пишет , как он слышит . Каждый слышит , как он дышит . Как он дышит , так и пишет , Не стараясь угодить … Так природа захотела . Почему ? Не наше дело . Для чего ? Не нам судить … — Порунин М . Н . о картине " Пушкин и Цветаева " :
- Помните она вспоминала о своем детстве :
"...С тех пор , да , с тех пор , как Пушкина на моих глазах на картине Наумова убили , ежедневно , ежечасно , непрерывно убивали всё моё младенчество , детство , юность - я поделила мир на Поэта - и всех , и выбрала - Поэта , в подзащитные выбрала Поэта : защищать Поэта - от всех , как бы эти все ни одевались и ни назывались ."
Цветаева тайно считала Пушкина своим современником вопреки тому , что жила в другую эпоху , вопреки даже здравому смыслу . Силой своего воображения однажды в детстве она создала себе живого поэта Пушкина да так и не отпускала его ни на шаг от своей души в течение всей жизни .
Встреча с Пушкиным
Я подымаюсь по белой дороге , Пыльной , звенящей , крутой . Не устают мои легкие ноги Выситься над высотой .
Слева - крутая спина Аю -Дага , Синяя бездна - окрест . Я вспоминаю курчавого мага Этих лирических мест .
Вижу его на дороге и в гроте … Смуглую руку у лба … - Точно стеклянная на повороте Продребезжала арба … -
Запах - из детства - какого - то дыма Или каких - то племен … Очарование прежнего Крыма Пушкинских милых времен .
Пушкин ! - Ты знал бы по первому взору , Кто у тебя на пути . И просиял бы , и под руку в гору Не предложил мне идти .
Не опираясь о смуглую руку , Я говорила б , идя , Как глубоко презираю науку И отвергаю вождя ,
Как я люблю имена и знамена , Волосы и голоса , Старые вина и старые троны , - Каждого встречного пса ! -
Полуулыбки в ответ на вопросы , И молодых королей … Как я люблю огонек папиросы В бархатной чаще аллей ,
Комедиантов и звон тамбурина , Золото и серебро , Неповторимое имя : Марина , Байрона и болеро ,
Ладанки , карты , флаконы и свечи , Запах кочевий и шуб , Лживые , в душу идущие , речи Очаровательных губ .
Эти слова : никогда и навеки , За колесом - колею … Смуглые руки и синие реки , - Ах , - Мариулу твою ! -
Треск барабана - мундир властелина - Окна дворцов и карет , Рощи в сияющей пасти камина , Красные звезды ракет …
Вечное сердце свое и служенье Только ему , Королю ! Сердце свое и свое отраженье В зеркале … - Как я люблю …
Кончено … - Я бы уж не говорила , Я посмотрела бы вниз … Вы бы молчали , так грустно , так мило Тонкий обняв кипарис .
Мы помолчали бы оба - не так ли ? - Глядя , как где - то у ног , В милой какой - нибудь маленькой сакле Первый блеснул огонек .
И - потому что от худшей печали Шаг - и не больше - к игре ! - Мы рассмеялись бы и побежали За руку вниз по горе .
Все дело в том, чтобы мы любили, чтобы у нас билось сердце — хотя бы разбивалось вдребезги! Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи — те самые серебряные сердечные дребезги. О жизни и любви Марины Ц...
Уважаемые коллеги! Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой» приглашает вас принять участие в международной конференции «Актуальная Цветаева 2014». Тема этого года - «1914 год в жизни Марины ...
Любить — видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители. Марина Цветаева. Вместо предисловия Жизнь и творчество Марины Цветаевой — яркий системный пример жизненного сценария человека с сочетанием дву...
Музыкальная Поэзия со стихами Марины Цветаевой Поэзия в сочетании с музыкой – эффективный путь движения поэзии навстречу людям. С музыкой поэзия лучше воспринимается. Музыка упрощает и ускоряет пут...
Виталий Вульф Марина Цветаева и люди театра Мое поколение росло в то время, когда имя Марины Цветаевой было мало кому известно. Поступив в МГУ, я поселился в квартире выдающегося актера Художественного театра Александра Леонидовича В...
Комментарии 36
Красною кистью рябина зажглась...Падали листья,я родилась...
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
16 августа 1916 г.
У - в мир приходящих- ручонки зажаты:
Как будто на приступ, как будто в атаку!
У - в землю идущих - ладони раскрыты:
Все наши полки разбиты!
С днем рождения, Марина !
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной,
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо Вам и сердцем, и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами.
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами,
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами!
Ничего не случилось, — жизнь случилась. Я не думаю о Вас ни утром, просыпаясь, ни ночью, засыпая, ни на улице, ни под музыку, — никогда. Если бы Вы полюбили другую женщину, я бы улыбнулась — с высокомерным умилением — и задумалась — с любопытством — о Вас и о ней. Все, что я чувствую к Вам — легкое волнение от голоса, и то общее творческое волнение, как всегда в присутствии ума-партнера. Ваше лицо мне по-прежнему нравится. Почему я Вас больше не люблю? Зная меня, Вы не ждете «не знаю». Два года подряд я — мысленно — в душе своей — таскала Вас с собой по всем дорогам, залам, церквам, вагонам, я не расставалась с Вами ни на секунду, считала часы, ждала звонка, лежала, как мертвая, если звонка не было, всё, как все, и все-таки не всё, как все. Вижу Ваше смуглое лицо над стаканом кофе — в кофейном и табачном дыму — Вы были как бархат, я говорю о голосе — и как сталь — говорю о словах — я любовалась Вами, я Вас очень любила. Вы перв...ЕщёЯ Вас больше не люблю.
Ничего не случилось, — жизнь случилась. Я не думаю о Вас ни утром, просыпаясь, ни ночью, засыпая, ни на улице, ни под музыку, — никогда. Если бы Вы полюбили другую женщину, я бы улыбнулась — с высокомерным умилением — и задумалась — с любопытством — о Вас и о ней. Все, что я чувствую к Вам — легкое волнение от голоса, и то общее творческое волнение, как всегда в присутствии ума-партнера. Ваше лицо мне по-прежнему нравится. Почему я Вас больше не люблю? Зная меня, Вы не ждете «не знаю». Два года подряд я — мысленно — в душе своей — таскала Вас с собой по всем дорогам, залам, церквам, вагонам, я не расставалась с Вами ни на секунду, считала часы, ждала звонка, лежала, как мертвая, если звонка не было, всё, как все, и все-таки не всё, как все. Вижу Ваше смуглое лицо над стаканом кофе — в кофейном и табачном дыму — Вы были как бархат, я говорю о голосе — и как сталь — говорю о словах — я любовалась Вами, я Вас очень любила. Вы первый перестали любить меня. Если бы этого не случилось, я бы до сих пор Вас любила, ибо я люблю всегда до самой последней возможности. Сначала Вы приходили в 4 часа, потом в 5 ч., потом в 6 ч., потом в восьмом, потом совсем перестали. Вы не разлюбили меня (как отрезать). Вы просто перестали любить меня каждую минуту своей жизни, и я сделала то же, послушалась Вас, как всегда.
Вы первый забыли, кто я.
Марина #Цветаева, из записных книжек и тетрадей. Письмо за октябрь.
На плече моем на правом
Примостился голубь-утро,
На плече моем на левом
Примостился филин-ночь.
Прохожу, как царь казанский.
И чего душе бояться -
Раз враги соединились,
Чтоб вдвоем меня хранить!
Марина Цветаева
С . Парнок и М . Цветаева
Несчастливо любила Цветаеву –
их двоих
словно смерч подкосил .
И не книжной любовью цитатною ,
...Ещёчем - то -
выше всех жизненных сил .
Мать - природа –
<s sfgc33
С . Парнок и М . Цветаева
Несчастливо любила Цветаеву –
их двоих
словно смерч подкосил .
И не книжной любовью цитатною ,
чем - то -
выше всех жизненных сил .
Мать - природа –
она не распутница ,
но она -
не всегда -
благодать .
Есть загадки в ней ,
есть и путаница ,
не распутать их ,
не отгадать .
Даже странность любви –
целомудренна .
Безлюбовность и в браке -
разврат .
В счастье трапез –
вечерней и утренней –
как понять -
кто сестра и кто брат ?
Е . Евтушенко
Если вам скажут : " Так никто не делает ! "
( не одевается , не думает и т. д. ) –
отвечайте :
" А я – кто ! "
М . Цветаева - Милым детям
« Нет в Наталье Гончаровой ничего дурного ,
ничего порочного …
Было в ней
одно : красавица .
Только – красавица , просто – красавица …
Голая красота ,
разящая , как меч . И сразила ».
...ЕщёМ . Цветаева</s
« Нет в Наталье Гончаровой ничего дурного ,
ничего порочного …
Было в ней
одно : красавица .
Только – красавица , просто – красавица …
Голая красота ,
разящая , как меч . И сразила ».
М . Цветаева
Вы столь забывчивы , сколь незабвенны ...
Вы столь забывчивы , сколь незабвенны .
- Ах , Вы похожи на улыбку Вашу !
Сказать еще ? - Златого утра краше !
Сказать еще ? Одни во всей Вселенной !
Самой Любви младой военнопленный ,
Рукой Челлини
...ЕщёВы столь забывчивы , сколь незабвенны ...
Вы столь забывчивы , сколь незабвенны .
- Ах , Вы похожи на улыбку Вашу !
Сказать еще ? - Златого утра краше !
Сказать еще ? Одни во всей Вселенной !
Самой Любви младой военнопленный ,
Рукой Челлини ваянная чаша .
Друг , разрешите мне на лад старинный
Сказать любовь , нежнейшую на свете .
Я Вас люблю . - В камине воет ветер .
Облокотясь - уставясь в жар каминный -
Я Вас люблю . Моя любовь - невинна .
Я говорю , как маленькие дети .
Друг ! Все пройдет ! - Виски в ладонях сжаты , -
Жизнь разожмет ! - Младой военнопленный ,
Любовь отпустит Вас , но - вдохновенный -
Всем пророкочет голос мой крылатый -
О том , что жили на Земле когда - то
Вы - столь забывчивый , сколь незабвенный !
М . Цветаева
К . Коровин
Как музыку , люблю твою печаль ,
Улыбку , так похожую на слезы , —
Вот так звенит надтреснутый хрусталь ,
Вот так декабрьские благоухают розы .
София Парнок
П . Юркевичу
« ... С самого моего детства ,
с тех пор , как я себя помню ,
мне казалось , что я хочу ,
чтобы меня любили ...
Теперь я знаю
и говорю каждому :
мне не нужно любви ,
мне нужно - понимание<s sic003
...ЕщёП . Юркевичу
« ... С самого моего детства ,
с тех пор , как я себя помню ,
мне казалось , что я хочу ,
чтобы меня любили ...
Теперь я знаю
и говорю каждому :
мне не нужно любви ,
мне нужно - понимание .
Для меня это — любовь .
А то , что вы
называете любовью
(жертвы , верность , ревность),
берегите для других , для другой ,
— мне этого не нужно .
А я хочу легкости , свободы ,
взаимопонимания —
— никого не держать
и чтобы никто не держал ! »
М . Цветаева
« О любви »
" Стерпится — слюбится ".
Люблю эту фразу , только наоборот .
М . Цветаева
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Май 1913, Коктебель
Каждый вечер подвожу итоги.
Не сверяюсь по календарю,
Дорожу сегодня очень многим...
Самым близким быть со мною рядом.
Провожать, встречать, учить, жалеть,
Обнимать, лелеять, быть построже.
Знать, что ты на этой же земле,
Зыбкость мира ощущая кожей.
Сегодня отмечаем 127-летие Марины Цветаевой.
Вскрыла жилы: неостановимо,
невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Миска — плоской,
Через край — и мимо
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
Не сплю.
Не рвусь
ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю.
Не чувствую, как в этих стенах жарко,
Как зелено в саду.
Давно желанного и жданного подарка
Не жду.
Не радует ни утро, ни трамвая
Звенящий бег.
Живу, не видя дня, позабывая
Число и век.
На, кажется, надрезанном канате
Я - маленький плясун.
Я - тень от чьей-то тени. Я - лунатик
Двух тёмных лун...
М.Цветаева.
Художник Марк Порунин
Как вспоминает павлодарский профессор , музыковед и литературовед Наум Григорьевич Шафер , на персональной выставке художника в Павлодаре один наивный посетитель , увидев картину
" Пушкин и Цветаева " , с пафосом воскликнул :
" Неправда ! Они никогда не встречались , ведь они жили в разные эпохи ! "
Между тем , Порунин почти в реалистической манере изобразил чудо . Редчайшее чудо слияния родственных душ .
- Будь моя воля , назвал бы я эту картину - "Долгожданная встреча ", - говорит Н . Шафер .
Манера художника воспринимать вещи и тексты - добродушна , склонна к шутке , проказливости , " лукавой простоватости ".
В картинах Марка Порунина смесь иронии и чувствительности . Его работы притягивают к себе , интригуют , воздействуют сначала на эмоциональном уровне и постепенно приоткрывают многоплановое содержание . Как говорил Булат Окуджава :
Каждый пишет , как он слышит .
Кажд...Ещё" Пушкин и Цветаева "
Художник Марк Порунин
Как вспоминает павлодарский профессор , музыковед и литературовед Наум Григорьевич Шафер , на персональной выставке художника в Павлодаре один наивный посетитель , увидев картину
" Пушкин и Цветаева " , с пафосом воскликнул :
" Неправда ! Они никогда не встречались , ведь они жили в разные эпохи ! "
Между тем , Порунин почти в реалистической манере изобразил чудо . Редчайшее чудо слияния родственных душ .
- Будь моя воля , назвал бы я эту картину - "Долгожданная встреча ", - говорит Н . Шафер .
Манера художника воспринимать вещи и тексты - добродушна , склонна к шутке , проказливости , " лукавой простоватости ".
В картинах Марка Порунина смесь иронии и чувствительности . Его работы притягивают к себе , интригуют , воздействуют сначала на эмоциональном уровне и постепенно приоткрывают многоплановое содержание . Как говорил Булат Окуджава :
Каждый пишет , как он слышит .
Каждый слышит , как он дышит .
Как он дышит , так и пишет ,
Не стараясь угодить …
Так природа захотела .
Почему ? Не наше дело .
Для чего ? Не нам судить …
—
Порунин М . Н . о картине " Пушкин и Цветаева " :
- Помните она вспоминала о своем детстве :
"...С тех пор , да , с тех пор , как Пушкина на моих глазах на картине Наумова убили , ежедневно , ежечасно , непрерывно убивали всё моё младенчество , детство , юность - я поделила мир на Поэта - и всех , и выбрала - Поэта , в подзащитные выбрала Поэта : защищать Поэта - от всех , как бы эти все ни одевались и ни назывались ."
Цветаева тайно считала Пушкина своим современником вопреки тому , что жила в другую эпоху , вопреки даже здравому смыслу . Силой своего воображения однажды в детстве она создала себе живого поэта Пушкина да так и не отпускала его ни на шаг от своей души в течение всей жизни .
Встреча с Пушкиным
Я подымаюсь по белой дороге ,
Пыльной , звенящей , крутой .
Не устают мои легкие ноги
Выситься над высотой .
Слева - крутая спина Аю -Дага ,
Синяя бездна - окрест .
Я вспоминаю курчавого мага
Этих лирических мест .
Вижу его на дороге и в гроте …
Смуглую руку у лба …
- Точно стеклянная на повороте
Продребезжала арба … -
Запах - из детства - какого - то дыма
Или каких - то племен …
Очарование прежнего Крыма
Пушкинских милых времен .
Пушкин ! - Ты знал бы по первому взору ,
Кто у тебя на пути .
И просиял бы , и под руку в гору
Не предложил мне идти .
Не опираясь о смуглую руку ,
Я говорила б , идя ,
Как глубоко презираю науку
И отвергаю вождя ,
Как я люблю имена и знамена ,
Волосы и голоса ,
Старые вина и старые троны ,
- Каждого встречного пса ! -
Полуулыбки в ответ на вопросы ,
И молодых королей …
Как я люблю огонек папиросы
В бархатной чаще аллей ,
Комедиантов и звон тамбурина ,
Золото и серебро ,
Неповторимое имя : Марина ,
Байрона и болеро ,
Ладанки , карты , флаконы и свечи ,
Запах кочевий и шуб ,
Лживые , в душу идущие , речи
Очаровательных губ .
Эти слова : никогда и навеки ,
За колесом - колею …
Смуглые руки и синие реки ,
- Ах , - Мариулу твою ! -
Треск барабана - мундир властелина -
Окна дворцов и карет ,
Рощи в сияющей пасти камина ,
Красные звезды ракет …
Вечное сердце свое и служенье
Только ему , Королю !
Сердце свое и свое отраженье
В зеркале … - Как я люблю …
Кончено … - Я бы уж не говорила ,
Я посмотрела бы вниз …
Вы бы молчали , так грустно , так мило
Тонкий обняв кипарис .
Мы помолчали бы оба - не так ли ? -
Глядя , как где - то у ног ,
В милой какой - нибудь маленькой сакле
Первый блеснул огонек .
И - потому что от худшей печали
Шаг - и не больше - к игре ! -
Мы рассмеялись бы и побежали
За руку вниз по горе .
Марина Цветаева