Речевая деятельность для дошкольника является средством приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения и познания окружающего мира. Для успешного развития речевой системы детей дошкольного возраста в образовательном процессе используются традиционные (наглядные, словесные, практические) и нетрадиционные методы обучения. Мнемотехника относится к нетрадиционным методам развития речевой сферы дошкольников и представляет собой систему приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника - искусство запоминания, основанное на непосредственной записи в мозге человека связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
К.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго мучиться, но свяжите целых двадцать слов с картинками, и он их усвоит на лету». Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графические схемы, предметно-схематические модели, коллаж, схема составления рассказа и т.д. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с мнемоквадратов, затем осуществляется последовательный переход к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Мнемоквадраты - нанесённое изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание (дом, цветок и т.д.).
Мнемодорожки- таблица, состоящая из 4-х картинок. По изображению ребёнок может составить 2-3 простых предложения.
Мнемотаблицы - блок схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. В качестве символов-заместителей используются:
• предметные картинки;
• силуэтные изображения;
• геометрические фигуры.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и других явлений путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. В мнемотаблицах необходимо передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Актуальность использования мнемотехники в образовательной деятельности обусловлена преобладанием у детей дошкольного возраста наглядно-образной памяти.
Приёмы наглядного моделирования могут быть использованы в различных видах речевой деятельности:
составлении рассказа по картине;
пересказе текста;
заучивании стихов и др.
Изначально мнемотаблицы составляют педагоги, родители, со временем к этому процессу привлекают и дошкольников. Старший дошкольный возраст-оптимальный для применения в образовательной деятельности, направленной на развитие речевой сферы детей, мнемотаблиц. Если дети умеют читать, то в мнемотаблицы возможно вносить напечатанные слова. Например, составляя рассказ-описание о зиме, целесообразно написать слово «зима» в первом квадрате (закрепление мысли о предмете разговора). Далее размещаем картинки и схематичные изображения, отличающие особенности времени года (заяц в белой шубе, снежинки и т.д).
Таким образом, использование в образовательно-развивающей деятельности методов и приёмов мнемотехники оптимизирует процесс овладения детьми дошкольного возраста речевыми навыками (развивает навыки составления рассказов, учит пересказывать тексты, облегчает процесс заучивания, активизирует словарный запас и т.д.), развивает психические процессы: память, воображение, внимание, мышление.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев