Воспитание правильной
и чистой речи ребенка - одна из важнейших задач в общей системе работы по
развитию речи детей дошкольного возраста. Ребенок с хорошо развитой речью легко
вступает в общение с окружающими; он может понятно выражать свои мысли и
желания, задавать вопросы и т.д. И наоборот, неясная речь ребенка весьма
затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и накладывает тяжелый
отпечаток на его характер. В 6-7 лет, а иногда и раньше, дети, имеющие
недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, застенчивыми,
замкнутыми, а некоторые и раздражительными.
Таким образом, чем
раньше мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет себя
чувствовать в коллективе сверстников. Еще более серьезно встанет вопрос о
чистоте детской речи с приходом ребенка в школу. С первого дня пребывания в
школе ребенку широко приходится пользоваться речью; отвечать на вопросы в
присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух и недостатки речи
обнаруживаются сразу. Между чистотой звучания речи и орфографической
грамотностью установлена также тесная связь. Младшие школьники пишут так, как
говорят. Среди неуспевающих учеников младших классов отмечается большой процент
детей с дефектами звукопроизношения. Соответственно, воспитание чистой речи у
детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и
серьезность ее должны осознавать педагоги дошкольных образовательных
учреждений.
Чтобы правильно
построить работу с детьми по формированию правильного звукопроизношения,
необходимо вспомнить особенности фонетической стороны речи дошкольников. Дети в
возрасте от 1 года до 2 лет
овладевают произношением лишь самых простых по артикуляции звуков — гласных А,
О, Э и губных согласных П, Б, М. Именно из этих звуков состоят всем хорошо
известные самые первые, произносимые ребёнком, слова.
В возрасте от 2 до 3 лет усваивается произношение ряда других
звуков. К ним относятся гласные И, Ы, У, губно-зубные согласные Ф, В, наиболее простые из переднеязычных звуков Т, Д, Н, заднеязычные
К, Г, X и среднеязычный звук Й. Появление у детей звуков именно группами не случайно. Например, как только ребёнку становится доступным поднимание и прижимание кончика языка к верхним резцам, так в его речи появляются все три артикулируемые этим способом звуки — Т, Д, Н. То же самое относится и ко всем другим группам звуков.
Произношением значительно более сложных по своей артикуляции свистящих (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц) ребенок овладевает к 3-3,5 годам. Шипящими звуками (Ш, Ж, Ч, Щ) ребёнок овладевает в более поздние сроки — в возрасте от 4 до 4,5 лет. По мнению известнейшего лингвиста А.Н. Гвоздева в среднем дошкольном возрасте (4 — 4,5 года) в речи почти исчезает смягчение звуков, наблюдается оно лишь у немногих. У большинства детей уже появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Позднее всего, в возрасте 5—5,5 лет, ребёнок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков (сонорные звуки) — Р, РЬ, Л, ЛЬ. С учетом физиологических
норм появления звуков у детей дошкольного возраста строится система работы по формированию правильного звукопроизношения.
Первая младшая группа
(от 2 до 3-х лет). Звуковая культура речи. Обучение отчетливому произнесению
изолированных гласных и согласных звуков (кроме С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, Ш, Ж, Ч, Щ, Л,
ЛЬ, Р, РЬ).
Вторая младшая
группа (от 3-х до 4-х лет). Продолжение обучению гласных (А, У, И, О, Э) и некоторых согласных звуков (П-Б-Т-Д-К-Г, Ф-В; Т-С-З-Ц).
Средняя группа (от 4-х до 5-ти лет). Закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков, отработка
произношения свистящих, шипящих, соноров (Л, Р). Развитие артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха. Старшая группа (от 5-ти до 6-ти лет). Закрепление правильного,
отчетливого произнесения звуков. Обучение различению на слух согласных звуков: С-З, С-Ц, Ш-Ж, Ч-Ц, Ж-З, Л-Р. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Подготовительная к школе группа (от 6-ти до 7-ми). Совершенствование умения различать на слух и в произношении
всех звуков родного языка. Совершенствование фонематического слуха: обучение называнию слов с определенным звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, определение места звука в слове.
В массовой группе дошкольного образовательного учреждения большое место должны занимать общегрупповые игры и занятия по усвоению четкой дикции и правильного произношения звуков. Со всей группой воспитатель работает над дикцией; над четкостью произношения слов, правильностью ударений, умением регулировать
дыхание при чтении стихов, выразительностью интонаций. Каким же образом педагог может добиться чистого произношения у детей дошкольного возраста?
1.Пример взрослых. Подражание имеет огромное значение в усвоении детьми родного языка.
Особенно важно, чтобы ребенок ясельного и младшего дошкольного возраста получал образцы правильной речи, так как в этот период дети с интересом прислушиваются к каждому слову. А между тем многие родители разговаривают с детьми лепетной речью. Подделка взрослых под детский язык совершенно неуместна и тормозит
развитие ребенка. Необходимо объяснить родителям, какое большое значение имеет для каждого ребенка речь взрослых и как надо разговаривать с маленькими детьми.Воспитатель должен беседовать с ребенком на разнообразные темы как можно чаще. Речь воспитателя должна быть правильной, интонационно выразительной. Очень
благотворно влияет на развитие речи младших дошкольников пример старших детей. Поэтому
надо всячески поощрять совместные игры младших детей со старшими.
2.Воспитание умения внимательно слушать. Проверка слуха. Воспитатель становится от ребенка на расстоянии 5-6 метров и шепотом произносит несложные поручения,например: «Катя, положи мячик на полку», «Коля, открой дверь».
3. Игры для развития слухового внимания:покажите ребенку различные музыкальные инструменты (барабан, колокольчик, погремушку и т.д.). Дайте послушать, как они звучат. Потом предложите отвернуться и угадать, на каком музыкальном инструменте вы играете;
- дети закрывают глаза. Воспитатель тихо становится
в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети, не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук;
- детей предварительно знакомят со сказкой. Затем воспитатель произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Дети поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать
последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке и др.
Подобные игры обостряют слуховое внимание и
делают дошкольников более восприимчивыми к звучанию речи.
4. Артикуляционная гимнастика. Для того чтобы правильно произносить звуки родного языка дошкольник должен хорошо овладеть координацией чрезвычайно тонких движений речевых органов - губ, языка.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными
названиями. Статические упражнения («Лопаточка»,
«Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 - 10 секунд.
Динамические упражнения («Лошадка»,
«Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник»,
«Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 - 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
Самым подвижным органом артикуляции является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик
языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:
а) опущен за нижние зубы - «почистим зубы»;
б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка».
После того, как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое - «качели».
Комплексы артикуляционных упражнений.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной
артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука. Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных
движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
Первый комплекс.
1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние
зубы обнажены.
2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.
3.Чередовать положения губ: в улыбке - трубочкой.
4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в
положение улыбки.
5.Язык широкий.
6.Язык узкий.
7.Чередование положений языка: широкий - узкий.
8.Подём языка за верхние зубы.
9.Чередование движений языка вверх - вниз.
10.Чередование следующих движений языка(при опущенном
кончике): отодвинуть язык в глубь рта - приближать к передним нижним резцам.
Основной комплекс
1.Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а),
закрыть рот.
2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние
зубы.
3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить,
положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.
5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык
выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».
6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку.
Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих (С, З, Ц).
1.«Загнать мяч в ворота» .
Описание. Вытянуть губы
вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед
ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
2. «Наказать непослушный язык» .
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно
положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя».Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10.
3. «Лопатка».
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 - 5, 5 - 10.
4. «Кто дальше загонит мяч?»
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний
край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
5. «Почистим зубы».
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть
рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Комплекс артикуляционной
гимнастики для шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ).
1. «Вкусное варенье»
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
2. «Гармошка»
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.
3. «Фокус»
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий
край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
4. «Чашечка»
Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
5. «Приклей конфетку»
Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.
Комплекс артикуляционной гимнастики для соноров (Л, ЛЬ).
1. «Наказать непослушный язык»
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно
положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10.
2. «Пароход гудит»
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
3.«Индюк»
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу
и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом
убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет).
4. «Качели»
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.
5. «Лошадка»
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.
Комплекс артикуляционной гимнастики для соноров (Р, РЬ).
1.«Чьи зубы чище»
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
2. «Маляр»
Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд -назад.
3. «Барабан»
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.
Методика проведения артикуляционной гимнастики.
Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись,
становились более прочными. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо.
5. Развитие речевого дыхания.
«Кто дольше сможет подуть на листики?»
У педагога на нитках - листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет
покружиться на ветру». Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.
«Дровосек».
Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
«Вьюга».
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает на землю вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить
тоже, только тише). И затихла.
«На берегу моря».
Представьте себя на берегу моря. Закройте глаза. Слышите, как бежит волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.
«Эхо».
Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть, употребляя гласные звуки, а
также сочетания звуков: ау, уа, ио , а также отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ».
6. Правильная артикуляция звуков.
Работая над формированием правильного произношения дошкольников воспитатель должен четко ориентироваться в правильной артикуляции, необходимой при произнесении звуков,
особенно тех, которые чаще подвергаются искажению. Такими звуками являются прежде всего шипящие (ш, ж, ч, щ), свистящие (с, з, ц), а также р и л. Несколько реже встречаются недостатки задненебных к,г,х.
Правильная артикуляция Ш.
Губы рупором, между зубами небольшая щель, язык чашечкой (кончик языка и передняя часть спинки языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята), голосовые складки разомкнуты, воздух теплый.
Правильная артикуляция звука Ж.
Артикуляция звука Ш, голосовые складки сближены и вибрируют (рука на гортани).
Правильная артикуляция звука Ч. Губы и зубы расположены, как при Ш. Передний край языка сначала прикасается к альвеолам, а затем, отрывается от альвеол. Голосовые связки раскрыты, выдыхаемая струя воздуха теплая.
Правильная артикуляция звука Щ. Звук Щ представляем собой долгое мягкое произнесение звука Ш.
Правильная артикуляция звука С.
Губы в улыбке, между зубами небольшое расстояние, кончик языка упирается в основание нижних резцов, по средней линии языка желобок (дорожка), по которому проходит тонкая холодная струя воздуха. Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.
Правильная артикуляция звука З.
Артикуляция звука С, голосовые складки сближены и вибрируют (рука на гортани).
Правильная артикуляция звука Ц. Звук состоит из Т+С.
Правильная артикуляция звука Р.
Язык имеет ковшеобразную форму, кончик языка поднят к верхним альвеолам и вибрирует. Боковые края языка приподняты и прижаты к верхним коренным зубам. По языку идет сильная воздушная струя.
Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Правильная артикуляция звука Л.
Кончик языка упирается в альвеолы верхних резцов, средняя часть языка несколько прогибается, корень языка приподнят и
несколько напряжен (язык в форме седла), боковые края языка приподнимаются к верхним коренным зубам. Голосовые связки
сомкнуты и вибрируют.
Правильная артикуляция звука ЛЬ. Передне - средняя часть спинки языка приподнята по направлению к твердому небу, корень языка опускается, он менее напряжен, чем при твердом Л.
Правильная артикуляция звука К.
Кончик языка оттянут вглубь ротовой полости, задняя часть спинки языка приподнята и осуществляет смычку с задней частью твердого неба. При прохождении воздуха смычка разрывается и язык
опускается вниз. Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.
Правильная артикуляция звука Г.
Артикуляция К, в работу вовлекаются голосовые связки.
Правильная артикуляция звука Х.
Вместо задненебной смычки образуется щель, в остальном- все аналогично, как при артикуляции звука К.
Таким образом, в основе работы по усвоению детьми фонематической системы языка лежит отработка в определенной последовательности гласных и согласных звуков (А-У-И-О-Э-М-П-Б-Ф-В-Н-Т-Д-К-Г-Х-Ы-С-СЬ-З-ЗЬ-Ц-Ш-Ж-Ч-Щ-Л-ЛЬ-Р-РЬ) и развитие умения дифференцировать звуки по основным артикуляционным признакам.
Это способствует формированию правильного звукопроизношения, то есть является профилактическим направлением логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Но очень важно и второе направление- коррекция различных нарушений речи. Наиболее частыми дефектами речи, встречающимися увоспитанников детского сада, являются нарушения звукопроизношения. Их исправление доступно и воспитателям дошкольных учреждений.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев