Характеристика понятия
мышление.
Мышление - высший познавательный
психический процесс. Суть мышления заключается в порождении нового знания на
основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление
как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и
признаков;
- обобщенное отражение действительности;
- опосредованное познание объективной
реальности;
- мышление всегда связано с решением той или
иной задачи, то есть мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который всегда
является целью мышления; неразрывная связь мышления с речью. Мысли всегда
обрекаются в речевую форму, люди всегда думают словами. Речь является орудием
мышления;
- мышление
является функцией мозга. Лобные доли мозга играют значительную роль в
мыслительной деятельности, также речевые центры коры головного мозга участвуют
в обеспечении мыслительного процесса (слуховой центр речи- центр Вернике;
височные доли и двигательный центр речи- центр Брока; лобные извилины левого
полушария). По
форме мышление подразделяется на наглядно- действенное, наглядно- образное и
словесно-логическое.
Наглядно- действенное мышление- вид мышления, опирающийся на
непосредственное восприятие предметов, реально преобразование в процессе
действий с ними.
Наглядно- образное мышление- вид мыслительного процесса, который
осуществляется при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться
не может.
Словесно- логическое мышление-
вид мышления, осуществляемый при
помощи логических операций с понятиями. К основным видам умственных операций
относятся: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение,
классификация.
Каковы же существенные
особенности мышления детей дошкольного возраста? Первые обобщения у детей
связаны с действием. Другая характерная особенности детского мышления - его
наглядность. В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает
наглядно-образное мышление. К наглядно-действенному мышлению дошкольники
обращаются, как правило, только в тех случаях решения задач, которые невозможно
решить без действенных проб, причем эти пробы часто приобретают планомерный
характер.
Дети с ОНР, обладая в
целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями,
доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления, без
специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и
обобщением.
Особенности
словесно- логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
В старшем дошкольном
возрасте у детей преимущественно поставлен диагноз ОНР- 3 уровень; речевая
патология характеризуется наличием у детей развернутой фразовой речи с элементами
лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. У дошкольников присутствуют полиморфные или мономорфные нарушения
звукопроизношения, нарушения автоматизации звуков (смешения, нестойкие замены
звуков), недоразвитие фонематического анализа и синтеза. В речи дошкольников
преобладают простые предложения, дети
испытывают затруднения в построении сложных речевых конструкций. Логопаты
допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи,
употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая
структура страдают в сложных словах
Поскольку речь и
мышление тесно связаны между собой, соответственно, словесно-логическое
мышление детей с общим речевым недоразвитием имеет свои особенности;
дошкольники испытывают затруднения при классификации предметов, обобщений
явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны,
логически не связаны друг с другом. Например: «Солнце светит потому, что стало
тепло»; Дети с ОНР могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, т.к.
они стоят в комнате; некоторые логопаты с трудом решают простейшие
математические задачи, испытывают затруднения при формировании простейших умозаключений. Какие же виды
деятельности способствуют развитию у детей с особыми возможностями здоровья
словесно- логического мышления? Это прежде всего дидактические игры:
- «Четвертый лишний»,
- «Назови одним словом»,
-«Вопрос- ответ» (например, певец поет,
а балерина? Назови детенышей свиньи?...);
-
«Смысловые ряды» (например, волк- заяц, кошка-..,пальто- зима, шорты-…,белка-
орешки, медведь-…),
- «Подбери признак»,
- «Предмет- действие» и т.д.
При систематической
коррекционной работе педагогов речевой группы можно достичь существенного
прогресса в развитии словесно- логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев