Узнайте, как создавали рукописные книги и обучали письму в Древней Руси, по какому рецепту готовили чернила, какими материалами и инструментами пользовались древние мастера-книгописцы. В мастерской иконописца можно увидеть все этапы создания иконы, начиная с подготовки досок и мелового грунта – левкаса, и заканчивая покрытием иконы олифой, которую варили из семян льна. Узнайте, что такое лампензель, чем сусальное золото отличается от твореного.
В мастерских книжника и иконописца можно будет подержать в руках реплики исторических инструментов, попробовать разлиновать так, как это делали в древности, лист бумаги, сделать селфи.
В #Ночьмузеев2024 экскурсии по мастерским книжника и иконописца проводят кураторы и создатели этих экспозиций - научные сотрудники К.В. Дорофеева и А.Л. Гульманов.
Глава Иоанна Предтечи – одна из наиболее почитаемых реликвий Христианского мира. В Сказании о ее обретениях, приписываемом византийскому агиографу Симеону Метафрасту, говорится, что после казни Иоанна Крестителя Иродиада закопала главу во дворце отдельно от тела. При императоре Константине (306-337) двое монахов, совершавших паломничество в Иерусалим, нашли реликвию и перевезли в город Эмесу, где арианин Евстафий вновь скрыл ее в земле. В правление императора Маркиана (450–457) архимандриту Эмесы во сне явился Иоанн Предтеча и указал место, где следовало искать реликвию и главу обрели второй раз, но со временем она вновь была закопана. Третье обретение состоял
23 мая/ 5 июня – день обретения мощей святителя Леонтия Ростовского (ум. не позднее 1077). В 1162 году князь Андрей Боголюбский на месте сгоревшей деревянной соборной церкви в Ростове возвел новый белокаменный Успенский храм. При копании рвов под фундамент было обнаружено нетленное тело святителя. По преданию, в его руках был список с именами поставленных им пресвитеров и диаконов. В новом соборе Леонтию Ростовскому был посвящен отдельный предел, в котором находился его каменный гроб. На рубеже XII–XIII веков ростовский епископ Иоанн I установил празднование святителю Леонтию на день обретения его мощей и написал канон святому. Приблизительно тогда же были создан
Наши музейные издания в шорт-листе конкурса «Лучшие книги года 2023»
Музей им. Андрея Рублева вошел в число номинантов общероссийского издательского конкурса «Лучшие книги года» Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ). Экспертный совет, в состав которого вошли представители крупнейших библиотек, творческих союзов, государственных и общественных профильных структур, членов Правления АСКИ, рассматривал заявки от издательств и ведущих российских музеев. В шорт-лист в номинации «Лучшее издание в области гуманитарного знания» был отобран IV том музейного каталога «Монументальная живопись XII-XIX веков» - академическая публикация более чем ста тридцати фрагментов настенных росписей.
Владимирская икона Богоматери была привезена около 1130 года из Константинополя в Киев митрополитом Михаилом и поставлен в Богородичном монастыре в Вышгороде. В 1155 году Владимирский князь Андрей Боголюбский перенес икону в свою резиденцию в селе Боголюбове, а с 1160 года она находилась в Успенском соборе во Владимире, в связи с чем получила свое название Владимирской. В 1480 года образ перенесли в московский Успенский собор. Чудотворную икону неоднократно поновляли, украшали драгоценным убором. С нее писали многочисленные списки. Икона из собрания музея была написана в первой трети XVII века. Уже в XX веке ее поместили в серебряный складень-кузов с гравирован
Святитель Алексий (ок. 1340-1378) был сыном боярина Феодора Бяконта. В письменных источниках упоминаются разные имена, данные ему при крещении - Симеон и Елевферий. Восприемником его от купели был будущий великий князь Иван Даниилович Калита. Приняв постриг в юности, святой около 1344 года стал наместником митрополита Киевского Феогноста, а в 1352 году занял специально восстановленную для него епископскую кафедру во Владимире. В 1354 году в Константинополе было принято решение о назначении Алексия митрополитом Киевским и всея Руси. По его инициативе было основано нескольких московских монастырей, среди которых Спасо-Андроников, Чудов и Симонов. Будучи регентом пр
Преподобный Корнилий родился в семье ростовских бояр Федора и Варвары Крюковых, в молодости он служил при дворе супруги великого князя Василия II Темного княгини Марии Ярославны. В 1470-х годах святой принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре и, спустя годы, отправился странствовать по монастырям. В 1496 или 1497 году Корнилий пришел в Комёльский лес недалеко от Грязовца, где у слияния рек Талицы и Нурмы основал Введенскую пустынь. Однако вскоре преподобному пришлось покинуть эту обитель, и вместе с учеником преподобным Геннадием Костромским, он поселился на Сурском озере. Зимой 1528-29 годов великий князь Василий III посетил Комельский монастырь и высказ
Экспонат недели из собрания Музея имени Андрея Рублева
ОБЕДНИЦА НА КРЮКОВЫХ НОТАХ (ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО И ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ) Конец XIX века. Гуслицы (?) Бумага, чернила, киноварь. Полуустав 76 л. 4° (24,5 × 17,5 см) Заставка-рамка, заставка, инициалы – орнамент гуслицкого стиля. Нотация крюковая знаменная с пометами и признаками. Текст истинноречный. Переплет конца XIX века. Доски в коже со слепым и золотым тиснением, 2 застежки (утрачены); обрез золоченый с тиснением; на корешке вытиснено название КП 7643
Праздник Преполовения получил свое название от того, что приходится на половину календарного срока между Пасхой и Сошествием Святого Духа. Он посвящен памяти проповеди Христа в Иерусалимском храме на третий год учительства, и на службе праздника читается соответствующий текст из Евангелия от Иоанна (Ин 7, 14–39). Однако на иконах традиционно представляли иное, более раннее событие, описанное в Евангелии от Луки (Лк 2, 46–49). Это беседа двенадцатилетнего отрока Христа с мудрецами в Иерусалимском храме. С конца XV века иконы на сюжет Преполовения стали включать в состав праздничного ряда иконостаса. Образ из собрания музея был создан для небольшого храма. На одной доске с ним ра
Картина и икона – два феномена, отношения которых на протяжении веков или одного часа научной конференции многократно видоизменяются, проходя чрез этапы единства, автономии, взаимовлияния, взаимозаменяемости и взаимоисключения. Часто они детерминируются извне – культурным контекстом, научным подходом, богословской эрудицией, личным восприятием. Одна эпоха может нивелировать значение иконы как «варварского искусства», упраздняя ее живописными изображениями, а другая, наоборот, вознести древний образ на недосягаемую для картины высоту, что произошло в нач. XX века. В попытке преодолеть современную ситуацию практического иконоборчества в виде фор
Обилием развернутых сцен на тему «Сотворение мира» отличается икона, в которой соединяются библейские сюжеты, история Адама и Евы, и праздники, входившие в состав седмичного Шестоднева. Ее создание относится к концу XVIII века – в это время на основе гравированных иллюстраций Библии, а также весьма распространённых в народе лубочных листов складывается тип икон, включающих в себя изображение шести дней творения, с особенно важными для заказчика праздниками и святыми. С редкой иконой такого типа вас познакомит на нашей онлайн-экскурсии старший научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева А.Е. Сажина.
Последнюю неделю работает выставка «Сотворение мира» в Музее имени Андрея Рублева
Экскурсии по выставке без предварительной записи: - понедельник, вторник в 16:30; - четверг в 16:00 и 18:30; - пятница, суббота и воскресенье в 16:30. Продолжительность экскурсии: 45 минут. Приобрести билет можно как в кассе музея, так и онлайн, в том числе и по Пушкинской карте.
Лекция «Лучезарная Пасха. Сошествие во ад – Воскресение Христово»
Воскресение Христово является главным праздником для христиан. Известие о Воскресении легло в основу проповеди учеников Христа, апостолов, которые разнесли эту радостную весть по всему миру. Сложившаяся в византийском искусстве иконография праздника Воскресения Христова нашла отражение в древнерусской иконописи. В лекции будут рассмотрены иконографические особенности различных вариантов изображения Воскресения Христова, образов Сошествия во ад, иллюстрировавших спасение Адама и Евы и победу Христа над дьяволом и смертью. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева Д.Н. Клык
Священномученик Ермоген (ок. 1530 - 1612), будучи священником одной из церквей в Казани, принимал участие в обретении иконы Богоматери Казанской 8 июля 1579 года. Позднее он написал повесть об этом событии. В 1587 году он принял монашество и вскоре стал архимандритом Казанского Преображенского монастыря, а два года спустя получил сан митрополита Казанского и Астраханского. Святой способствовал канонизации святителей Гурия и Варсонофия Казанских и строительству каменного храма на месте обретения чудотворного образа Богородицы. 3 июля 1606 года он был возведен на патриарший престол, и его служение пришлось на годы Смутного времени. После низложения царя Василия Шуйского
Нет комментариев