Положение честного пояса Богоматери в часовне при Халкопратийском храме в Константинополе состоялось при императоре Юстиниане около 530 года. Тогда пояс был обретен в Амасии и торжественно перенесен в столицу. Иконография праздника композиционно близка изображению другого исторического события - Положения ризы Богоматери во Влахернском храме. Часто положение Ризы и Пояса Богоматери изображали вместе, несмотря на несовпадение дней памяти этих событий и то, что реликвии были перенесены в Константинополь в разное время и хранились в разных храмах. На иконе из собрания музея представлено только положение пояса Богоматери, что встречается редко. Слева изображ
Христианский подвиг святого великомученика Георгия воспринимался как победа веры, триумф над силами зла. Его почитание пришло в русскую культуру из Византии. В Древней Руси он считался небесным покровителем русских князей и всего православного воинства. Выдающийся образ из великомученика Георгия из собрания музея относится к распространенному в Византии с XII, а на Руси – с XIII века типу житийной иконы. В центре нее – среднике – изображен святой, а вокруг – в клеймах - сцены его жития. Шедевру первой трети XVI века посвящена наша экскурсия из постоянной экспозиции музея.
Без какого предмета невозможно совершение литургии?
Уже в первые века христианства для богослужений вне храма использовали особый переносной столик или кусок ткани, служившие престолом. В дальнейшем этот прямоугольный плат, получивший название антиминс (вместопрестолие), стал обязательным - без него не совершается ни одна Евхаристия. Выставка «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII-XIX веков» расскажет об истории этого особого вида церковного искусства и его иконографии. Ждём вас на выставке в Музее имени Андрея Рублева с 26 сентября!
Друзья, мы начинаем 4 сезон проекта «Предметный разговор»! И первый выпуск проводим в гостях у коллег из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Музей расположился в Спасо-Андрониковом монастыре на левом берегу Яузы. Архитектурный ансамбль монастыря — одно из красивейших мест Москвы. Сегодня обратимся к истории создания этого музея, его постоянной экспозиции и памятникам. Новые выпуски — как и всегда, по средам в 19:00 Музей имени Андрея Рублева
Музейный лекторий начинает свою работу 12 сентября!
В 19:00 ждем вас на первую лекцию цикла «Искусство Руси XIV–XV веков». Историческая ситуация XIII века обособила Новгород от магистрального направления восточно-христианского искусства. Но в XIV веке он вновь оказался в центре важнейших художественных явлений эпохи, привлекая многочисленных греческих и южнославянских мастеров. В нем одновременно работали совершенно не похожие друг на друга художники. В XV веке в Новгороде, сохранявшем верность своим традициям, вновь происходит яркий расцвет самобытной иконописи, пережившей даже его присоединение к Москве Иваном III. Лекция «Великий Новгород: древний город на пересечении цивилизаций» будет
Рассказ об усекновении главы Иоанна Предтечи содержится в евангелиях от Матфея и Марка. Святой был схвачен за то, что обличал царя Ирода, женившегося вопреки закону на вдове своего брата Иродиаде. Чтобы избавиться от него, Иродиада подговорила свою дочь Саломею, танцевавшую перед Иродом, попросить в награду за танец голову Иоанна. Саломея передала голову мастери, и та спрятала ее, но вскоре реликвию нашли и захоронилили на Елеонской горе. Из нескольких церковных дней памяти Иоанна Предтечи Усекновение главы наряду с его Рождеством считаются великими праздниками. Народная традиция предписывала избегать использования в этот день ножа и употребления в пищу фру
Пророчица Анна, дочь Фануила из колена Асирова, упоминается во второй главе Евангелия от Луки при описании событий Сретения Господня, в которых она принимала участие наряду с Симеоном Богоприимцем. Когда Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, жившая при нем 84-летняя вдова восславила Бога и стала рассказывать всем о Младенце Христе. Вместе с Симеоном Богоприимцем день ее памяти отмечается сразу после Сретения, но есть еще один день в августе, когда празднуется отдельная память только этой святой. Иконы с единоличным изображением пророчицы Анны очень редки, но она обязательно присутствует в композиции Сретения Господня. Изображение Сретения в церкви Успен
Преподобный Пимен Великий жил в Египте во второй половине IV – первой половине V века. Он имел шесть братьев, из которых старший авва Анувий и младший Паисий приняли монашество вместе с Пименом. Когда к скиту пришла мать Пимена, он не вышел к ней, но голосом сумел убедить что, если они воздержатся от встречи в этой жизни, то смогут встретиться в жизни вечной. В 407 году скит, в котором жил преподобный, был разорен, и святой перебрался в селение Теренутис. Какое-то время он жил на развалинах языческого храма, где позже образовался монастырь. Прославился святой своими мудрыми и остроумными изречениями, также ему приписывается исцеление ребенка. Преподобный Пимен счи
Древний образ Богоматери Владимирской был привезен из Константинополя в Киев около 1137 года, а в 1155 году князь Андрей Боголюбский увез его во Владимир на Клязьме, где поставил в новопостроенном Успенском соборе. 26 августа / 8 сентября 1395 года икону на время приносили в Москву для защиты города от войск Темир-Аксака (Тамерлана). После молитвы москвичей перед образом, вражеские войска развернулись и ушли в степь. Чудо избавления столицы от войск Темир-Аксака стало одним из дней чествования образа Богоматери Владимирской. После этих событий икону вернули во Владимир, окончательно она была перенесена в Москву и установлена в кремлевском Успенском соборе в 1480 году.
Апостол Варфоломей входил в число ближайших двенадцати учеников Иисуса. Считается, что в Евангелии от Иоанна он назван Нафанаилом. Христос призвал Варфоломея одним из первых, поскольку в перечислении апостолов он стоит на четвертом месте после Андрея, Петра и Филиппа. Апостол проповедовал в Малой Азии, Индии и Великой Армении, где по приказу царя Астиага был казнен. Будучи распятым вниз головой, он продолжал проповедь, тогда с него заживо содрали кожу и обезглавили. Тело захоронили тайные христиане в городе Альбане (по одной из версий, в районе современного Баку). На рубеже V-VI веков мощи перенесли в Месопотамию. В конце VI века город, где они хранились, был захвачен инов
Монастырь Мар Муса аль-Хабаши – настоящая средневековая жемчужина, затерянная высоко в горах. Датой основания монастыря считается VI век, но то, что мы видим сейчас относитс...
Святитель Петр (†1326) был уроженцем Волыни. В детстве страдал косноязычием, но после чудесного явления некоего мужа исцелился и обучился грамоте. В 12 лет он принял монашеский постриг, и одним из послушаний выбрал написание икон. Созданный им образ Успения Богоматери был подарен митрополиту Киевскому и всея Руси Максиму, который в 1299 году переехал во Владимир-на-Клязьме. Также святому приписывается образ Богоматери Петровской из Успенского собора Московского Кремля. В 1305 году Петр был поставлен в Константинополе митрополитом на Киевскую кафедру, но в 1308 году, как и его предшественник, уехал из Киева во Владимир. В 1313 году он посетил Золотую Орду
Ждем всех, кто открывает для себя тайны средневекового искусства и любит проводить время в музее! Приходите с семьей, друзьями, коллегами в Музей имени Андрея Рублева.
Лекция «Русский традиционный костюм. История женского головного убора»
Кто и как шил уборы кокошники, девичьи головные уборы? Как по украшениям опознать владелицу головного убора? Откуда брали жемчуг для вышивки? На сколько дорогими были украшенные детали одежды? Вам не только расскажут, но и покажут подлинные предметы народного искусства, а также продемонстрируют великолепные современные работы вышивальщиц! Лекцию читает этнограф, автор научных публикаций по истории русского костюма, создатель и директор студии традиционного костюма "Русские начала" Т.Р. Валькова. 5 сентября в 19:00 200-350 руб. Приобрести билет можно как в кассе музея, так и онлайн Лекторий музея. Анд
– интерактивная экскурсия «Ремеслу учиться – всегда пригодится!» и творческое занятие посвящены различным видам русского средневекового искусства. 6 сентября в 12:00 и 15:00 Приходите всей семьей в Музей имени Андрея Рублева!
Впервые уникальная икона пророка Илии представлена на выставке
Это произведение наиболее полно иллюстрирует житие пророка Илии и содержит самый подробный его житийный цикл среди известных на сегодняшний день – каждое из 48 клейм сопровождается пространной надписью. Сюжеты ряда клейм не встречаются в других иконах и в храмовых росписях. В среднике иконы расположен широко распространенный в русской иконописи сюжет «Огненное восхождение пророка Илии», композиция которого отличается редчайшими иконографическими деталями. До 22 сентября икона из частного собрания И.А. Сысолятина представлена на выставке «Повелитель гроз» в Музее им.Андрея Рублева.