Преподобный Савва Сторожевский († 3/16 декабря 1407 года) принял постриг в юности от преподобного Сергия Радонежского. С Троицкой обителью была связана большая часть его жизни. Еще при Сергии Савва был духовником монастырской братии, а после его кончины исполнял обязанности игумена, пока преподобный Никон Радонежский пребывал в затворе. Он был духовным отцом супруги Дмитрия Донского княгини Евдокии (в монашестве Евфросинии) и восприемником от купели их второго сына Юрия Звенигородского. После предсказанной Саввой Сторожевским победы над Волжской Булгарией, князь Юрий Звенигородский пригласил его устроить в своей вотчине на горе Сторожи монастырь в честь Рождества Богородицы.
Написанная в 143
ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ
Конец XIX века. Ростов Великий
Эмаль на медной основе; 2,4 × 1,8 см
КП 6742
Собрание Музея имени Андрея Рублева
Лекция «Отражение культа пророка Илии в древнерусской иконописи» - 2 февраля в 19:00 в лектории Музея имени Андрея Рублева.
Обратите внимание, перед лекцией нужно взять бесплатный билет в кассе музея на основной экспозиции музея (Андроньевская пл. 10). Лекция проходит в музейном лектории по адресу: Андроньевская пл, 8
Подробнее о лекции - https://www.rublev-museum.ru/poster/lectures/3251/
До встречи с Христом апостол Петр, рыбак из Галилеи, носил имя Симон. Вместе со своим братом апостолом Андреем Первозванным он был одним из первых учеников Христа, который и дал ему новое имя, означающее камень. Петр признал в нем Сына Бога живого, за что ему были обещаны ключи от рая. После Распятия и Воскресения Христова проповедовал христианство в Риме, где и был казнен в 67 году через распятие вниз головой. Петр считается автором двух апостольских Посланий в составе Нового Завета. Католическая церковь почитает его как первого Папу Римского, в православии Петра наряду с Павлом называют первоверховным апостолом. 16/29 января - день поклонения честным веригам апостола Петра. Их почитание о
АПОСТОЛ ПЕТР Конец XVIII века. Мастерская И.И. Богданова-Карбатовского, Обонежье Дерево, темпера. 153 × 68 см Собрание Музея имени Андрея Рублева
Экскурсии по выставке «Страсти Христовы» с 30 января: - по понедельникам, вторникам и четвергам (кроме 23 февраля) в 18:30, - по пятницам, субботам и воскресеньям и 23 февраля в 16:30. Выбирайте удобное время для посещения! Предварительная запись не нужна – группа собирается за 15 минут до начала сеанса у кассы Музея имени Андрея Рублева.
Подробнее на сайте музея https://www.rublev-museum.ru/visitors/tours/tours-of-the-exhibitions/
Великомученица Параскева - одна из самых почитаемых святых жен на Руси. Особое отношение к ней связано с ее именем, в переводе с греческого означающем пятый день недели, который православная Церковь посвящает воспоминанию страданий Христа и его Крестной Жертве – Распятию. Персонификацией этой жертвы и выступает святая, поэтому к ее имени прикрепилось второе – Пятница.
Резная деревянная полихромная скульптура святой Параскевы - на выставке «Святая Пятница» в Музее имени Андрея Рублева до 30 января включительно!
«Страстная седмица» М.В. Нестерова и эскиз к этой картине впервые экспонируются вместе на выставке «Страсти Христовы» в Музее имени Андрея Рублева. Задумав это полотно сразу после революции, живописец завершил работу только в 1933 году. В эскизе автор окружил Распятие огромной толпой людей, однако в окончательном варианте он оставил вокруг Креста только семь персонажей - Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, трех женщин, одна из которых держит детский гроб, священника и крестьянина. Картина В.М. Нестерова из собрания Музея Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет» отразила духовные поиски художника, его размышления о русской истории. С 27 января - в Музее имени Андрея Р
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА 1933 год. М.В. Нестеров Холст, масло. 95 × 100,5 см (в свету) Собрание Музей христианского искусства МДА
Экспонат недели из собрания Музея имени Андрея Рублёва
ВИД САРОВСКОЙ ПУСТЫНИ
1862 год. Москва.
Мастерская А. Ерина по оригиналу И. Шелковникова
Бумага, литография 26 × 19,2 см
КП 6166
Дар А.Н. Рябова
Каждую среду на нашем сайте в разделе «Экспонат недели» https://www.rublev-museum.ru/exhibit-of-the-week/ публикуются уникальные памятники из собрания музея с возможностью детального онлайн просмотра.
Преподобный Мартиниан Белозерский (1400-1483) происходил из простой семьи, его мирское имя – Михаил Стомонахов. Он родился в деревне Березники в Вологодских землях и отроком пришел в Кирилло-Белозерский монастырь. Сперва его обучал грамоте один из писцов монастыря. Затем он принял постриг и стал келейником Кирилла Белозерского. После его смерти Мартиниан основал Вожеозерский (Чарондский) Спасо-Преображенский монастырь, а поставлен на игуменство в Ферапонтове монастыре. Святой оказал поддержку московскому князю Василию II Темному в борьбе за титул великого князя, за что тот сделал Мартиниана  своим духовником и поспособствовал его поставлению на игуменство в Троице-Сергиевом монастыре. Но пос
СОБОР БЕЛОЗЕРСКИХ СВЯТЫХ Первая половина XVIII века. Белозерье Дерево, левкас, темпера. 32 × 28,6 см КП-2639/1 Собрание Музея имени Андрея Рублёва
Преподобный Михаил Клопский (ок. 1400–1471) происходил из московской аристократии, рано принял монашеский постриг. Прожил почти 50 лет в Троицком Клопском монастыре в Новгородских землях и уже при жизни пользовался особым почитанием за провидческий дар. За советом к нему приезжал князь Константин Дмитриевич во время распри со своим братом – великим князем Василием I. Михаил предсказал рождение великого князя Ивана III и покорение им Новгорода, скорую смерть мятежного князя Дмитрия Шемяки, боровшегося за московский престол с Василием II, и будущее архиепископство святителя Ионы Новгородского.
Иконография святого была разработана в XVI веке. Святой изображался в монашеской одежде и куколе, реж
ПРЕПОДОБНЫЙ МИХАИЛ КЛОПСКИЙ
Вторая четверть XVII века. Подмосковье (Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе?)
Дерево, темпера; 111,5 × 52,5 см
Из Богоявленской церкви в селе Семеновском Пушкинского района Московской области
Собрание Музея имени Андрея Рублева
Для иконостаса церкви Троицы в Останкине по заказу бояр Черкасских в 1671 году мастер Оружейной палаты Иван Максимов создал икону Распятия, полную деталей. Здесь среди орудий страстей изображены кувшин с водой, напоминающий об умывании рук Пилатом, фонарь – символ предательства в Гефсиманском саду, столб, к которому был привязан Христос во время бичевания, бич, одежды, которые стражники делили по жребию, копье, пронзившее тело Христа, смоченная уксусом губка, чаша, куда собрали кровь из ран, клещи для вынимания гвоздей из рук и ног, тридцать сребреников, меч апостола Петра и отсеченное им при взятии Христа под стражу ухо раба.
Увидеть это шедевр русской иконописи из собрания музея-заповедника «Останкино и Кусково» можно будет на выставке “Страсти Христовы” в Музее имени Андрея Рублева с 27 января.
Show more