Воскрешение Лазаря
В Евангелии от Иоанна повествуется о том, что сестры заболевшего Лазаря Марфа и Мария обратились к Христу с просьбой прийти и исцелить их брата. Когда Иисус с учениками пришел к ним, Лазарь был уже мертв и четыре дня, как похоронен. Иисус велел убрать камень, закрывавший вход в погребальную пещеру, и приказал Лазарю выйти. Ко всеобщему удивлению погребенный ожил и вышел из могилы. После этого он присутствовал вместе с Иисусом на трапезе в Вифании. Считается, что в дальнейшем Лазарь стал епископом Китии (ныне Ларнака, Кипр). При императоре Льве VI в 901/902 году на месте древнего храма там была обнаружена гробница с надписью: «Лазарь четырехдневный и друг Христов».
Изображ
Сотворение мира и образ Спасителя в иконе «Шестоднев»
Название иконы «Шестоднев» восходит к традиционному обозначению библейского сказания о первых шести днях творения и с существующей в православной богослужебной практике соответствия каждому дню недели
определенного праздника или дня памяти святых. Подобные композиции, где соединяются сюжеты библейского Сотворения мира и седмичного Шестоднева, возникают с конца XVIII в. О содержании иконы «Шестоднев» на онлайн-экскурсии с выставки, проходящей в Музее имени Андрея Рублева до 2 июня, рассказывает научный сотрудник А.Е. Тарлыкова.
27 апреля в 14:30 - лекция «Иконография Страстной седмицы»
Страстная неделя – завершающий этап подготовки к празднованию Воскресения Христова. Во время этой предпасхальной недели особенным образом вспоминаются последние дни земной жизни. Они наполнены надеждой, скорбью и болью предательства Иуды в Великую среду, таинственным совершением первой Литургии – Тайной вечерей в Великий четверг, Распятием в Великую пятницу, тишиной Великой субботы. Все эти события нашли отражение в памятниках иконографии Византии и Древней Руси, составив законченный цикл повествования о последних днях земной жизни Спасителя.
Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Ру
Экспонат недели из собрания Музея имени Андрея Рублева
ШТАМП ДЛЯ ТИСНЕНИЯ ПО КОЖЕ
XIX век
Медный сплав, литье 8,4 × 5,3 × 2,1 см
КП 7568
Священномученик Антипа Пергамский
Священномученик Антипа (I век) упоминается в Апокалипсисе как верный свидетель Христа (Откр 2, 13). Согласно его житию, проповедовавшего христианство Антипу языческие жрецы обвинили в том, что из-за него боги оставили Пергам. Правитель города потребовал, чтобы Антипа отрекся от своей веры, но безуспешно, после чего святого бросили в раскаленного медного быка, где тот скончался с молитвой на устах. В V веке над могилой священномученика возвели храм. Согласно источникам XI-XII столетий, при императоре Феодосии Великом (IV век) в Константинополь был перенесен медный бык, послуживший орудием казни святого. С IX века там существовал посвященный Антипе Пергамскому
На выставке «Праздник Благовещения» представлены старообрядческие певческие рукописи с крюковой нотацией.
В длинные майские выходные постоянная экспозиция и выставки в Музее имени Андрея Рублева будут открыты:
🔻 28 апреля с 11:00 до 18:00;
🔻 29 и 30 апреля с 11:00 до 19:00;
⛔ 1 мая музей закрыт;
🔻 9 и 10 мая с 11:00 до 19:00.
В остальные дни музей работает по обычному расписанию.
Территория открыта ежедневно с 9:00 до 21:00, вход свободный.
☕🍰 29 и 30 апреля, 9 и 10 мая музейное кафе работает с 11:00 до 19:00.
1 мая кафе закрыто.
Рекомендуем заранее заказывать экскурсии по постоянной экспозиции музея и выставке «Сотворение мира». Заказ по телефонам +7(495)678-14-67, +7(495)678-98-03 или WhatsApp: +7-926-909-1634.
Лекция «Феофан Грек в Новгороде и Москве»
XIV столетие было трудной эпохой в истории Руси. Шла постоянная борьба русских княжеств за выживание, и потому светлые образы христианского искусства имели огромное образовательное и просветительное значение. В последней трети XIV века Феофан Грек создает в Новгороде и в Москве замечательные произведения, которые в Новое время получили мировую известность.
Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева, декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков.
Похвала Богоматери
Праздник Похвалы Богоматери был установлен в 625 году в память спасения Константинополя от аваров и отмечается в субботу пятой недели Великого поста. На службе в этот день поется Акафист Богородице и Благодарственный канон Иосифа Песнописца. В основе иконографии лежит текст канона «Свыше пророцы тя предвозвестиша», в котором перечисляются ветхозаветные прообразы Богородицы. Смысл изображенного – прославление Богоматери, послужившей таинству предсказанного ветхозаветными пророками Боговоплощения. На иконах праздника изображается Богоматерь с Младенцем в окружении пророков со свитками с текстами пророчеств и прообразовательными символами в руках. На Руси эта иконография изве
Воскресение Христово – самый древний христианский праздник. Приглашаем вас в музей узнать о его истории и традициях!
Праздничная программа включает в себя экскурсию, мастер-класс по колокольному звону и творческое занятие.
Во время экскурсии «От Вербного Воскресения до Пасхи» участники увидят, как древнерусские художники изображали на иконах события евангельской истории, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и Его Воскресением, а также узанют об историческом и символическом значениях Пасхи, о том, как она праздновалась на Руси, и почему в этот день принято дарить крашеные яйца.
На мастер-классе «Пасхальные перезвоны» каждый сможет попробовать себя в роли звонаря. Дети услышат разнообраз
Показать ещё