Обсуждаемые темы

Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 22:59

Богоматерь Шуйская-Смоленская

Чудотворная икона Богоматери Шуйской-Смоленской, некогда находившаяся в Воскресенском соборе в Шуе, была написана в 1654 году иконописцем Герасимом Тихоновым Иконниковым по просьбе прихожан для усмирения эпидемии чумы. Общерусское почитание Шуйская икона получила с 1667 года. Ее первоначальное название – Богоматерь Смоленская – не соответствует иконографическому типу. Младенец изображен так, что его правая нога поставлена на колено левой, а левой рукой он держит правую ногу за пятку. Сказание о чудотворном образе, составленное в XVII веке, объясняет это несоответствие тем, что на написанной художником иконе Смоленской Богоматери Младенец Христос сам поменял позу. Такая иконография появилась в русской иконописной практике еще на рубеже XV-XVI веков, задолго до прославления шуйского образа, и была, очевидно, следствием своеобразно воспринятого русскими мастерами западноевропейского прототипа. Икона Богоматери Шуйской имела особенно широкое почитание во Владимирских землях, особенно в самой Шуе и её ближайших окрестностях. В других регионах списки с нее встречаются заметно реже. Как правило, это небольшие иконы. В данном случае образ имеет большие храмовые размеры. Живопись его ориентирована на манеру письма мастеров Оружейной палаты, которая переосмыслена и упрощена провинциальным северным художником.
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 22:55

Девять мучеников кизических

Мученики Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон были преданы мучениям и казнены за приверженность христианству около 284-292 годов в городе Кизике в Малой Азии. Позднее, при императоре Константина Великого, в их честь был выстроен храм, где находились мощи этих святых.
На Руси иконы девяти мучеников получили распространение только во второй половине XVII века, когда в царствование Алексея Михайловича Романова были принесены из Палестины частицы их мощей. Служба мученикам и поучение на день их памяти были составлены святителем Димитрием Ростовским и опубликованы в 1691 году. Год спустя московским гравером Леонтием Буниным была сделана гравюра с изображением девяти мучеников, включавшая в себя вирши, посвященные каждому из них. Именно эта гравюра стала в последующее время иконографическим образцом для русских иконописцев, в частности, для автора иконы из собрания музея. Она написана в стиле барокко, широко распространившемся в русской иконописи с середины XVIII столетия.
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 13:47

Лекция «Предчувствие Пасхи. Воскрешение Лазаря – Вход в Иерусалим»

Совершаемый в субботу шестой недели Великого поста праздник Воскрешение Лазаря имеет особое значение для великопостной традиции. Предшествуя Воскресению Христову, это событие являет собой образ будущего всеобщего воскресения. На следующий день Церковь вспоминает торжественный Вход Господень в Иерусалим, утверждая тем самым божественное и царское достоинство Христа, добровольно идущего на крестные страдания ради спасения людей. Лекция будет посвящена историческому и богословскому контексту, иконографическим особенностям, а также отдельным выдающимся памятникам, запечатлевшим эти события.
Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева Д.Н. Клыков
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 13:33

Экспонат недели из собрания Музея имени Андрея Рублева

БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ (ВСЕХ РАДОСТЕЙ РАДОСТЬ).Образок
1924 год. Сергиев Посад. К.И. Хрустачев
Кость, дерево (дуб), металл, резьба 4,9 × 3,9 см
КП 6756
Из коллекции Г.А. Покровского Дар М.А. Покровской.
На обороте вырезана надпись: «Резал. К.И. // Хрустачев. // 1924».
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 13:10

Тайная вечеря

Во всех четырех Евангелиях говорится о том, как во время праздничной трапезы Христос предрек, что будет предан одним из находящихся с ним за одним столом. Тогда же он установил таинство Евхаристии, благословив хлеб и вино и назвав их своими телом и кровью.Тайная вечеря вспоминается на службе Великого Четверга.
Изображения Тайной вечери известны с V-VI веков. Существовало два варианта интерпретации этого сюжета: литургический, представлявший Евхаристию как церковную службу, и исторический, изображающий сцену трапезы. В древнерусском искусстве иконы исторического типа входили в состав праздничных рядов иконостаса. Сперва Христа в этой сцене изображали слева во главе стола, но с конца XVII столетия под влиянием западноевропейских гравюр его фигура переместилась в центр, и композиция приобрела симметричность. Тогда же такие иконы стали размещать в сени Царских врат иконостаса.
Поза Христа на иконе из церкви Покрова в Филях восходит к композиции «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, но здесь Спаситель представлен с хлебами в руках, что акцентирует тему Евхаристии.
Икона отличается по живописи от большинства его икон иконостаса, исполненных в 1853 году. Вероятно, она сохранилась от предыдущего комплекса, исполненного после ухода французских войск из Москвы. Стилистическое решение иконы близко к произведениям первой четверти XIX столетия, созданным работавшими в Москве мастерами Палеха.
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 09:45
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 08:16

Распятие

В иконе использован один из традиционных вариантов изображения распятия: крест, на котором распят Христос, установлен за стенами Иерусалима на горе Голгофе. В ее основании лежит череп Адама. У креста стоят Богоматерь и Иоанн Богослов: согласно Евангелию от Иоанна, перед смертью Христос вверил свою Мать заботам любимого ученика. Рядом с Богородицей стоит святая Марфа, сестра воскрешенного Христом Лазаря. Это не совсем обычный выбор, поскольку чаще из жен-мироносиц при Распятии изображали Марию Магдалину. Рядом с Иоанном стоит Лонгин сотник, признавший в Христе Сына Божия и, по преданию, исцелившийся от болезни глаз брызнувшей на него кровью Христа. В небесах изображены померкшее Солнце и налившаяся кровью Луна. К Христу слетают ангелы с покровенными платами руками. На полях помещены образы преподобного Марона (в старообрядческой традиции его имя звучит как Марой) и мученицы Иустины.
Икона была исполнена мастерами иконописных сел Владимирской губернии на рубеже XVIII-XIX веков.
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий 11 мая в 16:33
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий 11 мая в 15:19

Христос Воскресе!

В этот праздничный день музей открыт и с радостью принимает посетителей!!!
Сегодня у нас также можно посетить экскурсию по выставке «Сотворение мира» в 16:30 и бесплатно послушать лекцию «Резцом, кислотой и кистью. Русская икона и западноевропейские гравюры XVI – XVII веков» в 16:00.
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий 9 мая в 21:28

С праздником 8 марта!

Поздравляем всех девочек, девушек, женщин с прекрасным весенним праздником! Желаем любви, радости, красоты и гармонии вокруг!
Приглашаем провести 8 марта вместе с нами! Музей имени Андрея Рублева работает сегодня с 11:00 до 19:00.
Вас ждут:
🌷 выставка «Торжество святого Никиты»;
🌷экскурсия по основной экспозиции в 15:00 - без предварительной записи!!!
Музейное кафе открыто с 11:00 до 18:00.
Показать ещё