Иконография Богоматери Споручницы грешных восходит к гравюре, изданной в Киево-Печерской лавре в 1694 году. Младенец на ней представлен держащим обеими руками правую ладонь Богоматери. На фоне помещены вирши: «Аз споручница грешных ко моему Сыну. Сей дал мне за них руце слышати мя выну. Да тии иже радость выну мне приносят. Радоватися вечне через меня просят».
БОГОМАТЕРЬ СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ Первая половина XVIII века. Москва Дерево, темпера; 34,5 × 30,5 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
Эта икона относится к самым ранним изображениям Богоматери Споручницы грешных и точно воспроизводит гравюру 1694 года. В одном из них ее сопровождает надпись "Радуйся, Одре Царя Великого", которая присутствует и в этом произведении на верхнем поле. Композиция иконы сложная - Богоматерь с Младенцем находятся в ее центре, являя собой Солнце, от которого исходят лучи. В них в двенадцати малых кругах изображены ветхозаветные прообразовательные символы Богоматери, а в углах находятся символы четырех евангелистов. Вокруг центрального изображения идет стихотворная надпись, давшая название этой иконографии. Позднее символы на таких иконах уже не изображались, но стихотворная надпись, окружающая Богоматерь с Младенцем, сохранялась.
Иконы, повторяющие композицию гравюры, были популярны в украинских и южнорусских землях. Прославление образа, получившего название по первым словам виршей на нем, произошло лишь около середины XIX века. В 1843 году в Николаевском Одрине монастыре в Орловской губернии от подобной иконы стали происходить многочисленные исцеления. В 1846 году представитель монастыря приехал в Москву, чтобы заказать для образа драгоценный оклад. Он остановился в доме подполковника Дмитрия Бонческула, который поместил список с чудотворного образа в своем домашнем иконостасе. Этот список вскоре также начал совершать исцеления и мироточить, в связи с чем в 1848 году его передали в московский храм Николая Чудотворца в Хамовниках.
Почитание образа вскоре распространилось широко за пределами Москвы. Списки с иконы выполняли и мастера иконописных сел Владимирской губернии.
БОГОМАТЕРЬ СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ Середина – вторая половина XIX века. Иконописные села Владимирской губернии (?) Оклад: Центральная Россия Дерево, темпера; металл, чеканка, стекла; 31 x 26,5 см Собрание Музея имени Андрея Рублёва
К их работам, очевидно, и относится икона из музейного собрания, на нижнем поле которой написан текст тропаря 4-го гласа Молебного канона Пресвятой Богородице. На окладе, вероятно исполненном одновременно с иконой, этот текст приведен внизу на прямоугольной дробнице.
БОГОМАТЕРЬ СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ Вторая половина XIX века. Ростов (?) Эмаль на медной основе. 5,3 х 4,4 см Собрание Музея имени Андрея Рублёва
Миниатюрная эмалевая икона из музейного собрания, исполненная во второй половине XIX века как список с московского образа, была предметом личного благочестия и предназначалась для постоянного ношения владельцем при себе.
День Победы – праздник, который для каждого гражданина нашей необъятной Родины стал народным. Нет такого человека, для которого бы 9 мая был бы обычным днем календаря. День Победы - это символ героизма, мужества и отваги людей, защитивших свою Родину. Все мы в этот день чувствуем гордость за свой народ, его историю.
Вечная память павшим! Мира и счастья всем!
Евангелист Марк – апостол из числа семидесяти, ученик апостола Петра. По-видимому, именно он следовал за Иисусом в Гефсиманском саду, был пойман охранниками, но убежал от них, сбросив свой плащ (Мк 14, 51-52). Евангелист Марк был основателем Египетской Церкви и первым епископом Александрии. Текст Евангелия от Марка ориентирован в большей степени на проповедь язычникам, в отличие от других евангельских текстов, предполагавших знание читателями иудейской традиции. Скончался апостол в Александрии, когда толпа язычников, избив его, тащила через город на суд. Евангелиста Марка обычно изображали с недлинной бородой. Его изображения за работой, как и других евангелистов, присутство
Чудотворная икона Богоматери Шуйской-Смоленской, некогда находившаяся в Воскресенском соборе в Шуе, была написана в 1654 году иконописцем Герасимом Тихоновым Иконниковым по просьбе прихожан для усмирения эпидемии чумы. Общерусское почитание Шуйская икона получила с 1667 года. Ее первоначальное название – Богоматерь Смоленская – не соответствует иконографическому типу. Младенец изображен так, что его правая нога поставлена на колено левой, а левой рукой он держит правую ногу за пятку. Сказание о чудотворном образе, составленное в XVII веке, объясняет это несоответствие тем, что на написанной художником иконе Смоленской Богоматери Младенец Христос сам поменял позу
Великомученик Георгий Победоносец (†303) – один из самых почитаемых святых всего христианского мира. Согласно наиболее распространённому варианту жития, он родился в Каппадокии и воспитывался матерью-христианкой в Лидде Палестинской. Повзрослев, поступил на службу в римскую армию и, когда начались гонения на христиан, явился к императору Диоклетиану и открыто исповедовал свою веру, за что был подвергнут мучениям и обезглавлен. Жития описывают многочисленные посмертные чудеса святого. Наиболее знаменито его Чудо победы над змеем. Изображения Георгия Победоносца известны с VI века. Его представляли как юного воина с короткими кудрявыми волосами. На створке ск
Чудо Воскресения Христова, многократно предсказанное в Ветхом и Новом Завете, не описано ни в одном из четырех канонических Евангелий, поэтому в древности его изображением служила сцена видения ангела женам-мироносицам, пришедшим к пещере, где был похоронен Христос, и обнаружившим гробницу пустой. Затем в византийском и древнерусском искусстве получила распространение композиция Сошествия Христа во ад. Эта иконография сложилась на основе текстов Псалтыри, посланий апостола Петра и апокрифов. Она соответствует богословскому объяснению сути праздника, сформулированному в тропаре: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». В икона
В этот праздничный день музей открыт и с радостью принимает посетителей!!! Сегодня у нас также можно посетить экскурсию по выставке «Сотворение мира» в 16:30 и бесплатно послушать лекцию «Резцом, кислотой и кистью. Русская икона и западноевропейские гравюры XVI – XVII веков» в 16:00.
Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя»
Величайшей святыней христиан является Крест, на котором принял смерть Иисус Христос. Воспоминание об этом Кресте в середине Великого поста есть напоминание о смысле страданий Христа. Одновременно с этим Крест является главнейшим символом Воскресения, грядущей Пасхи. Изучение истории Креста и его иконографии как особой части христианской исторической науки, ставрографии, насчитывает несколько веков. Лекция посвящена различным типам изображений Креста и использованию его как постоянного мотива в церковном декоративно-прикладном искусстве.
Икона «Не рыдай Мене, Мати» иллюстрирует ирмос 9-ой песни канона Космы Маюмского, который поется на богослужении в Великую Субботу. В древности в Великую Субботу на храмовый аналой выкладывали символическое изображение Христа во гробе. Эта композиция сочетала в кратком виде сцены Снятия с Креста и Положения во гроб. С середины XVI века под влиянием западноевропейской иконографии Оплакивания Христа (Пьеты), а также текста принятого в православном богослужении Великой Пятницы канона на Плач Богородицы при Кресте Симеона Логофета сформировался вариант изображения, где Богоматерь обнимает мертвое тело Христа, вертикально расположенное в гробу на фоне Креста. Эта композиция во
В иконе использован один из традиционных вариантов изображения распятия: крест, на котором распят Христос, установлен за стенами Иерусалима на горе Голгофе. В ее основании лежит череп Адама. У креста стоят Богоматерь и Иоанн Богослов: согласно Евангелию от Иоанна, перед смертью Христос вверил свою Мать заботам любимого ученика. Рядом с Богородицей стоит святая Марфа, сестра воскрешенного Христом Лазаря. Это не совсем обычный выбор, поскольку чаще из жен-мироносиц при Распятии изображали Марию Магдалину. Рядом с Иоанном стоит Лонгин сотник, признавший в Христе Сына Божия и, по преданию, исцелившийся от болезни глаз брызнувшей на него кровью Христа. В небесах изображены померкшее Солн
Во всех четырех Евангелиях говорится о том, как во время праздничной трапезы Христос предрек, что будет предан одним из находящихся с ним за одним столом. Тогда же он установил таинство Евхаристии, благословив хлеб и вино и назвав их своими телом и кровью.Тайная вечеря вспоминается на службе Великого Четверга. Изображения Тайной вечери известны с V-VI веков. Существовало два варианта интерпретации этого сюжета: литургический, представлявший Евхаристию как церковную службу, и исторический, изображающий сцену трапезы. В древнерусском искусстве иконы исторического типа входили в состав праздничных рядов иконостаса. Сперва Христа в этой сцене изображали слева во главе стола, но с к
26 мая ждем детей на праздничную программу, посвященную Дню славянской письменности и культуры.
Программа состоит из интерактивной тематической экскурсии «Письмо и книга в Древней Руси» и мастер-класса «Азбука древнерусской каллиграфии для детей и взрослых». Участники: посетят «Мастерскую книгописца» и познакомятся с процессом создания древнерусских книг, увидят предметы для обучения письму в Древней Руси, подлинные старинные книги с золочением и тиснением, а также материалы и инструменты, которыми пользовались древние мастера, узнают рецепты и секреты приготовления чернил; на мастер-классе под руководством основателя Школы исторической каллиграфии Андрея Санникова узнают о древнерусской
Комментарии 11
Пресвятая Владычица наша, Богородица "Споручница грешных", спаси, прости, поручись за нас!
. Аминь