Минск
Далее следует раздел об отношениях Минска и Вашингтона, которые в настоящее время находятся в стадии реанимации после многолетнего разрыва. А в последнее время эти отношения становятся всё лучше буквально с каждым месяцем.
Глен Говард выражает обеспокоенность тем фактом, что Россия развернула два новых моторизованных полка вблизи белорусской границы рядом со стратегическими железнодорожными узлами.
«По мере того как геополитическое значение Белоруссии становится все более значительным, давление на это стратегически расположенное восточноевропейское государство будет продолжать усиливаться. Поэтому любое увеличение военного присутствия США в Польше будет иметь важные последствия для Белоруссии в её способности противостоять устойчивому экономическому и военному давлению со стороны России», – рассчитывает Говард.
Добавим к этому, что Глен Ховард получил широкую известность в первую очередь как «адвокат» «независимой демократической Ичкерии», то есть, стоял у истоков нападения НАТО на СССР. В 1990-е годы он возглавлял Американский комитет за мир на Кавказе и занимался изучением конфликта в Чечне.
Активность американской НПО на Северном Кавказе в конечном счёте вызвала жёсткую реакцию Москвы. В 2007 году Россия обвинила Джеймстаунский фонд в распространении антироссийской пропаганды на организованных им дебатах о ситуации в Ингушетии. «Организаторы вновь и вновь прибегают к намеренному распространению клеветы о ситуации в Чечне и других регионах российского Северного Кавказа, пользуются услугами сторонников террористов и псевдо-экспертов. Выступающим был выдан карт-бланш на распространение экстремистской пропаганды, разжигание межнациональной и межрелигиозной розни», – говорилось по этому поводу в заявлении МИД России. Кроме того, Джеймстаунский фонд многократно обвиняли в лоббировании интересов чеченских боевиков и работе на ЦРУ.
Новое приоритетное направление на постсоветском пространстве, которое Фонд активно осваивает в последние годы, – это Беларусь, которую американские «экспортёры демократии» хотят склонить к дрейфу от союза с Россией и другими партнёрами по ЕАЭС и ОДКБ к так называемому "внешнеполитическому нейтралитету".
Прошлой осенью Глен Ховард посетил Минск, где принял участие в работе конференции «Свежий взгляд на “замороженные конфликты” на постсоветском пространстве», организованной в рамках инициативы «Минский диалог». Там президент Джеймстаунского фонда вбросил ключевой посыл: президент Беларуси Александр Лукашенко сможет стать союзником США, если будет держаться нейтралитета во внешней политике. Предельно чёткая формулировка от профессионального «экспортёра демократии»: для того, чтобы стать союзником США, нужно как минимум не быть союзником России.
Эту базовую мысль Глен Ховард развил во время недавнего интервью первому каналу белорусского телевидения.
В случае реализации доктрины внешнеполитического нейтралитета в Вашингтоне готовы принять Беларусь такой, какая она есть, и не требовать от белорусского руководства немедленной «демократизации» (читай – смены режима). «Надо понимать, что всегда требуется определённое время, чтобы демократия развивалась, формировались многопартийные системы и так далее. Иногда Запад давит слишком сильно, чтобы произошли быстрые изменения. Но Беларусь имеет право на свой собственный график», – заявил президент Джеймстаунского фонда.
Это ли не подготовка к сдаче позиций? Полной сдаче?
Збигнев Бжезинский и Глен Ховард обсуждают успехи и неудачи Б.Обамы на Южном Кавказе и Среднем Востоке ©2010 Derek Henry Flood
Президент Джеймстаунского фонда справедливо отметил последовательную работу белорусской дипломатии по улучшению отношений Минска со странами Евросоюза и США: «Вы на верном пути, когда работаете над постепенным улучшением отношений, а не делаете это сломя голову. Я вижу тот день, когда много американских и европейских туристов будет стремиться приехать в Беларусь».
Да, за 20 лет в Белоруссии не удалось реализовать «цветную революцию», поставив у руля марионеточное правительство, (сценарий, который сработал во многих других постсоветских республиках, начиная с Литвы в конце 1980-х годов, заканчивая Украиной), но есть другие маневры: для начала хотя бы попробовать сделать Беларусь "нейтральной страной", позволив ей (в отличие от стран «санитарного кордона») хорошие отношения с Россией, но без стратегического союза и каких-либо форм интеграции на востоке.
Правда, можно спросить, как разговоры о "конструктивном, прагматическом взаимодействии с нейтральной Беларусью" согласуются с намерением разместить на белорусской границе постоянные военные базы НАТО? Для чего они размещаются?
Это не единственная нестыковка в аргументации «нейтрализаторов» из Джеймстаунского фонда. Вся история этой организации свидетельствует о том, что она служит целям «ястребов» холодной войны. В ещё большей степени об этом свидетельствует нынешняя деятельность американской НПО, в том числе по Восточной Европе.
Достаточно открыть главную страницу официального сайта Джеймстаунского фонда, чтобы убедиться в том, что по Восточной Европе Фонд разделяет все главные установки американских «ястребов». Тут и милитаризация Балтийского региона, и увеличение военного присутствия НАТО в Прибалтике ради защиты стран Балтии от фантомной «русской угрозы», и строительство «Междуморья», и «обновление антибольшевистского блока наций», и поддержка Киева в войне на Донбассе.
Комментарии 25
будет Белоруссия и мы будем так называть. Как называем Дойчланд
Германией . Нам так привычно.