Соответственно, решение России прекратить экспорт древесины создало множество проблем для финских тепловых электростанций. Более половины финских домов обогреваются путем централизованного теплоснабжения. Четверть топливного сырья составляет щепа, из которой 25% приходится на российскую. Ее применение варьируется в зависимости от региона – так, в особенности российскую щепу часто используют в Южной Финляндии.
Чтобы найти ей быструю замену, нужно быстрыми темпами увеличить внутреннее производство – почти на два миллиона кубометров щепы. «В долгосрочной перспективе это, вероятно, сделать можно, но на следующую зиму надо рассмотреть другие решения. Возможно, нам придется сжигать больше влажной щепы и использовать торф», – считает директор Ассоциации лесного хозяйства финского региона Южное Саво Петри Паюнен.
Правда, исполнительный директор областной энергетической компании Kuopion Energia Эса Линдхольм уверяет, что ничего страшного не происходит. «У нас хорошие запасы, которых хватит на весну и лето. Проблем никаких нет. Поставки из России так или иначе можно компенсировать», – подчеркивает Линдхольм. Но вот только чем и как? Петри Паюнен напоминает, что ежегодно в Финляндии используется 8 млн кубометров древесной щепы. Из них 1,6 млн импортируется из России. «С точки зрения ухода за молодыми лесами рост производства отечественной щепы был бы хорошим решением», – считает Паюнен. Только вот дело это долгое...
Исполнительный директор компании Suur-Savon Sähko Маркус Тюккюляйнен признает, что тоже очень обеспокоен сложившейся ситуацией. «Решения по импортозамещению становятся неотложными. Их приходится делать в быстром темпе, поскольку и щепа, и торф должны быть высушены до Юханнуса (дня летнего солнцестояния – прим. ВЗГЛЯД)», – полагает Тюккюляйнен. Он полагает, что Финляндии следует срочно разработать программу об энергетической самодостаточности. «Нужно замедлить темпы отказа от торфа и рассмотреть способы поощрения лесовладельцев и поддержки подрядчиков, которые занимаются заготовкой щепы», – предлагает финский эксперт. Но тут снова нужно отметить, что производство торфа в Финляндии постоянно снижается и за десять лет сократилась вдвое – примерно до 10%. Так что приходится запускать обратный процесс.
К настоящему моменту финское госпредприятие Neova Group уже успело объявить об отмене своего прошлогоднего решения о прекращении сбора энергетического торфа. Этим летом сбор торфа возобновится. «Клиенты активно контактируют с нами. Многие обеспокоены безопасностью поставок и доставки древесины. Это означает, что при таком быстром развороте торф является жизнеспособным решением, которое, к счастью, все еще доступно в Финляндии», – заявил финскому радио директор по производству Neova Паси Рантонен. В свою очередь, Линдхольм предлагает использовать в качестве альтернативных видов топлива финскую щепу, торф, каменный уголь и в крайнем случае – нефть.
По словам Рантонена, в настоящее время наивысший спрос на энергетический торф приходится на восточную часть Финляндии, где клиенты Neova большей частью использовали российскую древесину. При этом, однако, финская энергокомпания Savon Voima на днях демонстративно заявила, что отказывается от закупки российских биомассы и торфа. При этом компания использовала российские энергетические продукты в качестве топлива для когенерации централизованного тепло- и электроснабжения в городе Йоэнсуу (население свыше 76 тысяч человек). На долю российских продуктов приходилось около 34% от общего объема топлива, необходимого для обеспечения потребностей Йоэнсуу.
Комментарии 17