Но тут услышала голос Куликова:
- Человек чудовищно воздействует на экологическую ситуацию на Марсе. Надо это прекратить, я считаю.
- Да, - согласился Александр, - отправить туда Грету и Илона Маска.
Вернулись к новому циклу, в котором солнечная активность будет не такой уж активной. И зимы будут прекрасные, снежные, как сейчас.
- Зимы нашего детства!
А нам и потепление хорошо, и похолодание тоже в кассу.
- Питание рек-то у нас в основном снеговое, - напомнил Лосев. - Это и повышение урожайности. И транспорт - потому что мы видели проблемы на Волге, она мелела. А сейчас мы получаем большое преимущество.
"Дойче банк" сказал, что впереди десятилетие хаоса. И если для нас всё неплохо, то там, где нет своих углеводородов, будет не так. И тот же "JP Morgan" считает, что в концу года цена нефти Brent будет 68 долларов за баррель. А сколько было шума - нефть никому не нужна, уходит в минус.
- Ничего не будет - ни кино, ни театров, - вспомнила Ольга Рудольфа-Родиона из нашей классики.
Поспорили, что будет, если рухнет долларовая башня. И спец взял ситуацию в свои руки.
- Два соображения. Первое - Америка печатает доллары. Печатает очень много. По данным МВФ, за прошлый год - 14 триллионов долларов. В кризис 2008-го - около пяти, и то - сумма была размазана почти на 8 лет. Инфляция раздувает цены на промышленные металлы, нефть, на продовольствие. Плюс - разрыв в цепочках поставок из-за пандемии заставляет многие страны создавать запасы. И минус - 400 млрд долларов инвестиций потеряла отрасль.
Ну, это когда на нефть забили и отправили ее на три страшных для руководителей любой компании буквы ESG -экология, социальная сфера и управление. Это когда, как нынче в Голливуде - надо иметь в руководстве чернокожую нетрадиционную гражданку, а бизнес не должен иметь никакого углеводородного следа. Дошли до того, что сами нефтяные компании вынуждены были заявлять о том, что занимаются возобновляемой энергетикой.
Эти программы с точки зрения здравого смысла, сказал Лосев, "чушь собачья".
- Еще в 70-80-х годах прошлого века была доказана абсолютная неэффективность любых возобновляемых источников, даже гидроэлектростанций. Будете смеяться, но это так, потому что ресурс этот непросто добывать. Нефть, газ, мазут, уголь, атомная энергетика. Даже водородные топливные элементы не эффективны по сравнению с углем или газом.
Короче, он считает, что вся эпопея с возобновляемыми источниками - всего лишь способ оттянуть момент гиперинфляции. (Кто не согласен - может послушать запись сам, там есть дополнительные доводы. Со мной даже не спорьте). Втянуть туда напечатанные деньги, там их и похоронить.
Биткоин не справляется.
Куликов напомнил:
- Граждане, я уже об этом говорил четыре года назад - мы имеем дело с новым градусом лохотрона. Если те, кто покупал тогда, потеряли между 10 тысячами и тремя, то сейчас на 50-ти тысячах имеете хороший шанс потерять гораздо больше. Практически всё. Биткоин - офигенный механизм перераспределения средств. Такой же как игра на бирже.
На время мы с Ольгой Долотян сосредоточились на своем внутреннем мире, но услышали, что ни одна страна мира, которая хочет сохранить суверенитет, не допустит у себя появления альтернативных денег. Не случайно все Центробанки сейчас заняты созданием цифровых валют. Не криптовалют - просто аналоги обычных валют, только для цифрового мира. Опасаться цифровых денег (не имеющих ничего общего с биткоином) не нужно, Они избавят нас от многих форм мошенничества. Упростятся расчеты, всё будет в едином контуре, наша экономика получит дополнительные средства. Сейчас много проблем из-за оттока капитала. Нефть растет, а рубль не укрепляется, по мнению Лосева, именно по этой причине. Сохранение ключевой ставки немножко поможет рублю. Но надо остановить отток капитала.
Сырьевой суперцикл, о котором говорят американские банки, нам, скорее всего, будет на руку. Но обострит конкуренцию. У нас есть враги в лице мощной, довольно хищнической англосаксонской цивилизации. Мы не знаем, какие мысли про нас у Китая, но его концепция - увеличивать радиус влияния. Если начинается похолодание, то "зеленая повестка" летит туда (Лосев постеснялся указать куда, но было ясно) вместе с Гретой. Где-то будет хорошо, а где-то совсем плохо.
Например, в субтропиках начнутся засухи и голод. Рост цен на продукты запустит что-то вроде арабской весны. Значит, Ближний Восток не выиграет из-за роста цен на нефть. А их нестабильность будет доплывать и до нас, и до ЕС. Сирия была стратегически очень правильным выбором, потому что возможный новый хаос был бы уже с перебором.
А нефть понадобится всем. Мы - в шоколаде, потому что она у нас есть. Пойдут вверх цены на промышленные металлы - мы ими тоже торгуем. Но назревающий хаос создаст риски конфликтных ситуаций на нашей периферии.
Пропущу монолог Куликова про то, что Илон Маск - гениальный махинатор, поскольку это отдельный разговор.
- Вот мне тут пишут, - вдруг сказал Дмитрий, - что когда доллар рухнет - биткоин станет резервной валютой... Когда доллар рухнет - от биткоина даже пыли не останется!
- Да, - улыбнулся Лосев, - будут драться уже за еду.
- Напомню, когда-то считали, что резервной валютой будут клубни тюльпанов, - продолжил глумиться Куликов. - Вот это примерно одно и то же.
- Да, тогда количество векселей, обеспеченных клубнями, было в двадцать раз больше, чем тюльпанов, которые можно было вырастить на планете, - развеселился Лосев. - Одна луковица, кажется, стоила чуть ли не сколько, сколько стоило стадо коров...
- При том, что XVII век - маундеровский минимум, малый ледниковый период... Мы живем в маленький период оттепели. Ледниковые периоды длятся по сто тысяч лет. 12 тысяч лет закончился ледниковый период. Впереди - новый.
На этом месте я поняла, что борща сегодня не будет. Во-первых, не нашла свеклу и лук, дочь категорически отказалась выходить в минус двадцать., под окнами разгребали такие снежные завалы, что доставка не доедет. Во-вторых, ледяной ком в чашке кофе, забытой на подоконнике, подтверждал каждое слово Лосева.
Я содрогнулась.
- Мы просто немножко оттаяли, - тут же успокоил меня он. - И возможно, что тот углеводородный след, то небольшое потепление, которое индустриальный человек и человечество устроили на планете - может быть, задержало обрушение в ледниковый период лет на сто-двести, может, на полутысячелетие. (Я перекрестилась. На наш век, кажется, хватит. Грета, уймись!)
Комментарии 9