Названия картинам не всегда дают сами художники. Этой картине Огюста Ренуара «Размышление» (1877) имя дали торговцы при продаже. И автор был не слишком этим доволен.
«Эти пройдохи — торговцы картинами — отлично знают, что публика сентиментальна. И они присвоили моей бедной девушке, которая, как и я, тут бессильна, препротивное имя. Они назвали ее «Размышление»… Мои натурщицы не размышляют!» — ворчал Ренуар.
«Пасхальный обряд (Христосование)»
Борис Кустодиев, 1916
Галерея им. Догадина, Астрахань
Это был последний год перед революцией в Российской империи. Уже в 1917-м сословные правила, традиции и обряды полетели в тартарары. И картины Кустодиева стали своеобразным музеем, хранящим утраченную на глазах историю.
Сегодняшняя работа фиксирует пасхальные традиции. На переднем плане купчиха целует гостя в щёку. Троекратный символический поцелуй шёл сразу после обмена приветствиями «Христос воскресе! — Воистину воскресе!».
Гость держит в руках крашанку: на заднем плане видна тарелка с остальными. За ней видна белая пирамидка творожной пасхи с акронимом «ХВ», а рядом — пасхальный кулич (который на ю
«Слоны»
Сальвадор Дали, 1948
Частная коллекция
Слоны — повторяющийся образ у Дали. Они встречаются на многих его известных полотнах, но обычно как один из фоновых элементов. На сегодняшней же картине они — главный образ.
В искусстве слоны обычно символизируют мощь, монументальную и спокойную силу. Но безумный испанец поставил их на тонкие инсектоидные ноги — «многосуставные, почти невидимые ноги страсти», как он их называл. И слоны воспарили, стали воздушными замками, символами силы грёз.
На спине (а если присмотреться, то над спиной) у каждого слона — каменный обелиск. На эту конструкцию художника вдохновила скульптура Лоренцо Бернини на площади Минервы в Риме. Статуя была создана в XVII
«Портрет Веры Судейкиной» (1924) написал её муж, художник Сергей Судейкин. Она составила «Обязанности жены художника»:
1. Заставлять работать художника хотя бы палкой.
2. Любить его работы не меньше самого художника.
3. Каждому порыву работы идти навстречу, зажигаться его новыми замыслами.
4. Держать в порядке работы, рисунки, наброски, карикатуры. Знать каждую работу, ее замысел, значение.
5. Относиться к новым работам как к неожиданным подаркам.
6. Уметь смотреть картину часами.
7. Быть физически идеалом, а потому быть его вечной моделью.
«Вера де Боссе»
Сергей Судейкин, 1921
Третьяковская галерея, Москва
О художественном Париже начала XX века написано и снято немало. Но и Петербург-Петроград в первые десятилетия прошлого века кипел и бурлил творчеством и страстями.
Один из лучших учеников Коровина (по мнению самого художника), Сергей Судейкин начинал карьеру как театральный художник и журнальный иллюстратор. В станковой живописи он примкнул к символистам из объединения «Голубая роза».
В Камерном театре он познакомился с актрисой театра и немого кино Верой де Боссе. К тому времени она уже дважды «сходила замуж». Сам же Судейкин уже расстался с первой женой, танцовщицей и актрисой Ольгой Глебовой, и находился в сложных рома