Ерканян — представитель знатной фамилии, давшей Армении замечательных музыкантов, историков, архитекторов.
Образование получил на родине, в Карине (Эрзерум). Во время геноцида армян 1915 г. находился в Карине, с русскими войсками ушел на Кавказ и вступил в армянский добровольческий отряд под руководством Драстамата Канаяна. Участник Баш-Апаранского сражения (май 1918 г.).
Первой жертвой Арама был выбран бывший премьер - министр Азербайджана Фатали хан Хойский, лично отдавший приказ о чудовищной резне армян в Баку 15 - 17 сентября 1918 года, жертвами которой стали 30 тысяч человек. Эта акция была выполнена блестяще. 19 июня 1920 года Хойский был застрелен в тот момент, когда прогуливался в Тифлисе по Головинскому проспекту вместе с другим палачом армянского народа бывшим министром внутренних дел, а затем министром юстиции Азербайджана Халил беком Хасмамедовым. Хасмамедов был тяжело ранен Ерканяном.
Руководитель операции Шаан Натали в своих мемуарах об этом пишет так: “Только тот, кто знал хана Хойского, знаком с его историей, может оценить мужество Арама. В сопровождении своей свиты хан разгуливал по улицам Тифлиса, игнорируя вынесенный армянами приговор. Ведь все покушения на него оканчивались неудачей. Опытный и наглый зверь, он не учел только одного - что перед ним, разорвав бронированную цепь телохранителей, один на один встанет Арам и совершит справедливый приговор. Арам хотя и был ранен, под градом пуль сумел доказать, что он так же ловок и хитер, как и смел…”
Кроме этого, Ерканян ликвидировал известных мусаватистских деятелей Сарафова и Касымбекова, и ранил Мамедова. Это была месть палачам за все их злодеяния, в том числе за бакинские погромы и за ужасную резню в Шуши 23 марта 1920 года.
Из воспоминаний Арама Ерканяна:
«И когда я расставался с Шааном Натали, он с улыбкой прошептал: «Тебе достался Бехаэтдин Шакир. Это он одобрил злодейский замысел – утопить в море армянских детей – и исполнил его руками Азми-паши. Это он приказал отравить всех тех детей, которые еще могли помнить своих отцов и матерей. Этот преступник объехал буквально все вилайеты, изучая и оценивая действия губернаторов, повсюду организовывал депортацию, определял формы уничтожения армян и назначал конкретных исполнителей... Остальное я доскажу тебе в тот день, когда ты сам увидишь в Берлине эту гиену в обличье европейского джентльмена...»
Вместе с другими армянскими народным мстителем А. Ширакяном, выследил и 17 апреля 1921 убил в Берлине младотурецких деятелей Бехаэтдина Шакира и Джемаля Азми.
Арам и Аршавир получили приказ — постараться через Джемаля Азми выйти на Бехаэтдина Шакира и застрелить их обоих. Эта миссия стала для Арама делом всей его жизни. Бехаэтдина удалось выследить. Как оказалось, он часто гостил в доме Джемаля Азми.
Вначале акция была запланирована на 15-е марта, однако, пересена на 17-го апреля. Первый выстрел повалил Бехаэтдина, второй — Джемаля Азми.
Немецкая полиция не нашла никаких следов. На утро едва ли не все берлинские газеты опубликовали фотографию из морга, на которой были изображены тела убитых палачей. И только тогда Ерканян облегченно вздохнул: значит, выпущенная пуля действительно была смертельной. «Я чувствовал себя легко, будто гора, сдавливавшая грудь, наконец-то свалилась с меня. Возмездие свершилось. Обет мой, данный мученикам, исполнен», — напишет потом Арам в своих мемуарах.
Свою книгу мемуаров «Так мы отомстили» Арам Ерканян написал в Аргентине, куда он эмигрировал в конце 1920-х. А до того он провел несколько лет в Румынии: основал в Бухаресте армянскую газету и стал ее первым редактором. Издавал газету и в аргентинском городе Кордоба.
В 36 лет скончался от туберкулеза.
Комментарии 1