Так что бросай грабли и пойдем. Велено было тебя позвать.
Катя вздохнула тяжело и поплелась к сельскому совету. Видеть она не хотела сынка Демьянского, а он там непременно будет...
Демьян и её отец сговаривались, что поженят своих детей. Катерина порхала будто бабочка - Гришку она любила и с нетерпением ждала дня свадьбы. Осенью должны были играть, а в июне Великая Отечественная началась. Едва мужиков и парней, достигших возраста, увезли на фро.нт, как в село немцы вошли.
Больше года они здесь пробыли, много страху местные натерпелись, кто-то от голода помер, кто-то немцам не угодил, а кого-то, чтобы страху на жителей нагнать, казнили. Девушки боялись за свою честь, но нужно отдать должное немецкому офицеру - строго-настрого запретил он фрицам девушек трогать, трясся за арийскую кровь.
Работала Катя с другими девушками на немцев, прислуживая им за столом, чистила ботинки, стирала одежду, а в душе сильно ненавидела.
Через год село было освобождено, а Гришка и отец её еще воевали. В конце 1943 года похоронка на отца пришла, а в январе 1944 года Гришка вернулся. Комиссовали его по контузии да ранению, руку едва мог поднять, как плеть висела.
Катя, которая оплакивала отца, считала, что судьба ей утешение послала, сохранила для неё Григория. Но... Его будто подменили, он на невесту даже не смотрел, избегал встречи с девушкой, будто не сговорены они на свадьбу были. А когда она настояла на разговоре, признался жених, что Людку Веселову он любит. Давно любит, просто против воли отца не хотел идти, боялся его. А теперь всё изменилось и отец ему не указ.
Демьян с сыном не спорил, к тому же отец Кати умер и все договоренности в прошлом. Вот и устроил скромную свадебку Григорию и Людмиле. Пока все веселились, Катерина слезы лила в своем пустом доме. Никого у неё не осталось - мать умерла в 1934 году, отец пал на поле битвы, а тот, кого она ждала и за кого молилась на другой женился.
Екатерина стояла у сельского совета рядом с другими жителями поселка и услышала свою фамилию.
- А? Что? - будто очнулась она от своих мыслей.
- Рыкова, у тебя на постое будут рядовой Сорокин и сержант Лескин. Далее... - Демьян по списку пошёл: - Люда и Гриша, вы примете на ночевку товарища командира..
Дальше Катя не слушала, она повернулась и пошла к дому, а за ней потопали два пехотинца.
****
- Хозяйка, разреши баню истопить, - попросил сержант Лескин.
- Топите, только сами воды натаскайте, - разрешила Катя и ушла в дом рубить капусту на щи.
Она знала, что ребята уже три недели идут, надо бы покормить их горячим.
Было голодно в селе, излишеств не было, мяса в доме не водилось, но зато в погребе хранилась картошка, которую она сама по весне посадила и всё лето её выращивала, вспоминая голодный год, когда немцы в селе были. Не хотелось есть опять траву и собирать мёрзлые клубни по полю. Вот сейчас она пару картошин сварит, разомнет их и щи наваристее и густей будут.
В печи она запекла несколько яблок с мёдом. Сосед её, Борис Яковлевич, три улика на огороде держал, вот и снабдил девушку медком за то, что она рубахи его заштопала да окна вымыла.
Катя готовила и слышала стук во дворе. Глянув в окно, она увидела как Лескин рубит дрова, а Сорокин таскает воду из реки, что за огородом протекала. Вытерев руки о фартук, она вышла на улицу:
- Эй, товарищ сержант, а почто вы дрова рубите? Вон же, за сараем кладка есть, берите оттуда.
- Зима впереди, хозяйка, пригодятся рубленные дрова, а мы для себя сами нарубаем.
Усмехнувшись, она вошла в дом.
****
Бойцы вымылись в бане, Катя дала им одежду отца, которую в сундуке хранила и они смогли выстирать свои вещи.
Сорокин смешно смотрелся в отцовской рубашке, на его щупленьком теле она висела, как балахон. Зато для Лескина она была коротковата - тот был высокий и плечистый.
- Вкусные щи, Катерина, - похвалил сержант. - Такие мамка моя варить умеет. Ну а ты, Сорокин, чего молчишь? Нравятся щи?
- Язык онемел от этой вкуснотищи, - прихлебывая суп ложкой, кивнул рядовой.
- Вот что вы всё по фамилии обращаетесь? - возмутилась Катя. - Вы уж несколько часов здесь, а я даже имён ваших не знаю.
- Юра, - представился Лескин.
- Владимир, - протянул ей руку Сорокин.
- Вот и познакомились, - улыбнулась Катя. - Вы щи ешьте, я вам еще чаю заварила, а к нему яблоки зимние в печи запекла с мёдом.
- А как это? - удивился Сорокин.
- Вот попробуешь и поймешь! В чугунок яблочки без сердцевины сложила, налила медку туда. Яблочко зимнее, кисленькое, вам понравится.
Юре и Владимиру и правда понравились запечённые яблоки, они еще раз похвалили хозяйку и отправились спать. Она определила Лескина в комнату, где спал отец, а Сорокин на печи устроился.
Перед тем, как лечь спать, она пошла на улицу и сняла с веревки вещи солдат. Они уже высохли, так как на улице стояла ветренная сухая погода. Увидев, что пуговицы болтаются на ниточках, а кое-где на нательных рубашках прорехи есть, она взяла иголку и при свете лучины принялась за шитьё...
****
- Ну, товарищ Екатерина, после такого я просто обязан на вас жениться, - ухмыляясь и разглядывая аккуратные швы, заявил Лескин. - И накормила, и напоила вкусным травяным чаем, яблоками побаловала, так еще и одёжку починила. Всё, закончится война, приеду сюда и женюсь.
- Все вы только обещаете, - рассмеялась Катя на его слова. - А может мне Сорокин пригляделся.
- Вы мне тоже по душе, Катя, - засмущался Володя. - Но у меня невеста есть, Анечка.
- Значит, не судьба, - развела руками Катя и снова громко засмеялась.
Затем она взяла небольшое лукошко, куда насыпала с десяток яблок и протянула Юре:
- Держите, в дорожку вам яблок собрала.
Сорокин и Лескин присоединились к своим и вскоре отряд пехотинцев отправился в дальний путь.
****
Август 1945 год.
Проснувшись ранним утром, Катя посмотрела в окно и улыбнулась. Какой хороший летний день, настроение у неё было отличным - вчера вернулся еще один односельчанин, вернулся к жене и матери. Она тоже радовалась, ведь Лёшка был её другом детства. Прошла пора, когда люди в страхе ждали похоронки, теперь приходили лишь письма от ребят, которые извещали о своём возвращении. Катя снова и снова с улыбкой вспомнила смешного ушастого рядового Сорокина и смелого и дерзкого сержанта Лескина. Живы ли они, вернулись ли к своим семьям?
Вряд ли она узнает ответ на этот вопрос, так подумалось Кате.
Она ушла на поле, а, когда возвращалась домой, заметила двух соседок, что стояли у колодца, а увидев её, переглянулись и что-то Дуня зашептала на ухо Галине.
Пожав плечами, Катя вошла в свой двор и онемела от увиденного - во дворе, сняв рубаху, размахивал топором Юра Лескин, да так ловко, будто не дрова, а орешки колол.
- Товарищ сержант! - ахнула она.
- Уже товарищ лейтенант, - он улыбнулся ей и отбросил топор в сторону. - Ну здравствуйте, Катерина.
- Юра, а как же вы тут? Проездом?
- Ну отчего же проездом? - он хитро прищурился. - Катя, разве вы забыли, что я офицер? А офицеры своё слово держат. Я ведь сказал уходя, что вернусь и женюсь на вас.
- Это шутка? - Катя не знала, что и думать.
- Какая шутка? - он надел рубаху и внимательно посмотрел на девушку. - Никаких шуток. Я тут с соседями вашими пообщаться успел и узнал, что вы по-прежнему свободны, что никого у вас нет. А раз никого нет, так отчего бы мне не позвать вас замуж?
- А если бы я была замужем? - подняла бровь Катя в удивлении.
- Тогда моё сердце было бы разбито и я вернулся бы в Воронеж ни с чем. Но ведь для меня всё складывается удачно.
Катя молчала, не зная, что сказать. Ситуация была комичная, но увидев взгляд Лескина, она поёжилась. Слишком серьезно сейчас он смотрел на неё.
- Юра, зачем это вам? - тихо спросила она.
- Катя.. - он присел на лавочку. - Я когда вас увидел, то понял - пропал. Утонул в ваших голубых глазах, как в чистом озере. Ваша стать, ваша красота с ума сводила. Когда я покинул ваш дом, ни дня не прошло, чтобы я не думал о вас. Глаза закрою и облик ваш вижу. А еще яблоки, будто приворожённые, я вкус их забыть не мог. Может быть именно ради вас я выжил, чтобы приехать и замуж вас позвать. Тысячу раз висел на волоске от смерти, но мысли о матери и о вас давали мне силы и будто оберегали меня.
- Юра, пойдемте в дом, - она вздохнула.- Куда уж мне от вас деваться...
Они засиделись до полуночи, Катя узнала, что Сорокин был комиссован в начале года, вернулся домой к своей невесте и к матери.
- Думаю, - заявил Юра, - коли уж я собрался жениться, нам на "ты" надо перейти.
- А я еще ответ не дала.
- Так и я не тороплю. У меня еще есть две недели, а потом опять к службе надо возвращаться. Дома буду служить, в Воронеже. Только вот я всё сделаю, чтобы ты поехала со мной.
ЭПИЛОГ
Вся деревня с любопытством наблюдала, как Катя и Юра гуляют по улице, как он цветы на полях обрывал и заваливал девушку букетами. А за три дня до его отъезда Катя и Юра пришли в сельский совет расписываться...
Они уехали в Воронеж и Катя с Юрой, несмотря на такой вот скоропалительный брак, прожили вместе много лет и родили двоих детей. Они были счастливы и та встреча в 1944 году принесла им крепкую и сильную любовь. Семейным блюдом по традиции у них считались зимние яблоки запеченные с мёдом.
Автор: Хельга.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев