«С гордостью могу назвать себя кукольником»: журнал «Театрал» беседует с Константином Кирилловым в «Директорской ложе».
– Константин, подведем итоги сезона 2024-2025. В Рязанском театре кукол состоялось несколько больших премьер – «Конёк-Горбунок», «Букашечки», «Теплый хлеб». Как зрители их встретили?
– Театр – живой организм. Он растет постепенно, поступательно. От сезона к сезону. Не всегда этот рост можно вычислить в цифре. Количество премьер, например, существенно не меняется. Но сезон 2023–2024 точно войдет в историю нашего театра, потому что нам удалось открыть еще одну, третью, сцену! В театре были Большой и Малый зал, а это пространство мы назвали Крошечным, потому что главные хозяева здесь – малыши, а взрослые – все-таки гости. За первый сезон мы сделали здесь два спектакля: «Тата и слон» и «Букашечки».
Еще одним достижением я считаю премьеру по мотивам сказки-были Константина Паустовского «Теплый хлеб». Спектакль посвящен юбилею Великой Победы. Паустовский не был уроженцем Рязанской земли, но для Рязани это имя имеет особое значение. Паустовский очень любил Мещерский край, отдал ему существенную часть жизни и много творческих сил, открыл Мещеру, ее красоту и силу для самих рязанцев.
Победой я считаю и большую премьеру, которая закрыла сезон – музыкальную сказку «Конёк-Горбунок». В постановке почти нет живого плана. Сейчас это редкость. Можно сказать, что мы возвращаемся к истокам. Для классического текста выбрали классическую систему – куклы в спектакле тростевые. Сохранять мастерство работы с куклой очень важно! Получилась масштабная, яркая, музыкальная сказка, где органично сочетаются современность и традиция.
Если все-таки считать успех театра в цифрах, то и про них мы можем говорить с гордостью. В прошедшем сезоне у нас очень хорошие экономические показатели. Год от года они уверенно растут. Я представляю общую картину, знаю, как живут кукольники в разных регионах, и могу уверенно заявить, что Рязанский театр кукол входит в тройку лидеров по стране. Думаю, что главная цифра – это число зрителей. Залы Рязанского театра кукол полны.
Большим событием, которое войдет в историю и Рязанского театра кукол и города Рязани, стало благоустройство территории перед нашим зданием. Мы шли к этому несколько десятилетий. Сбылась наша мечта благодаря поддержке губернатора Рязанской области Павла Викторовича Малкова. Работы начались в прошлом сезоне, завершаются – в новом. За сорок лет жизни во «дворце сказок» на улице Есенина здесь не было ничего сравнимого ни по масштабу, ни по красоте замысла. К ХХ юбилейному Международному фестивалю театров кукол «Рязанские смотрины» у нас появится четвертая сцена – амфитеатр под открытым небом – детская площадка и сад, который будет цвести с ранней весны до поздней осени.
Сцена под открытым небом – моя затея. Фестиваль «Рязанские смотрины» проходит раз в два года. Это биеннале. Мне кажется правильным и логичным, если год между «Смотринами» займет фестиваль уличных театров. Я очень хочу, чтобы в Рязани появился собственный, регулярный, серьезный фестиваль такого рода. Для подобных событий нужны хорошо подготовленные площадки. Собственный амфитеатр нам в этом очень поможет.
– А ведь для вас самого это тоже был важный сезон. Вы отметили полвека на сцене?
– Так случилось, что я вышел на сцену 7 мая 1975 года, в год 50-летия Великой Победы. В роли маленького Коли Плужникова в спектакле Омского театра юного зрителя «В списках не значился». Я бережно храню программку спектакля, которую для меня подписал мой папа – Геннадий Дмитриевич Кириллов. Символично, что в юбилейный год я вернулся в Омск, чтобы вновь выйти на сцену. Уже в спектакле Рязанского театра кукол «…И НАКАЗАНIЕ».
Показ прошел в рамках Международного фестиваля «Достоевский. Омск» на сцене Омского драматического театра «Галерка». Мой герой – Аркадий Свидригайлов. Режиссер Олег Жюгжда оставил его без куклы. Только живой план. Но именно с этой роли начался мой путь на сцене театра кукол, и сегодня я с гордостью могу назвать себя «кукольником». Это сознательный выбор и большое счастье, что я прекрасно осознавал и прежде, но возвращение, конечно, расставило точки над «i».
«…И НАКАЗАНIЮ» идет тринадцатый год, и с каждым годом спектакль становится только сильнее. В зале всегда аншлаг. А совсем недавно постановка вошла в «Золотой фонд российских спектаклей» по версии Союза театральных деятелей Российской Федерации. Сто финалистов эксперты отобрали из тысячи заявок!
Не скрою, я рад, что в 2013 году пригласил Олега Жюгжду в Рязанский театр кукол. Работа над «…И НАКАЗАНIЕМ» положила начало долгому плодотворному сотрудничеству, а три года назад режиссер предложил мне роль в спектакле «Гертруда – Дании краса и королева, и этот, как его, принц Гамлет...». В его версии это история не столько о власти, сколько о семье. В центре внимания – королева, а я играю Гамлета-старшего, короля и ее супруга. Театр в театре тоже не простой. Это театр кукол в театре кукол. «Мышеловка» у нас в стиле «бунраку». Так сложилось, что именно эта работа подарила мне возможность испытать свои силы в кукловождении. Всерьез. Я благодарен Олегу Жюгжде и за возможность вернуться на сцену, и за возможность глубже понять театр кукол и его природу.
– Вы и сейчас продолжаете участвовать в спектаклях театра. Каково это – совмещать работу в дирекции и творческое направление?
– Несколько раз мне предлагали очень высокие должности, но я для себя решил, что чиновником не буду. Я родился и вырос в театре. И это не фигура речи. Я очень хорошо представляю, как устроена эта машина. Так, если помните, называл театр Михаил Булгаков. Для того чтобы такой машиной управлять, нужны особые люди, с особым складом характера. Не особенные! Поймите правильно. А предназначенные для этой работы в силу своей природы, характера, личной истории.
В 1996 году, например, я организовал в Рязани свой театр. Частный. Это была первая антреприза в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. За 14 лет существования мы выпустили 17 спектаклей. Репертуарная антреприза! Театральные менеджеры знают, насколько это сложно и как редко случается, но у меня, видимо, под - ходящий склад характера. Я не сомневаюсь, что занят своим делом, хоть и пришел в театр кукол из театра драматического. Предстояло многому научиться. Это отдельный мир. Другая история, производство, законы сцены. А еще, это театр синтетический, экспериментальный, лабораторный. Здесь рождаются новые формы и технологии. Это очень ответственно – быть в авангарде театрального искусства – и в то же время это очень вдохновляет.
– Вы служите в Рязанском театре кукол уже 22 года. Как он изменился за эти годы?
– Давать себе оценку, по-моему, неправильно. И не скромно. Это должны делать другие. Могу ответить на ваш вопрос так: театр очень уверенно стоит на ногах, он хорошо известен не только в нашей стране, но и за рубежом, имеет возможность работать с лучшими режиссерами и художниками. Все эти факты говорят сами за себя.
На тот момент, когда я пришел в Рязанский театр кукол, в репертуаре не сохранилось ни одного вечернего спектакля. Мы смогли возродить эту традицию. На нынешний день у нас таких постановок десять. И они востребованы. Поверьте, далеко не в каждом театре кукол такая традиция и возможность есть – приглашать на спектакль только взрослого зрителя. И за эти годы нам удалось воспитать свою публику. Я бываю практически на каждом вечернем показе, и мне отрадно видеть, что к нам ходит много молодежи. И многие приходят смотреть спектакли по несколько раз, хорошо знают труппу, историю театра, виды и системы кукол. Играть для такого зрителя – наслаждение, но это наслаждение – результат нашей работы!
– Особенно важными кажутся изменения в техническом оснащении, которые произошли в 2013 году. Можно ли сказать, что вместе с ними началась новая эра вашего театра?
– Да, в период с 2011 по 2013 год в театре была проведена большая реконструкция. Впервые с момента ввода театра в эксплуатацию в 1982 году! За три года мы проделали большую работу, но жизнь театра почти не останавливалась. Сейчас разработана новая проектно-сметная документация на капитальный ремонт. Очень надеюсь, что в следующем году мы к нему приступим. Это часть большой работы, которая запланирована в связи со столетием театра. Кто бы к нам ни приходил, все отмечают, как в театре красиво, уютно, тепло. Уверен, наша команда может и должна сделать Рязанский театр кукол еще лучше. К юбилею он будет в блестящем состоянии!
– А если вспомнить историю о том, как сам Сергей Образцов в свое время назвал новое здание Рязанского театра кукол «лучшим из лучших», становится ясно, что театр всегда был технически достаточно продвинут. Расскажите о том, как появилась идея создать новую уличную площадку и что еще бы хотелось технически улучшить в театре сейчас, когда приближается новая косметическая реконструкция?
– На сегодняшний день Рязанский театр кукол – один из самых технически оснащенных театров кукол в стране. Мало кто может похвастаться таким оборудованием. Долгое время мы лидировали, но недавно, и я рад за коллег, хочу это подчеркнуть, Рязанский театр кукол уступил первое место. У меня была возможность лично в этом убедиться. Будучи в жюри «Золотой маски», я побывал во многих театрах. В том числе в Башкирском театре кукол. С уверенностью могу сказать, что по оснащению они нас обгоняют. Но, думаю, к юбилею мы их догоним. Уже запланирована замена верхней механики сцены. Все перейдет в электронное управление. В 2012 году мы приняли решение, что оставим ручные подъемы, модернизируем, но оставим, а сейчас пришли к выводу: пора идти дальше, потому что время не стоит на месте.
– Могли бы вы рассказать о том, как сейчас театр обретает специалистов? Является профессия актера-кукольника популярной или, наоборот, мало востребованной?
– Кукольников мало. Хороший кукольник будет востребован всегда! Сегодня кукольников выпускают: ГИТИС, Саратовский и Новосибирский театральный институт, Ярославский и Екатеринбургский вузы, Школа Райкина и РГИСИ в Санкт-Петербурге. Питер, наверное, можно назвать столицей русских кукольников, потому что здесь выращивают и режиссеров, и художников, и технологов. Да и по количеству театров кукол Санкт-Петербург лидирует.
Если сравнивать числа, то сразу видно, что театральные вузы кукольников выпускают в разы меньше, чем драматических артистов. В десятки раз! А если сравнить нынешние цифры с цифрами советского периода, то вы убедитесь, что число таких выпускников нынче существенно меньше, чем в эпоху СССР, хотя в последнее время ситуация выравнивается.
Сейчас мы переживаем переломный момент. Идет смена поколений. На наших глазах уходят и мастера, и мастерство. Люди, которые хранили, берегли, развивали ремесло, передавали его из рук в руки, нас покидают. К сожалению, это общая тенденция. Общая для всего образования. Хорошо, что у нас остаются среднеспециальные учебные заведения, выпускающие артистов кукольников — это Иркутское, Казанское и Нижегородское театральные училища.
Понятно, что молодежь манят Москва и Санкт-Петербург, но и в наш театр стремятся попасть выпускники всех вузов, которые готовят кукольников в России. За год мы получаем не меньше двадцати-тридцати резюме с просьбой посмотреть ребят. Как результат, «география» нашей труппы – всероссийская. У нас служат и выпускники столичных вузов, и ребята с периферии. Большинство из них переехало в Рязань из другого города. Сахалин, Урал, Центральная Россия, даже Беларусь – все эти люди стремились служить в Рязанском театре кукол и прошли серьезный конкурс. В коллективе нет ни одного случайного человека.
– Какой вектор творческого и внешнего развития сейчас принимает театр? К чему стремится?
– Вектор нашего развития давно ясен. Мы с него не сворачиваем, идем поступательно, как по лестнице, вверх.
– Как я поняла, на следующей ступени стоит и развитие фестиваля кукольных театров «Рязанские смотрины», который в этом году отмечает тридцать шесть лет. Осенью в театре состоялся юбилейный двадцатый фестиваль.
– «Рязанские смотрины» были придуманы художественным руководителем нашего театра Валерием Николаевичем Шадским. Все эти годы он остается и художественным руководителем фестиваля. В первых «Смотринах» в 1989 году приняли участие три театра, но он уже был международным. В Рязань приехали коллективы из Польши и Швеции. Сегодня «Рязанские смотрины» – самый большой и старший на постсоветском пространстве фестиваль театров кукол.
Формат фестиваля определяет наша миссия. Участники приезжают к открытию, а уезжают после церемонии закрытия. Сегодня это редкость. Большинство фестивалей приглашают участников на день-другой: выступить и вернуться домой, а мы приглашаем прожить дни фестиваля в творческом общении. Поэтому «Рязанские смотрины» были и остаются в авангарде искусства играющих кукол.
Представьте, в афишу фестиваля вошли лучшие из лучших, и вот вы неделю смотрите по несколько показов в день, обсуждаете их с коллегами, размышляете, спорите, придумываете тут же новые проекты. Когда нормальный творческий человек получает такое количество ярких театральных впечатлений, ему, естественно, хочется сделать что-то свое, а фестиваль дает и вдохновение, и силы, и поддержку, и единомышленников. Да и новые творческие союзы возникают тут же!
ХХ Международный фестиваль театров кукол «Рязанские смотрины» шел семь дней. Это впервые. Долгое время пять дней были нашим максимумом. И впервые в рамках фестиваля появляется деловая программа. Она была очень серьезной и подробной. Сто участников, среди которых руководители российских театров кукол и Президенты Национальных центров UNIMA (Международного союза деятелей театров кукол) из других стран, обсуждали, куда и как должно расти и развиваться искусство играющих кукол.
Фундаментом деловой программы послужило серьезное исследование, которое провел Российский центр UNIMA. Нужно сказать, что статистикой по театрам давно никто всерьез не интересовался. Эта работа активно шла в СССР, но даже тогда аналитику по кукольникам всерьез никто не собирал. Это большая проблема, ведь цифры наглядно показывают все, что нас волнует и тревожит. Кукольники, например, очень много работают. Мы, например, за 2024 год сыграли 453 спектакля труппой в 22 человека. И так повелось с советского времени. В театрах кукол штаты – маленькие, а нагрузка – большая. В два-три раза больше, чем в драматических театрах. Нам остро не хватает штатных единиц. Вы даже представить себе не можете, как сильно это сказывается на жизни театра, сколько системных задач и проблем с этим вопросом связано. Исследование все это покажет. И это только одна из проблем, которые мы обсуждали.
Театр кукол – это первый театр, куда приходит человек, поэтому миссия у него важнейшая. На нас лежит большая ответственность. От первой встречи зависит, будет этот человек вообще ходить в театр, его представления о плохом и хорошем, а иногда и сам жизненный путь. К сожалению, достойной современной драматургии для театра кукол очень мало. Это общая беда. Нужна и аналитика, и поддержка. Естественно, мы обсудим этот вопрос с коллегами.
– А что-то готовится уже к столетию театра? Какие планы на ближайшие два года?
– Разработан план мероприятий, который включает несколько направлений: от ремонтных работ до гастролей. Масштабы даже нам внушают трепет, но, я уверен, мы справимся, потому что нас поддерживают и власти, и коллеги, и зрители. Выпуск спектаклей, издание книги, создание документального фильма – вот лишь некоторые пункты из нашего плана. А расписан он на пять лет вперед! О торжественных мероприятиях расскажем ближе к 2027 году, но скажу заранее, «Рязанские смотрины» в юбилейный для театра год должны выйти на новый уровень!
PS: Материал можно найти на страницах осеннего номера и на сайте издания по ссылке: https://www.teatral-online.ru/news/38936/