Замечательный пример - былина про Илью Муромца и Соловья-разбойника.
Когда мы слышим слово "разбойник", то понимаем его в том смысле, что Соловей грабил всех проезжающих. В общем, был этаким лихим молодцем, промышлявшим на большой дороге.
Между тем, знаменитый советский исследователь русского фольклора Владимир Пропп блестяще доказал, что ни о каком разбое в данном случае речи не шло.
Вспомним, что говорит былина:
"Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
А й по той ли по дорожке прямоезжею
Да й пехотою никто да не прохаживал,
На добром коне никто да не проезживал..."
Ничего странного не замечаете? Перечитайте еще раз и попробуйте представить себе картину, которая здесь описана.
Явно никакого оживленного движения по этой дороге нет. Напротив, она совершенно заброшена, завалена упавшими деревьями, заросла травой. Как же можно промышлять разбоем в месте, через которое давно никто не ездит? Любой грабитель бы давно либо помер с голоду, либо перебрался на более перспективное место!
Но Соловей упорно сидит там. Потому что совсем не в разбое тут дело. На самом деле, главный вред, который он наносит, это блокирование дороги, ведущей в Киев из других княжеств. Фактически противник Ильи Муромца является живым олицетворением разобщенности древнерусских земель, делает вывод Владимир Пропп.
Авторы и рассказчики былины интуитивно понимали это как большую проблему, которая должна быть ликвидирована, чтобы Русь процветала и дышала спокойно.
А почему тогда Соловей зовется именно разбойником? Все просто. В старину это слово, как и слово "вор", часто имело другое значение – враг государства, мятежник.
Спасибо за чтение! Подписывайтесь на нашу группу, впереди много всего интересного!
Комментарии 2