-Лиза - личность такая особенная. Она всем ему была, она была женой, любовницей, медсестрой, ангелом хранителем, мамой. Всем. Абсолютно всем. Там столько любви было, что на нескольких человек хватит этого чувства. И он у них в квартире витало. И Олег он живой, он без кожный совершенно, он же все это чувствовал. Гораздо сильнее, чем статистический нормальный человек.
- Что такое без кожный?
- Супер чувствительный. Он чувствовал заранее, он чувствовал в данную секунду. Ничего еще не произошло. Какой-то взгляд, какое- то что- то, он все это я не могу сказать, что болезненно, чувствовал все. Без кожный, я неправильно выразилась, наверное. Без кожными называют людей, которых очень просто обидеть. Я думаю, что таких сверхчувствительных людей, тоже очень просто обидеть.
-Почему он уходил из театров? Из «Современника» ушел, от Эфроса ушел. Пришел в Малый театр.
Наверное, Олега надо было любить и в работе. Ну подумаешь, на меня нельзя кричать, а его надо любить. Тоже же актеры же живые люди. Эфрос его любил. Мне кажется, вообще это для всех людей, не только для Олега, просто он глубже воспринимал это. Все хотят быть любимым, все хотят любви. Никто не хочет хамства, все нормальные люди хотят любви. А актеры тем более. Я думаю, что его воспринимали мрачным или каким-то еще. Да не был он мрачным. Настроение могло быть… у всех такое бывает, для меня он как раз лучезарным был. Он реагировал нормально, как все люди, только, наверное, сильнее. Глубже сильнее, болезненнее, и резче. Он уходил, ну подумаешь, я тоже 3 раза уходила из театра. В никуда. Это не значит, что меня обижали или что-то, если я поняла, что здесь не мое, я делал выбор и уходила. А Олег посложнее, наверное, меня, по внутреннему миру. Наверное, у него тоже веские были причины, чтобы уйти.
-А вы общались, когда Даль пришел работать в Малый театр? Вы же тоже в то время работали в Малом?
Мы не встречались вообще ни разу не пересеклись в Малом театре. Я позвонила, Лиза мне подтвердила. Но мы не разу не встретились. Я позвонила – «соскучилась», а в театре ни разу.
- А как восприняли актеры приход Даля в Малый театр?
А я ничего не знала о Малом театре....я узнавала с опозданием. Мало чему верила, о чем говорят. У Олега была такая же позиция. Зачем это знать? Это лишние огорчения. Я слышала про Даля говорят, я уходила, но на спектакле не смогла посмотреть в спектакле "Берег". Меня не было тогда.
-А почему Лиза не поехала с Олегом в тот раз на пробы в Киев?
-Ее там не было, если бы она поехала с ним в Киев на один день, он был бы жив. А она была в Москве, а он был там.
Я не пошла прощаться с Олегом, не смогла. И к Лизе не смогла долгое время приходить. Потом она мне позвонила – «Ира, мы тебя ждем. Две мамы и я». И я напекла пирогов и пошла. Мы засиделись долго. И Лиза мне рассказала - Олег, когда ехал надел новую рубашку светленькую и сказал – «еду на один день, еще тащить с собой переодеваться. Дай мне темненькую рубашку». Снял эту новую рубашку болгарскую. Лиза опять положила в пакет и надел темную и в ней поехал. И Лиза мне сказала, Ира, мне почему- то хочется тебе ее подарить, если тебя это не нарушит. Я сказала - нет и она мне дала эту рубашку. И в этой рубашке, она волшебная. Я садилась надевала эту рубашку и как будто бы говорила с Олегом, что у меня не получается. На следующее утро у меня все получалось, вот то место, о котором я с ним говорила, у меня получалось, хотя я говорила тихо сама с собою.
И еще один раз рубашка меня спасла. Я мыла окно, вернее, я стою и с Олегом разговариваю. И, вдруг увидела, что у меня жутко грязное окно на кухне. И я взяла тряпку, чтобы вымыть окно, и когда я потянулась, я начала вдруг медленно не падать, вот так вот удаляться от окна и от страха такой паралич и когда до меня дошло, что уже все, я схватилась за раму и зацепилась рукавом за ручку окна. Это Олег оттуда меня, это Олег.
Я во сне получила от него телеграмму после смерти моего мужа, который умер такой страшной смертью , что я три года из своей жизни вообще не помню… А потом я стала искать пьесу, все не находила, шла на компромиссы, начинала репетировать, но вот где-то в глубине я знала, что я себя обманула. И вдруг во сне получаю телеграмму - мне приносят - " Перестань ломиться в закрытые ворота, оглянись вокруг." 4 ноября. И после этого я поняла - не надо мне пьесу, не надо ... всего у меня было три телеграммы. И все это происходило на самом деле.
- А как они жили с Лизой? Олег и Лиза? Они же были совсем разными?
С одной стороны они были настолько разные даже внешне, а с другой стороны так крепко повязаны, что их нельзя разделить, что, если б у них был ребенок, я думаю, они бы были хорошими родителями. Я не могу отделить Олега от Лизы в данной ситуации.
- А Олег хотел иметь детей?
-У нас была одна съемка в "Варианте Омега" с нашим, якобы, сыном по фильму. Я даже глаза Олега помню, как он смотрел на мальчишечку. Мы в метро, когда во время бомбежки, мы в метро и вот его взгляд, его глаза, когда мы когда мы около мальчика, да, конечно, хотел.
Я, когда к ним приходила, погружаясь в другое измерение, там было все в такой любви. Какие там отношения, там все улыбались, там все было в любви. Когда я пришла уже Олега не было, все равно было это ощущение. Когда я второй раз пришла, когда с этой рубашкой, ели и хвалили мои пироги и все улыбались и никто не грустил, и, когда я сказала, что у меня такое ощущение, что Олег здесь, они говорят да, да, он нас не оставляет.
-Вы были влюблены в Олега?
-Мое отношение нельзя назвать влюблена, у меня что-то большее, чем влюблена было. Влюблена этот прекрасное чувство, это весеннее, любовь – это другое, правильно? А влюблена - это такое - вот я лечу и весна. Я не все в нем понимала, а теперь понимаю, что и не надо было понимать. Вот как чудо не надо объяснять, надо его принимать и радоваться, что случилось чудо, а когда объясняешь, ты его заземляешь. Мозги всегда все портят. Вот так и Олега, его не надо объяснять, его надо любить, чему - то учиться, если получится и радоваться, что в моей жизни такой человек был. Для меня это огромная, огромная благодарность и радость.
А как вы думаете, может быть, Олег был несчастлив?
Он недоволен был собой в первую очередь, но, чтобы он был несчастен? Не- а. Он вообще сам с собой. Само копатель такой. Все время находился в процессе, он отдыхать никогда, по - моему не мог. И не отдыхал, потому что у него все время какой-то процесс шел внутренний всепоглощающий, но, чтобы он несчастный, нет, нет (смеется), и тем более, вот эта последняя его семья.
Он был недоволен, может быть, и в жизни что-то не принимал. Он мрачный он мистический, он хотел умереть, у него дневник с черепом. А может он взял нахулиганил - нарисовал череп, он, кстати, хорошо рисовал, взял и нарисовал череп, а столько разговоров "дневник с черепом"…
Он мне сам показал свой дневник и естественно, я расхохоталась на этот череп, он мне сказал - правильно делаешь, и что-то он хотел мне прочитать. А Лиза мне показала, что последняя запись (я дословно не помню) – «завтра иду в Малый театр».
Это замечательно, потому что если он куда - то шел, он шел на все сто -двести процентов, значит он хотел, а если он хотел, значит, он любил это. Это было бы замечательно. Он никому - то одному хотел, его много очень было, он всем свои студентам хотел много -много -много дать, ой как жалко…
- Может быть, он хотел умереть?
-Простите, если человек хочет умереть, он будет думать о том, какую ему рубашку одеть? И тащить с собой лишнее, «я на один день. А это она светленькая»...
За все это время мне в голову не пришла ни одна темная мысль, что он не любит жизнь или, что он хочет умереть, даже одного процента мысли у меня не было в голове. Он был полон идей, в нем столько было всего, и моментально загорался этот человек, как зажигалка - раз и он все уже видит. Я не думаю, что он прожил бы много - много лет, потому что он горел, он и на работе горел, горел, но еще бы погорел достаточно, чтобы оставить после себя больше. Мне мало, у меня все есть, что-то на кассетах, но мне мало. Я думаю, что многим мало.
Я все время сомневалась в том Печорине, в которого поставил Эфрос, я сомневалась и как княжна Мэри и как Ира. Я сомневалась - любит ли он меня или нет? Потому что иногда был такой взгляд, то аааа, а иногда такой как будто ты улетаешь туда от такого холода и колючести. Я сама, и за свою героиню я сомневалась. Я никогда не задумывалась, что он ни до кого не дотрагивался, не задумывалась, но вы знаете, это редкий дар, когда человек умеет на экране любить, а тем более, когда нету любовных сцен и достаточно глаз - это вообще потрясающе.
- Олегу трудно было состояться, как актеру?
Он трудно, состоялся. Трудно. Он очень тратился, он играл роль, он к ней очень мучительно шел, у него процесс там был и это заметно.
Он трудно работал. У него при его мудрости, его глубине, у него иногда такой детский взгляд был, абсолютно как дети. Он, как дите радовался этому. По -моему его Козинцев очень любил, это чувствовалось. Я работала с гримером, может она мне что-то сказала. А потом я сказала Олегу « я думаю что Козинцев тебя очень любил». Олег так вот улыбнулся, вспомнил что-то и говорит - ну ты замахнулась.
Когда вышел журнал про Олега и я попросила – «Напиши мне что -нибудь и он написал – «Ириша, милая...твой Олег»
Ирина Печерникова.
Автор - Марина Кочнева.
Комментарии 27
А Ирину Печерникову я впервые увидела на фото в нашей драмстудии в Ростовском Дворце пионеров, она была выпускницей нашей студии, с тех пор следила за ее творчеством...
С интересом прочитала это интервью, открыла что то новое для себя об этих прекрасных актерах