Уровень окончательного достижения в практике - это спонтанное умиротворение от магического вмешательства богов и демонов.
Арьядева в своей Великой поэме использует технические термины “окончательный признак реализации” (чод тшад) и “уровень окончательного достижения” (тшар тшад).
Мачиг связывает эти выражения с двумя другими терминами: “симптомы” (лонг) и “магические проявления или вмешательства” (Чо ‘фрул). Вместе они представляют четыре уровня реализации в практике Чод. Когда ее ученица Чоки Сенге спросила, появляются ли эти четыре уровня в последовательном порядке или одновременно, связаны ли они попарно или являются независимыми, Мачиг объяснила весь процесс осознания в соответствии с системой Чод.
Начнем с того, что то, что называется “симптомом” (лонг), является синонимом “признака” или “характеристики”. В терминологии Чод, когда практикующий предлагает свое тело в качестве пищи богам и демонам в пугающих местах и практикует Чод самадхи, объединяющее пустоту и сострадание, великолепие медитативное погружение йога в суть реальности невыносимо для этих существ.
Как говорит Арьядева:
Когда вы таким образом медитируете на недвойственную парамиту,
Местные боги и демоны не могут этого вынести и впадают в отчаяние
Вызывают всевозможные магические помехи,
реальные, воображаемые или во сне.
Таким образом, боги и демоны создают препятствия и начинают мешать практике йога. Для йога они проявляются физически или ментально в виде дискомфортных или неприятных состояний, и этот дискомфорт описывается как первый симптом реализации в практике.
Если йог упорствует в практике медитации, эти незначительные неудобства и помехи постепенно превращаются в видения, галлюцинации, миражи или сновидения, порождаемые существами, пытающимися помешать любой реализации.
Эти магические явления или вмешательства (Чо'фрул) могут быть вызваны самыми разными существами: кармическими должниками, негативными подземными или небесными негативными силами, такими как Раху или Яма, Повелитель Смерти (Гшин радже).
Что касается внешних чудесных явлений, то они могут проявляться в виде землетрясений, наводнений, лавин, лесных пожаров и других природных катастроф. Они также могут воздействовать на объекты чувств — форму, звук, вкус — или ментальные состояния, как наяву, так и во сне.
Принцип Мачига "Прорубаться сквозь демонические предметы" (сНайнг тшом) определяет четыре вида чудесных явлений в последовательном порядке, от самых грубых до самых утонченных:
(1) осязаемое, имеющее воплощенную форму,
(2) вербальное (скад гдон).,
(3) видения разрушения, созданные демонами, и
(4) видения, вызванные снами.
Мачиг настаивает на том, что все эти магические проявления богов и демонов проистекают из самого ума и что средство устранения их для тех, кто обладает превосходными способностями к медитации, заключается в том, чтобы “освободить их в их собственном месте”, согласно высшему воззрению Махамудры:
При работе с ними, [если ваши медитативные способности] превосходны,
оставайтесь поглощенными истинной природой [ума].
Какие бы чудесные проявления богов и демонов ни появлялись,
Воспринимайте их как чудесные проявления вашего собственного ума,
И не концентрируйте свое внимание на этих монстрах.
Сохраняйте непринужденность, безмятежность в самой природе этого осознания.
Когда вы погружаетесь в естественное, безмятежное состояние,,
Эти чудесные проявления будут естественным образом умиротворены.
А когда вы проникнетесь сутью явлений,,
В следующий момент они покажутся вам дружелюбными.
Те, кто обладает средними способностями, должны разделить тело и сознание, а затем позволить уму оставаться в пустом пространстве: тогда эти чудесные явления растворятся в пустоте.
Медитирующий с меньшими способностями должен применять учение о превращении тела в подношение пищи богам и демонам, в то время как ум остается естественным образом поглощенным своей собственной природой. Когда осознание йогом пустотности усиливается, на него больше не влияют чудеса.
Напротив, они постепенно теряют свою власть над умом, и сами боги или демоны начинают обращать внимание на слова йога, в конце концов попадая под обаяние его или ее устных советов.
У йога проявляются сверхъестественные силы и качества, но настоящим признаком приближающейся реализации является сильная радость: это переживание является третьим уровнем реализации, называемым “уровнем окончательного свершения” (тшар тшад).
Этот уровень достижений также варьируется в зависимости от способностей медитирующего. Для тех, кто обладает меньшими способностями, внешний уровень заключается в том, чтобы оставаться безмятежным и спокойным, сталкиваясь с чудесным вмешательством богов и демонов; внутренний уровень - это когда боги и демоны проявляют свое доверие к медитирующему и награждают его сверхъестественными сиддхами; тайный уровень - это постоянное ощущение благополучия или блаженство, достигаемое, когда болезнь, а также негативные силы и мысли были полностью устранены или умиротворены; а высший уровень достижения состоит в том, чтобы проникнуться любовью и состраданием, усвоить осознание непостоянства всех явлений и впредь с полной уверенностью заниматься практикой Дхармы.
Для медитирующих высших способностей внешний уровень заключается в том, чтобы подавить страхи и вредные магические помехи великолепием или харизмой (зил гноном) осознания; внутренний уровень заключается в том, чтобы оставаться без высокомерия, то есть без какой-либо концепции собственного "я", когда они сталкиваются с любым злом, которое может проявиться, будь то болезнь, разочарование или демоны; тайный уровень - воспринимать невзгоды и препятствия как друзей; а высший уровень - это реализация непорочной дхарматы, пустой природы "я".
В ходе этого процесса боги и демоны осознают свою карму и негативные ментальные склонности. Они получат наставления йога и таким образом встанут на путь просветления. Взамен они должны поклясться никому не причинять вреда и защищать учение йога.
На этой стадии медитирующий преодолевает всю путаницу в уме и двойственные представления о хорошем и плохом. Непосредственно постигая истину о существовании явлений и саму природу "не-я", он или она постигает дхармакаю, а также наставляет других, таких как владыка земли (са бдаг) и местные боги и демоны, на путь освобождения.
Это называется окончательным знаком (чод тшад) при повторном осознании Чод внешний признак этого осознания состоит в том, что вы больше не подвержены страху или ужасу, когда сталкиваетесь с магическим вмешательством божественных или демонических сил; внутренний признак - это понимание того, что болезни и негативные эмоции - это не что иное, как кармическое возмездие; тайный знак состоит в том, чтобы не испытывать замешательства при встрече с любой возникающей мыслью, будь то добрая, злая или безразличная; и решающим признаком является преодоление ошибочной привязанности к себе, независимо от того, какие чувственные объекты или удовлетворение могут появиться.
Не следует придавать чрезмерного значения любой такой классификации: в реальном опыте все может сильно отличаться в зависимости от индивидуума, например, порядок, в котором человек переживает эти уровни.
Некоторые могут не переживать тот или иной из этих уровней, но осознавать остальные три. Любая комбинация возможна в зависимости от индивидуальной кармы и склонностей, а также от конкретных столкновений с различными богами или демонами. Кроме того, в текстах приводится множество других объяснений и систем классификации.
Мачиг резюмирует результаты практики Чод следующим образом:
Как только материальные и неосязаемые демоны, а также демоны экзальтации и привязанности к себе будут усмирены, в качестве временного результата тело человека освободится от болезней, а разум - от страданий. Конечным результатом является осознание состояния Будды, самой природы трех кай.
В свете этих четырех уровней осознания интересно перечитать вторую главу “Ста тысяч песен Миларепы”, озаглавленную "Путешествие в Лаши". Здесь на Миларепу нападает Бхаро, могущественный демон Непала, и его армии, которые создают всевозможные ужасающие видения.
Сначала Миларепа обращается к ним следующим образом:
Сквозь миражи и иллюзии,
Вы, зловредные дьяволы мужского и женского пола
Может создавать настоящие фантастические ужасы.
Хотя они не в состоянии отвлечь Миларепу от его медитации, эти демоны отказываются подчиняться. Затем Миларепа учит их закону причины и следствия и поет для них песню “О семи украшениях”:
Я, йог, желающий оставаться в одиночестве,
медитирую на пустотность Ума.
Пораженный силой своей концентрации,
Вы, завистливые демоны, вынуждены заниматься магией.
Для йогина демонические заклинания
- Это красота и украшение.
В этот момент большинство демонов убеждаются в словах йога: они перестают вмешиваться и просят его научить их Дхарме.
В конце концов, они клянутся ему в верности и берут на себя обязательство служить ему. Между строк мы можем различить четыре уровня осознания Чод, от первых симптомов до признаков осознания, когда демоны подчиняются йогу и вступают на путь просветления.
Мы также находим эти различные уровни осознания на протяжении всей жизни Мачиг, начиная с ее первых переживаний у Дерева Серлаг, где она покоряет армии короля нага, и заканчивая заключением истории ее жизни, где говорится:
Мачиг изучил и осознал краткие, средние и пространные слова Будды. Она в совершенстве изучила главу о демонах, в частности такие учения, как:
Привязанность к какому-либо явлению вообще,
От грубой формы к всеведению,
следует понимать как игру демона....
Получив освобождение благодаря этим учениям, она обрела необыкновенный опыт естественного избавления от четырех демонов....
Подводя итог, можно сказать, что традиция Чод вписывается во вселенную популярной тибетской демонологии. Как мы уже видели, эта демонология - настоящая наука, в которой каждая сущность перечислена и классифицирована в соответствии с ее способностями и имеет экспериментальную проверку в рамках живой передачи.
Традиция Чод Мачига - это драматизация и синтез, использующий все ресурсы ментальной сферы, объединяющий в единую доктрину основные учения Махамудры, тантрические техники визуализации и обширный пантеон изначальных сил, местных богов и демонов, населяющих воображение тибетского народа.
По-видимому, в этом и заключается главная функция Chöd: служить связующим звеном между высшим метафизическим видением и популярной религией. Его близость к миру положительных и отрицательных сил объясняет, почему Чодпа, оставаясь вне религиозных институтов, была так популярна среди тибетцев и часто использовалась для борьбы с болезнями, одержимостью духами, экзорцизмом и т.д. - роли, которые обычно исполняли шаманы в культурах Центральной Азии.
Мачиг Лабдрон и основы Chöd.
amzn.to/3MbtoAL https://vk.com/wall-173893392_4824и6
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев