ОН СОЗДАВАЛ НЕВЕРОЯТНЫЕ УКРАШЕНИЯ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ.
Общеизвестно, что все царствующие династии имели не только пристрастие к ювелирным украшениям, но и являлись заказчиками для ювелиров. В то время приобрести творения ювелиров высокой квалификации могли позволить себе лишь они , их окружение или очень состоятельные люди.
Золотых и серебряных дел мастера создавали уникальные вещи, но их красоту воспринимали как должное, а о мастерах забывали сразу после оплаты заказа (а порой и не оплачивали вовсе)
Впрочем, были и редкие исключения. Например, имя Карла Фаберже, известного во многом благодаря необычным пасхальным сюрпризам в форме яиц, которые он изготавливал для русской императорской фамилии, известно многим.
Швейцарскому ювелиру Жереми Позье потрясающему мастеру огранки драгоценных камней и оформления бриллиантов повезло меньше, и имя его известно, пожалуй, узкому кругу специалистов, хотя Большая Императорская корона, являющаяся его главным творением, известна почти каждому в России.
История Жереми Позье похожа на сценарий приключенческого фильма, где есть всё: и большое путешествие, и придворные интриги, и настоящая «игра престолов»… Именно этот скромный швейцарец стал любимым ювелиром трех русских императриц и принял участие в создании главной реликвии дома Романовых.
В истории ювелирного искусства XVIII столетие отличается особой любовью к драгоценным камням. Никогда до этого времени не изготавливалось столько предметов роскоши, поражающих обилием сияющих самоцветов.
Портрет Елизаветы Петровны, фото из каталога Ферсмана 1925 г. Фото украшений из коллекции Albion Art Institute
Именно в это время Жереми Позье приезжает в Россию и становится придворным ювелиром.
А родился он в Женеве 6 декабря 1716 года в большой,бедной семье. И когда ему исполнилось 13 лет, отец Этьен Позье принял решение ехать в Россию с двумя сыновьями в поисках лучшей доли, благо его брат Пьер Позье служил врачом-хирургом при дворе Петра II.
Не имея достаточно средств, полтора года семейство Позье вынуждено было идти пешком по Европе в далекую Россию. В Гамбурге, когда закончились деньги, пришлось отдать в подмастерья к мастеру-ножовщику младшего сына Филиберта, а сам Этьен с Жереми сел на маленький корабль, который в августе 1729 года доставил их в Санкт-Петербург.
Алексеев Ф.Я. Санкт-Петербург
В первый же год пребывания в России Позье - старший умер, и Жереми, оставшись без отца устроился учеником к ювелиру Бенуа Граверо(Benoît Gravereaus), который выполнял заказы для самой императрицы Анны Иоановны.
Там, в мастерской Бенуа Граверо Жереми полностью раскрыл свой талант. Он на лету схватывал сложнейшую технику огранки драгоценных и полудрагоценных камней и тонкости ювелирного дела.
Анна Иоановна, которая часто приказывала Граверо приходить со своими мастерами в её покои и работать там на её глазах, обратила внимание на Иеремию (так назвали Жереми по-русски).
Под покровительством Императрицы Анны Иоанновны, в 1740 году Иериемия Позье открывает свою собственную небольшую мастерскую в артиллерийском квартале Санкт-Петербурга и получает титул Придворного ювелира и главного бриллиантовых дел Мастера.
Луи Каравак. Портрет Анны Иоанновны. 1730 г.
Анна Иоановна настолько любила драгоценности, что регулярно отправляла за рубеж доверенных лиц, чтобы те выбирали там для нее камни наилучшего качества. Одной из таких стран был Китай. Государыня любила присутствовать при публичной продаже привезенных камней, причем торги устраивались прямо во дворце.
И. Позье тоже мог бы отправиться в Китай – императрица предложила ему поехать в Поднебесную и собственноручно выбрать камни для будущих ювелирных изделий. Сделка была очень выгодной.
Китай 18 век. Маньчжурская династия.
«Она (императрица) обещала дать мне две тысячи рублей жалованья, и выдать единовременно десять тысяч рублей, чтобы я мог купить на свой собственный счет товар, какой мне заблагорассудится», - пишет он.
Но суливший такое богатство план не состоялся – в октябре 1740 года императрица скончалась. Её смерть Позье оплакивал вполне искренне.
В 1741 году Елизавета — младшая дочь Петра Великого — взошла на российский престол в результате дворцового переворота.
Эриксен В. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1757 г. Холст, масло, ГМЗ "Царское Село"
Антропов А.П. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1755 г.
И. Позье много работал также для Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Эта императрица, как писал историк Ключевский, «оставила после себя в гардеробе с лишком 15 тысяч платьев, два сундука шелковых чулок, кучу неоплаченных счетов и недостроенный громадный Зимний дворец».
Позье Ж. Сапфировый набор императрицы Елизаветы Петровны. Эгрет «Фонтан» и серьги «каскад». 1755 г. Золото, серебро, сапфиры, бриллианты.
Ее любовь к роскоши совпала с модой на крупные украшения, для создания которых использовалось большое количество драгоценных камней. Стиль, царивший в эту эпоху, назывался барокко. Он характеризовался причудливостью форм и пестрым многоцветием. В этот период Позье создавал роскошные броши-букеты, несколько из них дошли и до наших дней.
Как говорит историк Елена Гореликова-Голенко, «такие изделия были не только украшением, но и рассказом о даме. Любой мотив, будь то пчелка или стрекоза на лепестке, определенный цвет, камни, тот или иной ракурс – всё имело свое определенное значение».
Букеты - эти ювелирные композиции женщины носили приколотыми к лифу или наградным лентам.
Когда в 19 веке ювелирные букеты демонстрировались в Галерее драгоценностей Эрмитажа, для них были сделаны специальные вазочки.
Позье Ж. Пряжка-аграф императрицы Елизаветы Петровны. Серебро, золото, бриллианты. Около 1750 г.
Поскольку при дворе, в том числе и среди женщин, был распространен нюхательный табак, Позье тоже причастился созданию изысканных табакерок – их можно принять за шкатулки для украшений или косметики. Он не стеснялся применять крупные камни, богато украшал табакерки чеканным флоральным орнаментом.
Позье Ж. Табакерка. Золото, серебро, бриллианты, сапфиры, кварц, литье, чеканка, гравировка. Середина 18 века
Позье Ж. Табакерка с вензелем императрицы Елизаветы Петровны. Золото, серебро, бриллианты, чеканка, полировка, пунцирование
Еремей Петрович (так теперь его называли при Дворе) работал не только по личным заказам государыни, но и обслуживал верхушку придворной знати – Воронцовых, Шуваловых, Разумовских…. Тогда же у Позье наладились доверительные отношения и с малым двором – будущими Петром III и Екатериной II.
Позье Ж. Большой букет Екатерины Алексеевны. 1760 г. Изумруды, бриллианты. Под бриллианты подложена фольга, что создает эффект многокрасочности.
Единственный алмаз в 15 карат имеет природный сиренево-розовый цвет.
Елизавета скончалась 25 декабря 1761 года, и на троне оказался Петр III, который очень хорошо относился к Позье, даже присвоил ему звание бригадира, дававшее свободный доступ во внутренние императорские покои. Позье оказывает услуги супруге Петра III, Екатерине Алексеевне, а после переворота и восшествия на трон Екатерины, Позье становится единственным ювелиром, которому заказы поступали напрямую от императрицы через канцлера Воронцова.
Аргунов И.П. Портрет Екатерины II, 1762 г.
Прошло несколько дней после начала ее царствования, как Еремей Петрович получил задание – создать для государыни коронационный венец. Дело оказалось срочным: Екатерина Алексеевна не хотела совершать ошибки своего так и не коронованного супруга. Торжественная церемония, символизирующая принятие ею власти, должна была состояться как можно скорее. И тогда Жереми Позье совместно с опытнейшим Главным Придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом, создал свое самое лучшее ювелирное творение, главный коронационный атрибут, которым венчались на царство все Российские самодержцы, начиная с Екатерины II – Большую Императорскую корону.
Позье Ж. Большая императорская корона. Георг-Фридрих Экарт. 1762 г.
Экарт и Позье всего за два месяца создали ювелирный шедевр. Установлено, что автором эскиза и каркаса большой императорской короны является Георг-Фридрих Экарт. Его эскиз был идеален, а вот инкрустировать корону драгоценными камнями доверили Позье. При подготовке к инкрустации Позье воспользовался своим оригинальным методом: сделал восковую модель прорезного каркаса Экарта и на ней опробовал разные варианты расположения камней. Такая проработка позволила поместить каждый бриллиант наиболее выигрышно, скрыть дефекты и подчеркнуть достоинства.
В итоге Большую Императорскую корону украсили 4936 бриллианта общим весом 2858 карата и 75 крупных жемчужин общим весом 763 карата, а увенчала великолепная темно-красная благородная шпинель в 398, 72 карата. Общая масса короны получилась 1993, 8 грамма, длина нижней окружности 64 см.а общая высота с крестром 27, 5 сантиметров. Эта работа стала венцом творчества самого Позье. Конечно, в работе Жереми помогали шесть ювелиров из Австрии, француз закрепщик Ороте, и «русские казенные мастера» Иван Естифеев, Иван Липман и подмастерье Иван Никифоров.
Рокотов Ф. Портрет Екатерины II
Мастеру удалось угодить заказчице, которая получила великолепную вещь в очень сжатые сроки, а «богатейшую вещь, какая только имеется в Европе» оценили в сказочную по тем временам сумму: два миллиона рублей.
Рокотов Ф. Портрет Екатерины II
22 сентября 1762 года в Успенском соборе Московского Кремля Екатерина II возложила на себя творение Позье и Экарта.
Эриксен В. Императрица Екатерина II в Большой императорской короне
Сейчас Большая императорская корона находится в Алмазном фонде Российской Федерации. Её стоимость не поддается оценке.
Жереми Позье прослужил при дворе Екатерины Великой еще два года. Но в январе 1764 года он с женой и тремя дочерями навсегда покинул Россию. Уехал почти тайно, оставив все недвижимое имущество, сказав и своей венценосной повелительнице, и всем петербургским знакомым, что едет в Швейцарию ненадолго – подлечиться и повидать родню. Накопленных средств хватило ему и его семье на безбедную жизнь в Швейцарии. Они поселились в Женеве, в старой части города, где Жереми прожил еще 15 спокойных лет и покинул этот мир в декабре 1779 года.
Жереми Позье
Прошло время, и широкая публика почти забыла Жереми Позье, но не его коллеги ювелиры, в следующих поколениях постарались перенять многие секреты его искусства.
Перстни Ж. Позье
Колье и серьги
В начале 2011 года имя швейцарского мастера вновь вошло в мир высокой ювелирной моды – бренд Jérémie Pauzié стал собственностью французской компании по производству товаров класса люкс Vendôme Private Trading
АРТ - это искусство. Это понятие очень широко: от нарисованных безвестным первобытным мастером животных на стене пещеры до умопомрачительных фантазий Сальвадора Дали, от декора средневековых соборов до современных абстрактных скульптур и авангардных театральных постановок... Часто перед человеком, заинтересовавшимся искусством, встает вопрос: как разобраться в его многочисленных стилях и направлениях. К тому же в "Одноклассниках" и других популярных соцсетях довольно много групп и страниц, посвященных искусству вообще либо отдельным его видам. Мы, в рамках предложенной концепции, предлагаем рассмотреть самые разнообразные и яркие художественные эпохи
Продолжение Развитие итальянской живописи проходит сложными путями: в XIII столетии она запаздывает в развитии по сравнению с архитектурой и скульптурой; в XIV же веке, напротив, их обгоняет. Задержка в сложении самобытной итальянской живописи была вызвана фактором, который не играл существенной роли ни в архитектуре, ни, особенно, в скульптуре XIII века (т.н. дученто), — а именно византийскими влияниями. Итальянская живопись XIII века находилась всецело в плену у византийской схемы, к которой примешивались отчасти еще не изжитые древнехристианские традиции, а с другой стороны — усиливающиеся влияния северной готики. С точки зрения техники мозаика преоблад
К 300-летию великого немецкого философа ИММАНУИЛА КАНТА
Родоначальник немецкой классической философии, который совершил величайший мировоззренческий переворот. Основатель «критической философии» («Критика чистого разума»,1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790). Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, — категорический императив. Разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755). Создал новую теорию познания и этики. Ни один другой философ так основательно не размышлял о теме, которая находится и должна находиться в центре человече
190 лет назад родился русский живописец ГРИГОРИЙ МЯСОЕДОВ,
один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Григорий Мясоедов принадлежал к старшему поколению мастеров идейного реализма. Он был человеком горячего сердца, нелицеприятным и прямым, а порой и резким в своих суждениях. И жизненный, и творческий путь его – это путь честного гражданственного служения. Традиционное представление о Мясоедове, как о художнике жанровой сцены, непременно с крестьянами, их бытом и заботами, сложилось задолго до советского периода с его прочной идейной подкладкой. Но еще раньше Мясоедову была отведена роль мастера
18 апреля исполняется 210 лет со дня рождения графа Евстафия Тышкевича
Белорусский археолог, историк, этнограф, краевед, музеевед; один из основателей белорусской научной археологии. Почетный член Петербургской академии наук, член Датского общества любителей северных древностей, Стокгольмской Королевской академии изобразительного искусства и древностей, Лондонского археологического института. Младший брат Константина Пиевича Тышкевича. Родился в Логойске 18 апреля 1814, умер 13 августа 1873.
Коллекционеры и меценаты — создатели искусства Серебряного века
13 апреля в России празднуют День мецената и благотворителя. Эта дата была выбрана неслучайно. В этот день родился римский аристократ Гай Цильний Меценат (70 г. до н.э. - 8 г. н.э.), который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе. Поэты того времени находили в нем покровителя: так, он помог Вергилию возвратить отнятое у него имение, а Горацию подарил свое поместье. Его имя стало нарицательным потому, что великие поэты из окружения Мецената, Вергилий и Гораций не были неблагодарными, и воспели его в стихах. Серебряный век немыслим без меценатства. Правильные традиции и религиозное воспитание пр
260 лет назад родился русский дипломат, путешественник, предприниматель Николай Резанов,
который вместе со своим тестем Григорием Ивановичем Шелиховым стоял у истоков Российско-американской компании. Один из руководителей первого русского кругосветного плавания. Первый официальный посол России в Японии, составитель одного из первых русско-японских словарей. Бывает так, что весьма достойный, но изрядно забытый исторический персонаж вдруг обретает вторую жизнь на сцене театра, потому что по какой-то поразительной случайности о его малоизвестной истории где-то услышал драматург. Именно так произошло с датским принцем Гамлетом, именно так произошло и с русским путешественником, предпринимателем
К 100-летию величайшего американского актера МАРЛОНА БРАНДО
Часть 2 К концу 1950-х гг. в фильмографии Брандо аристократы почти вытеснили плебеев. Злые языки говорили, что актер «изменил идеалам юности», «ушел в коммерцию», что у него развилась звездная болезнь и непомерная мания величия. Насчет последнего, пожалуй, верно: мания величия у него была, и нешуточная. Он ссорился со всеми: партнерами, режиссерами, продюсерами, не говоря уже о журналистах. Сидни Люмет вспоминал, что в ту пору у Брандо была привычка: начиная работать с новым режиссером, он делал два одинаковых дубля. В одном выкладывался «по полной», другой «гнал на технике». И смотрел, какой дубль выберет режиссер. Если тот выбира
К 100-летию величайшего американского актера МАРЛОНА БРАНДО
Часть 1 Сложно сказать, была ли в истории кино более противоречивая и самобытная персона, чем Марлон Брандо. Его загадочную личность всегда окутывал флер небылиц и легенд. Он рвал и метал в ролях грубых смутьянов и темпераментных бунтарей, но в то же время умел обнажать их более ранимую сторону. Одним из первых взяв на вооружение актерский метод, Брандо устроил революцию в лицедейской профессии. Попутно он разбивал женские сердца направо и налево и приближал режиссеров к инфаркту своими самовольными выходками.
ХАНС ХОЛЛЯЙН: создатель постмодернизма и автор новой концепции архитектуры
К 90-летию крупнейшего архитектора венской школы, прославленного мастера современности
За годы своей творческой жизни Холляйн создал большое количество проектов, которые определили развитие архитектуры прошлого века. Он спроектировал лучшие концептуальные музеи Европы, множество выставочных и концертных залов, крупных универмагов и маленьких бутиков, офисных центров, жилых домов и городских площадей. А еще Ханс Холляйн — теоретик, философ, живописец, дизайнер интерьера, куратор знаменитых выставок и профессор архитектурных академий Европы и Америки. Воздействие идей и концепций Холляйна можно обнаружить в архитекту
В античном мире, как, впрочем, и в современном, ни одно торжество не обходилось без музыки, пения или танцев. Отлично воспринимая эти искусства по отдельности, эллины все же объединяли их в триединую хорею – явление, ставшее основой театральных представлений. Можно поспорить с древними авторами, утверждавшими, что все, не исключая музыки, человеку даровано богами. В действительности вовсе не боги, и даже не служители культа стали первыми сочинять мелодии, а сами люди. Сначала в музыке был задействован только голос, затем кто-то придумал музыкальный инструмент, позже к ним присоединилось кр
190 лет назад родился УИЛЬЯМ МОРРИС – английский художник, писатель и переводчик
Дарования Уильяма Морриса были столь богатыми, что, если бы он лишился части своих талантов, этого никто бы не заметил: художник, писатель, издатель, философ, идеолог движения «Искусства и ремёсла» и основатель собственной компании. Он был неутомим, гениален и изобретателен, этот живой и нервный человек, любящий красоту и ремесла, желающий попробовать все на собственном опыте. Будучи профессиональным искусствоведом, он также пробовал себя в качестве художника, проявил как активный общественный деятель, занимался переводами и издательством книг и одним из первых протаптывал тропы для интерьерного дизайна. Дизайне
К 150-летию американского художника-иллюстратора Джозефа Лейендекера,
работы которого сформировали американскую культуру XX века. Этот художник определил стилистический вектор в американской иллюстрации. Он стал самым востребованным и продуктивным художником США в первой половине XX века. Мир модной иллюстрации прочно ассоциируется с изысканными женскими образами. Однако в 1920-е годы самым высокооплачиваемым американским иллюстратором был Джозеф Кристиан Лейендекер. Он прославился созданием рекламных плакатов с изображением мужчин – и сформировал идеал мужской внешности, господствовавший в американской массовой культуре последующие десятилетия. Культовы
180 лет со дня рождения композитора, педагога Николая Андреевича Римского-Корсакова
Николай Андреевич Римский-Корсаков – один из самых знаменитых и один из самых плодотворных русских композиторов-классиков. Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова – уникальное явление в истории русской музыкальной культуры. В своих произведениях он объединил все виды музыкального жанра, смог создать образы сложнейшего для России исторического периода, предсказать грядущие перемены и сатирически вскрыть тяжелейшие язвы русского общества.
«Это композитор, который осуществил связь времен в русской музыке. Его творческий стиль перекинул мост от заветного глинкинского периода к Русскому Двадцатому век
К 140-летию русского писателя-фантаста АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВА
Его перу принадлежат более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 17 романов. Он использовал разные жанры — от волшебной сказки до романа-памфлета. Мотивы добра, справедливости, гуманизма, ответственности учёного пронизывают романы и повести Беляева («Человек-амфибия», 1928 г.; «Продавец воздуха», «Властелин мира»,1929 г.; «Ариэль», «Человек, нашедший своё лицо», 1941 г., и др.). Все его творчество – попытка приоткрыть завесу времени и заглянуть в завтра. За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют «русским Жюлем Верном». Он так же мог п
480 лет назад родился итальянский поэт эпохи Возрождения Торквато Тассо
Итальянский поэт Торквато Тассо (1544−1595) — мегапопулярная и, возможно, самая трагичная и противоречивая фигура Ренессанса. Творчество Торквато Тассо, разностороннее и неравноценное, завершает литературное развитие XVI в., века пышного расцвета итальянской поэзии, прозы и театра. Торквато Тассо для многих поколений людей останется символом непризнанного гения. Драме его жизни посвящали строки многие выдающиеся поэты. Иоганн Гёте, нашедший общие черты собственной судьбы с судьбой итальянца, написал драму «Торквато Тассо», где показал страдания поэта в обыденном мире. Его стихами вдохновлялись Пушкин и Баратынский. Байр
570 лет назад родился итальянский путешественник и мореплаватель АМЕРИГО ВЕСПУЧЧИ,
в честь которого были названа часть света, объединяющая два материка. Эпоха великих географических открытий нанесла на карту мира много имён славных путешественников и мореплавателей. При этом крупнейшая часть света, появившаяся в атласах в то время, получила имя не того, кто её открыл. Первым до Америки добрался Христофор Колумб, а назвали её в честь Америго Веспуччи. Почему же именно последний был удостоен такой чести? Отправившись в 1501-1502 гг. в плавание к берегам Бразилии и Вест-Индии, Америго Веспуччи доказал, что данные территории являются не восточной окраиной Азии (как первоначально предполагал
О главных героях легендарного романа Александра Дюма «Три мушкетера» написано немало, в том числе и об их прототипах. Так, мы знаем, что реальный д'Артаньян, носивший имя Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, прожил не менее интересную и бурную жизнь, чем его книжный «тезка». Правда, служил он верой и правдой кардиналу Мазарини, а не его предшественнику Ришелье. И даже умудрился стать фаворитом и кардинала, и Людовика XIV. Сегодня мы поговорим о другом, не менее примечательном персонаже романа – миледи Винтер. Несмотря на весь колорит и «демонические» черты этой дамы, она вовсе не является плодом фантазии А. Дюма. И у нее тоже был про
Хотя Египет этого времени жил в энеолите, его сельское хозяйство, основанное на плодородии земли и начальной ирригации, позволяло достичь относительно быстрого экономического прогресса. Уже для Раннего царства была характерна высокая продуктивность сельского хозяйства. Ко времени Раннего царства в основном было завершено сооружение бассейновой оросительной системы в долине Нила - ее плодородные земли стали использовать под пашни. Одной из важных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержание ее в порядке. В Египте применялась простейшая «бассейновая» (накопительная) ирригация,
1 марта 1971 года состоялась премьера фильма Лукино Висконти «Смерть в Венеции»
В 1971 году итальянский режиссёр Лукино Висконти привез в Канны свою новую картину, экранизацию новеллы Томаса Манна «Смерть в Венеции». Фильм о страсти пожилого творца к юному мальчику с самого начала окружали скандалы. Американские продюсеры то вообще хотели свернуть проект, опасаясь, что картину в Штатах запретят, то уговаривали Висконти хотя бы заменить в сценарии мальчика на девочку. В Австрии ряд крупнейших композиторов того времени заявил Висконти протест, поскольку они считали, что его фильм порочит имя композитора Густава Малера, который ассоциировался с главн
200 лет со дня рождения знаменитого чешского композитора, пианиста и дирижера Бедржиха Сметаны
Бедржиха Сметану по праву называют родоначальником чешской национальной музыки. И вовсе не потому, что до Сметаны в Чехии не рождались композиторы, - просто ни одному из них не было предначертано стать автором первой национальной оперы. Сейчас это имя является одним из символов Чехии, а его музыка стала классикой чешской музыкальной школы. Без имени этого человека история и культура чешской земли были бы неполными.
Комментарии 3