190 лет назад родился русский живописец ГРИГОРИЙ МЯСОЕДОВ,
один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Григорий Мясоедов принадлежал к старшему поколению мастеров идейного реализма. Он был человеком горячего сердца, нелицеприятным и прямым, а порой и резким в своих суждениях. И жизненный, и творческий путь его – это путь честного гражданственного служения.
Традиционное представление о Мясоедове, как о художнике жанровой сцены, непременно с крестьянами, их бытом и заботами, сложилось задолго до советского периода с его прочной идейной подкладкой. Но еще раньше Мясоедову была отведена роль мастера исторической картины. А в этом амплуа необходимо быть предельно объективным. Возможно, художник чувствовал колоссальную ответственность перед лицом факта, а его обвиняли в негибкости, несовременности, и, скорее, он не столько сопротивлялся новым тенденциям в живописи, сколько был предан тому искусству, что призвано оставить великие свидетельства прошлого в назидание потомству. Тем не менее, имя Мясоедова не просто осталось в тени, а на многие десятилетия было предано забвению. Виной ли тому его неуживчивый характер, крайние резкости, высказываемые в лицо коллегам, отношение ли сына, тоже художника, который хладнокровно рисовал отца во время агонии, а может быть, «хрестоматийный глянец», наведенный советскими учебниками - гадать не будем. Посмотрим на художника глазами его современника, а затем - на те картины Мясоедова, что совсем не вписываются в усвоенные нами от прежнего времени стереотипы.
Нет комментариев