(((
Сегодня от нас ушла ещё одна легенда — не стало великого актёра Всеволода Шиловского.
Сегодня мир потерял выдающегося актёра, режиссёра, сценариста и педагога Всеволода Шиловского. На протяжении долгого времени он боролся с желтухой, которая была ему диагностирована в январе 2025 года.
С этого момента артист регулярно проходил лечение в различных медицинских учреждениях.
«Сейчас я болен. Надеюсь, что ничего серьёзного, но желтуха длится уже полтора месяца. Очень тяжело», — делился своим состоянием Шиловский в интервью журналистам.
В начале февраля 2025 года Всеволод Шиловский пережил ещё одну тяжёлую утрату — смерть супруги. Арфистка Наталья Цехановская, ставшая третьей женой актёра, подарила ему настоящее семейное счастье. Потеря любимой женщины глубоко сказалась на его эмоциональном состоянии. В эти тяжёлые дни рядом убитого горем вдовца поддерживал сын Павел.
Последний день рождения легенды
Недавно Всеволод Николаевич отпраздновал своё 87-летие. В последние годы он почти не появлялся на телеэкранах, однако невозможно забыть, что именно его роли когда-то становились украшением шедевров советского кинематографа, а комедийные образы, созданные им, навсегда вошли в золотой фонд отечественного кино.
С самого детства Шиловский мечтал о сцене. Взрослея, он доказал, что эта мечта была не детской фантазией, а настоящим призванием.
Будущий актёр родился в июне 1938 года в интеллигентной московской семье. Отец обладал выдающимися способностями и двумя высшими образованиями, одно из которых было музыкальным. Сначала он окончил консерваторию, затем Военно-инженерную академию, а вскоре после рождения сына возглавил крупный завод.
В годы Великой Отечественной войны семья пережила серьёзные испытания: отец ушёл на фронт, а маленький Всеволод вместе с матерью оказался в эвакуации в Казани. Там его мать устроилась работать на авиамоторный завод, внося свой вклад в дело победы.
Мечта, воплотившаяся в реальность
Талант Всеволода Шиловского проявился ещё в детские годы. После возвращения в Москву из эвакуации он сразу записался в драматический кружок при Доме пионеров, где и началось его настоящее знакомство с театром. К моменту окончания школы он уже твёрдо решил посвятить жизнь актёрской профессии.
Получив аттестат зрелости, Шиловский с первой попытки поступил в Школу-студию МХАТ, где его наставником стал актёр и режиссёр Александр Карев. В 1961 году он получил диплом о высшем театральном образовании, окончательно подтвердив, что мечта о сцене стала реальностью.
Сразу после выпуска Шиловский был принят в труппу легендарного МХАТа. Дебют актёра состоялся в роли Керубино в постановке «Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше. Через полтора года режиссёр Василий Орлов доверил ему роль Костылева в спектакле «На дне» Максима Горького. Зрители даже не подозревали, что 66-летнего персонажа воплощает молодой актёр — настолько убедительным было его перевоплощение. Успех Шиловского стал результатом не только мастерства гримеров, но и его способности создавать живые, запоминающиеся образы.
Московский Художественный театр стал для Всеволода Шиловского вторым домом и главной творческой страстью. На сцене МХАТа он проработал двадцать пять лет, создавая яркие персонажи и одновременно пробуя свои силы в режиссуре.
Кино как второе предназначение
Хотя Шиловский снискал первое признание именно на театральной сцене, широкая аудитория знала его прежде всего по ролям в кино. Дебют актёра состоялся в фильме Василия Пронина «Наш дом», где он сыграл эпизодическую роль пассажира. После этого последовал долгий перерыв — почти пятнадцать лет он полностью посвятил себя театру.
Настоящую популярность Шиловский завоевал в 1980-е годы, когда сыграл свои знаковые роли в картинах «Валентина», «Торпедоносцы», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Портрет жены художника», «Влюблён по собственному желанию», «Военно-полевой роман», «Без срока давности», «Интердевочка» и многих других. Эти фильмы вошли в классику отечественного кинематографа, а созданные им образы оставили неизгладимый след в памяти зрителей.
Кадр из к/ф «Военно-полевой роман» 1983 г.
На экране Шиловский часто перевоплощался в простаков, неудачников или любителей выпить. Эти персонажи запоминались не меньше, чем главные герои известных кинолент.
Сам актёр признавался, что кино стало для него настоящим спасением — как в творческом, так и в жизненном плане. Когда любимый МХАТ переживал трудные времена, работа в кино помогала ему сохранить себя как профессионала.
Выживший в 90-е
Для многих актёров период 1990–2000-х годов оказался непростым: одни теряли работу, другие не могли найти интересные проекты. Тем не менее, Шиловский сумел сохранить востребованность. Он создавал яркие образы злодеев и криминальных авторитетов в телесериалах «Каменская», «Марш Турецкого», «Ростов-папа», а в фильмах «Лучший город земли», «Смеситель» и «Родственный обмен» с успехом воплощал положительных героев. Секрет его стабильного успеха заключался в несомненном таланте и умении играть любые роли.
Кадр из сериал «Каменская» 2000 г.
Помимо актёрской деятельности, Шиловский проявил себя как режиссёр. В 1972 году он снял один из первых советских сериалов — телевизионный спектакль «День за днём», в котором блистали Нина Сазонова, Алексей Грибов, Вячеслав Невинный и Евгений Лазарев. В том же году вышла ещё одна многосерийная картина — «В одном микрорайоне», где снимались Леонид Броневой, Анатолий Ромашин, Николай Караченцов и Марис Лиепа.
Работа с Шиловским быстро стала знаком высокого профессионализма. Его комедия «Миллион в брачной корзине» с Михаилом Ширвиндтом, Софико Чиаурели и Ларисой Удовиченко доказала, что он одинаково талантлив и в лёгком жанре. В начале 1990-х годов вышел фильм «Кодекс бесчестия», основанный на реальных событиях о валютных махинациях в верхушке партии, который имел большой успех, а Вячеслав Тихонов вновь блестяще исполнил одну из главных ролей.
Кадр из к/ф «Любимая женщина механика Гаврилова» 1981 г.
Лихие девяностые не могли не найти отражение в творчестве Шиловского. Он активно снимался в детективах и криминальных драмах, при этом его фильмы выделялись на фоне многих тогдашних проектов высоким уровнем режиссуры и мастерством актёрской игры.
В 1993 году на экраны вышел фильм «Приговор», снятый по мотивам американского детектива. Картина привлекла внимание зрителей выдающейся актёрской игрой: вместе со Шиловским на площадке работали Леонид Куравлёв, Борис Щербаков, Александра Захарова, Вероника Изотова, Владимир Стеклов, Лариса Гузеева и другие.
В криминальной ленте «Люди и тени. Секреты кукольного театра» (2001) он исполнил главную роль — криминального авторитета. Партнёрами по съёмкам стали Борис Щербаков, Лариса Удовиченко и Анатолий Лобоцкий. И вновь игра Шиловского оставалась убедительной и запоминающейся.
Мало кто знает, что Всеволод Николаевич был режиссёром первого сезона популярного сериала «Опера. Хроники Убойного отдела». При этом его сын Илья Шиловский участвовал в проекте как сценарист.
Лабиринты семейной жизни
Личная жизнь Всеволода Шиловского складывалась непросто. Первой его супругой стала актриса Евгения Уралова, известная по ролям в фильмах Марлена Хуциева «Июльский дождь» и Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты…». Актёр женился на ней в 26 лет, искренне надеясь, что это будет единственный брак, однако различие во взглядах на жизнь привело к разводу. Позднее Евгения Уралова вышла замуж за барда Юрия Визбора.
Евгения Уралова и Всеволод Шиловский
Второй брак также оказался недолгим. Его избранницей стала коллега по сцене — актриса Нина Семёнова, которая снималась редко, но зрители могли увидеть её в телесериале супруга «День за днём».
В этом браке у Шиловского родился сын Илья. Всеволод Николаевич всегда говорил о нём с гордостью: Илья стал талантливым сценаристом и драматургом, один из его сценариев был куплен Голливудом. Некоторое время он жил в США, но позже вернулся в Россию. Дочь Ильи, Аглая Шиловская, пошла по стопам деда и уже проявила себя как молодая и перспективная актриса.
Всеволод и Аглая Шиловские
Тихое семейное счастье длиною в полвека
Третий и последний брак Всеволода Шиловского был с Натальей Цехановской. Их судьбы пересеклись в Сочи вскоре после второго развода актёра. Наталья была арфисткой в симфоническом оркестре, и именно с ней Шиловский обрёл настоящее семейное счастье.
Вместе они прожили полвека. Наталья была не только верной супругой, но и выдающейся артисткой — лауреатом Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. Ещё в 1965 году она первой исполнила «Вариации на тему Паганини» Михаила Мчеделова.
В этом браке родился второй сын, Павел. Он получил экономическое образование, продолжил обучение в США и позже основал там собственную компанию, занимающуюся кинопрокатом и рекламой. В его семье появилась дочь Дарья — ещё одна внучка Всеволода Николаевича, которая, похоже, также тянется к сцене и задумывается о актёрской карьере.
Всеволод Шиловский с сыном Ильёй
Однако радость семейной жизни не уберегла Шиловского от трагедий. В феврале 2021 года из-за остановки сердца внезапно скончался его старший сын Илья — ему было всего 51 год. Эта утрата стала для отца огромным ударом.
В начале 2025 года Всеволод Николаевич пережил ещё одну тяжёлую потерю — смерть супруги Натальи Цехановской. Актёр перенёс это молча, без публичных некрологов и соболезнований в прессе. Прощание прошло тихо: тело кремировали, а прах захоронили рядом с её родителями.
Всеволод Шиловский с семьей
Личные трагедии сильно сказались на здоровье Всеволода Николаевича. 25 июля 2025 года СМИ сообщили о его госпитализации: 87-летний актёр и режиссёр оказался в больнице. Причины госпитализации он предпочёл не раскрывать, лишь признавая, что уже более двух месяцев борется с болезнью, и лечение не приносит облегчения. И вот сегодня великолепного артиста не стало.
Дзен. Канал «Интересная жизнь»
#всеволодшиловский #деньпамяти #светланаткачёва


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 30