Легендарный советский актер, режиссер и сценарист Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в деревушке Знаменка, расположенной в Донецкой области. Родители актера, Федор Иванович и Зинаида Панкратовна, были потомственными рабочими. Когда мальчику было 10 лет, семья перебралась в поселок Прокатчиков на окраине Краматорска, где и вырос Леонид. Несмотря на то, что на сцену местного Дворца культуры Быков начал выходить еще подростком, главной мечтой будущего актера было стать летчиком. В 1943 году, пририсовав в анкете пару дополнительных лет, Быков пробует поступить в школу военных летчиков, но обман раскрылся, и юношу не приняли. Через 2 года Леонид Быков повторил попытку, был зачислен в ленинградскую 2-ю спецшколу для летчиков, но еще до начала учебы перестал быть курсантом, так как по причине окончания войны школу расформировали. Тогда Леонид Быков вернулся к детскому увлечению театром и подал документы в Киевский государственный институт театрального искусства, но и там его ждал отказ, вероятно, по причине маленького роста. Стать студентом актерского факультета Быкову удалось только в Харьковском театральном институте, по окончании которого он 9 лет выходил на сцену Харьковского академического украинского театра имени Шевченко. Дебютной и сразу очень яркой была роль стиляги в комедии «Улица трех соловьев, 17».
В 1960 году Леонид Федорович переезжает в Ленинград по приглашению киностудии «Ленфильм», где восходит его звезда как киноактера. В последний год 60-х он соглашается сменить обстановку и уезжает в столицу Украины. Там он становится ведущим актером и режиссером киностудии имени Довженко, а также пишет сценарии для сатирического киножурнала «Фитиль».
Практически вся фильмография Леонида Быкова входит в золотой фонд советского кинематографа. Его дебют состоялся в производственной мелодраме «Судьба Марины», а затем последовали искрометные кинокомедии «Укротительница тигров» и «Максим Перепелица». Очень высоко была оценена военная киноповесть «Добровольцы», представляющая собой эпопею в стихах о жизни комсомольцев, в том числе героя Быкова - Алеши Акишина. Еще большую известность ему принесла картина «Алешкина любовь», в которой он смог продемонстрировать талант актера-романтика, создав образ интеллигентного, наивного геолога с душой влюбленного. В 1964 году Быков пробует себя и в режиссуре. В комедии «Зайчик» он смог объединить легкость развлекательного жанра с философскими вопросами о нравственности и порядочности, таким образом, создав очень сильную кинокартину. Но самый большой успех Леонида Быкова ожидал в 70-е годы. Сначала на весь Советский Союз прогремела его военная драма «В бой идут одни «старики», снятая по его собственному сценарию, а позднее – еще одна военная лента «Аты-баты, шли солдаты». Для многих современных зрителей Быков ассоциируется именно с ролями командира эскадрильи Титаренко по прозвищу Маэстро и ефрейтора Виктора Святкина с позывным «Сват». Эти две знаменитые картины Быкова вышли на экраны с разницей в три года и стали последними фильмами актера, вышедшими при жизни артиста. Как и другие актеры, Леонид Быков самостоятельно исполнял песни в фильмах. В силу стилистических особенностей советского периода песни и вокальные партии присутствовали почти в каждом фильме.
Единственной любовью Леонида Быкова была жена актера Тамара Константиновна, в девичестве Кравченко. Как вспоминают их дети, пара до последних дней сохраняла трепетное отношение друг к другу и собственным примером показывала, что такое настоящая любовь.
11 апреля 1979 года Леонид Быков возвращался с дачи на машине, недавно купленной белой «Волге», и на трассе Минск — Киев, возле поселка Дымер, попал в автомобильную катастрофу. Актер хотел обогнать ехавший перед ним трактор и, выехав на встречную полосу, влетел в ехавший грузовик. Полученные при столкновении травмы и стали причиной смерти артиста. Актер погиб на месте от кровоизлияния внутренних органов. На момент смерти знаменитому артисту было только 50 лет. Каждый год 11 апреля на могиле Леонида Быкова на Байковом кладбище появляются цветы. Их приносят все, для кого он творил свое неповторимое кино, все, кто признателен ему за это. Он освещал своим талантом жизнь реальную и творил собственный мир на экране, тем самым открывая себя миру.
Комментарии 26