Сегодня хочется вспомнить именно такую музыку, которую подарил людям гениальный композитор и, просто, хороший добрый человек — Исаак Шварц, большая часть творчества которого, конечно, это киномузыка. Иногда и фильм-то не очень вспоминают, а песню все помнят. «Любовь и разлука», «Ваше благородие», «Песня кавалергарда», «Женюсь, женюсь», «Эта женщина в окне» (на стихи Б. Окуджавы) и, конечно, помнятся его прекрасные мелодии из кинофильмов «Станционный смотритель», «Дерсу Узала», «Мелодии белой ночи», «Звезда пленительного счастья», «Сто дней после детства» и т.д. и т.д.
Исаак Иосифович Шварц был и остается до сих пор одним из лучших (а, может, и лучшим) композиторов советского и российского экрана. Хотя немногие знают, что он писал и большую, симфоническую музыку, был автором двух опер, много работал как театральный композитор (именно его Товстоногов Г. А. попросил написать музыку к знаменитой постановке «Идиот», с которой началась слава И. М. Смоктуновского).
Но, в народе запомнили и полюбили музыку Исаака Шварца ко многим фильмам, полюбили его песни и романсы из кино.
Судьба его и творческая, и человеческая сложилась скорее вопреки обстоятельствам. Родился Исаак Шварц в интеллигентной еврейской семье в г. Ровны (ныне территория Украины) в 1923 г. Отец был профессором филологии, мать преподавала математику. В семье очень любили музыку.
К 1930 году семья перебралась в Ленинград. Там Исаак вслед за старшей сестрой начал брать уроки музыки и успел даже сыграть в зале Ленинградской филармонии концерт Шопена с оркестром, когда ему было всего 12 лет. Его заметили, и это обещало начало прекрасной музыкальной карьеры.
Но, в 1936 году семья Шварцов разделила судьбу тысяч других семей СССР: был арестован, а позже расстрелян отец Исаака Иосиф Евсеевич по знаменитой 58-й статье. Мальчик очень тяжело переживал разлуку с отцом, которого очень любил. Эту любовь к отцу Исаака Иосифович сохранил на всю жизнь.
Как семью врага народа их выслали из Ленинграда в город Фрунзе в Киргизию. Чтобы выжить, работать пришлось и четырнадцатилетнему Исаака. После уроков в школе он давал уроки музыки. Фрунзе в те годы был местом ссылки многих представителей интеллигенции. Там Исаак познакомился с сестрой Дмитрия Шостаковича Марией Дмитриевной, благодаря этой встрече уже после ссылки, в Ленинграде Шварц получил бесценную помощь от самого Дмитрия Дмитриевича. Во Фрунзе же стал сам заниматься композицией у Владимира Фере, композитора и педагога.
Во время войны Шварц служил сапером, был контужен, но после восстановления вновь вернулся на фронт и демобилизовался в 1945 году. После войны закончился срок ссылки, и он смог вернуться в Ленинград. Шварц было уже 22 года, и он уже успел поработать концертмейстером и руководителем хора и оркестра, но системного музыкального образования не было, и это было препятствием для поступления. Поступить в консерваторию и учиться там помог Шостакович.
Композиторская деятельность Шварца начиналась с академических произведений и романсов на стихи классических поэтов уже во время учебы. В пятидесятых годах параллельно с академической музыкой он стал много работать в театре и написал музыку ко многим спектаклям.
Музыку к кинофильмам Шварц стал писать тоже в пятидесятые. То было время расцвета советского кино: великие режиссеры, великие актеры, великие операторы, а музыку писали великие композиторы: Д. Д. Шостакович (правда, говорят, не очень это любил), С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, Г. А. Свиридов. Это была выдающаяся музыка. Но для Шварца работа в кинематографе стала, наверное, главной. Он написал музыку к 125 фильмам! Он работал со многими выдающимися режиссерами: В. Венгеровым, И. Хейфецем, М. Швейцерем, Ю. Карасиком, П. Тодоровским, А. Германом-ст., В. Мотылем, А. Куросавой, С. Соловьевым, П. Лунгиным и многими другими.
Шварц всегда был гениальным мелодистом. Но, кажется, секрет притягательности его музыки не только в этом. Он сам как-то рассказывал, как, работая над музыкой к романсу «Любовь и разлука» на стихи Окуджавы, пытался выразить в музыке тему судьбы. Возможно, это ответ.
Судьба звучит в каждой его мелодии — и это всегда грусть и немного тревога. Даже в музыкальной комедии Л. Квинихидзе «Соломенная шляпка» в музыке все равно грусть. А ведь в стихах Окуджавы, даже шуточных, все равно печаль. Может, поэтому им удалось создать столько шедевров вместе, хотя люди они были очень разные. Шварц был душой компании, балагуром, а Окуджава был достаточно закрытым человеком, очень избирательно допускал к себе людей. Но судьбы их были в чем-то похожи. Может, в этом секрет? Но, так или иначе, встреча Исаака Шварца, Булата Окуджавы и Владимира Мотыля подарила всем нам великие фильмы с великой музыкой на великие стихи: «Женя, Женечка и «катюша» (1967, кстати, сценарий Мотыль и Окуджава написали вместе), «Белое солнце пустыни» (1969), «Звезда пленительного счастья» (1975).
Комментарии 24
" Белой ночью июньского лета
Навестила малиновый дом
Осиянного Музой поэтов
Гармоническим Лиры числом *.
В тишине серебристой длинноты
Из каких - то неведомых тайн
Извлекал Шварц бесценные ноты
И озвучивал струнами дайн,
Скрипок, флейт неземного оркестра
Из глубин обожжённой души,
Вдохновлённой кочующими ветром,
Доверительным шепотом ив.
Чуткий слух каждый шорох и шелест
В сети сердца улавливал, ждал,
Когда выплеснет кровь, словно в нерест,
Симфонической силы накал.
Переливами в нотные станы,
Перезвонами храмов святых.
Потаенными и первозданными
Звуки родины плещутся в них.
В кристаллически чистых сосудах,
Будто в фугах органных звеня,
Звуки выбродились хмелем чудным
Мелодическим ритмом пьяня.
И иду к дому, завороженной
Этой музыкой, я бить челом.
И малиновые перезвоны
Над сиреневым слушать кустом**."
* Число Пифагора о гармонии, малиновом дворе звуков Вселенной.
** Сирень ...ЕщёМалиновый дом.
" Белой ночью июньского лета
Навестила малиновый дом
Осиянного Музой поэтов
Гармоническим Лиры числом *.
В тишине серебристой длинноты
Из каких - то неведомых тайн
Извлекал Шварц бесценные ноты
И озвучивал струнами дайн,
Скрипок, флейт неземного оркестра
Из глубин обожжённой души,
Вдохновлённой кочующими ветром,
Доверительным шепотом ив.
Чуткий слух каждый шорох и шелест
В сети сердца улавливал, ждал,
Когда выплеснет кровь, словно в нерест,
Симфонической силы накал.
Переливами в нотные станы,
Перезвонами храмов святых.
Потаенными и первозданными
Звуки родины плещутся в них.
В кристаллически чистых сосудах,
Будто в фугах органных звеня,
Звуки выбродились хмелем чудным
Мелодическим ритмом пьяня.
И иду к дому, завороженной
Этой музыкой, я бить челом.
И малиновые перезвоны
Над сиреневым слушать кустом**."
* Число Пифагора о гармонии, малиновом дворе звуков Вселенной.
** Сирень растёт под окнами дома.
Зоя Лаврова.
Светлой памяти Исаака Иосифовича Шварца, признанного в 2001 году человеком - легендой.
"По улице гения гений шагает.
На улице Пушкинской гений живёт.
Он музыку жизни из звуков слагает
И музыку эту Россия поёт.
И " женщина в розовом платье в окне" нам
Мелодией Шварца согреет сердца -
Надеждою светлой. И будем мы верить
Любимым - влюбленной душою Творца!
В " любви и разлуке", в снегах, океанах,
Таежных, пустынных изломах дорог
Вы песню узнаете вмиг без названий.
Так сочен его мелодический слог!
Недаром, родные мои сиверчане,
Назвали так тихую улицу вы.
Уверена, знали, что в будущем станет
Она местом встречи двух Мастеровых.
ВЕЛИКИХ! Толк знали в творимых ремёслах.
О них с вожделением трепетный Мир
Глаголит. И улица будет им Крёстной
И узами свяжет наитие Лир!
Поэта читают от " мал до велика":
И сказки, и прозу. И дарят своим
До наших времён его лирики книги.
Он - гордость России, наш...ЕщёНа улице Пушкинской.
Светлой памяти Исаака Иосифовича Шварца, признанного в 2001 году человеком - легендой.
"По улице гения гений шагает.
На улице Пушкинской гений живёт.
Он музыку жизни из звуков слагает
И музыку эту Россия поёт.
И " женщина в розовом платье в окне" нам
Мелодией Шварца согреет сердца -
Надеждою светлой. И будем мы верить
Любимым - влюбленной душою Творца!
В " любви и разлуке", в снегах, океанах,
Таежных, пустынных изломах дорог
Вы песню узнаете вмиг без названий.
Так сочен его мелодический слог!
Недаром, родные мои сиверчане,
Назвали так тихую улицу вы.
Уверена, знали, что в будущем станет
Она местом встречи двух Мастеровых.
ВЕЛИКИХ! Толк знали в творимых ремёслах.
О них с вожделением трепетный Мир
Глаголит. И улица будет им Крёстной
И узами свяжет наитие Лир!
Поэта читают от " мал до велика":
И сказки, и прозу. И дарят своим
До наших времён его лирики книги.
Он - гордость России, наш жезл и наш гимн!
Два имени улица под небесами
Сроднила навек единением душ.
И смотрит она на Россию глазами
Двух Гениев двух величайших искусств!"
Город " Сиверский".
Улица Пушкинская, где жил композитор И.И. Шварц.
Зоя Лаврова.
" Семь нот в тетради,
но каких семь звуков!
Для мастера звучащих
камертоном.
Он ими выразит
и боль разлуки,
И радость -
многоэхим перезвоном.
Звучат они
мелодией единой!
Но каждая звучаньем
величавым
Передаёт души и
сердца ритмы,
Российского маэстро
шаг державный!"
Зоя Лаврова.