Последствия попыток традиционной теологии избежать
неудобного политического компонента спасения можно увидеть в
толковании Pulpit Commentary («Комментарий проповедника») на
Книгу Бытия 13:14-17. Комментатор, полагающий, что обещание
земли не имеет к христианам никакого отношения, сталкивается с
проблемой: как совместить слова Бога: «Ибо Я тебе [Аврааму] дам
ее» с заявлением Стефана о том, что Бог
И не дал ему на ней [земле Палестины] наследства ни на стопу
ноги, а обещал дать ее во владение [ ср. Быт. 17:8 в
Септуагинте: «вечное владение»] ему и потомству его по нем.
(Деян. 7:5)
Как можно разрешить столь очевидное противоречие?
«Комментарий проповедника» предлагает два пути решения
проблемы. Во-первых, это другой перевод, позволяющий
прочитать Быт. 13:15 следующим образом: «Ибо всю землю… тебе
дам Я, то есть потомству твоему». Так можно объяснить, почему
Авраам не получил землю лично: Бог пообещал ее его потомкам,
Израилю, и они получили ее при Иисусе Навине. Однако проблема
остается. Бог неоднократно повторял Аврааму, что даст землю ЕМУ ЛИЧНО. В Быт. 13:17 мы читаем: «Встань, пройди по земле сей в
долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее». Патриарх имел бы
всякое право на недовольство, если бы эти слова подразумевали,
что он лично не должен надеяться на владение обещанной землей!
Комментарий предлагает и второй вариант выхода из данной
ситуации: земля, фактически, принадлежала Аврааму еще при
жизни. «В действительности, земля была дана Аврааму как главе
кочевого племени, в том смысле, что он долгие годы мирно жил,
состарился и умер в ее пределах». Тем не менее, это противоречит
постоянным упоминаниям Библии о том, что Авраам не владел
землей, тем более она не была его вечным владением:
И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между
потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том,
что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам
тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты
странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное.
(Быт. 17:7, 8)
Таким образом, библейские посылки таковы: Авраам должен
получить землю в вечное владение. Однако он жил в ней как
пришелец и не владел ею. Его собственностью был лишь
небольшой участок земли, который он купил у Хеттеян (хеттов)
для погребения Сарры (Быт. 23:3-20). Сам Авраам говорил
Хеттеянам, жителям Ханаана: «Я у вас пришлец и поселенец»
(Быт. 23:4). Стефан совершенно верно отметил: «[Бог] не дал ему
на ней [земле Палестины] наследства ни на стопу ноги, а обещал
дать ее во владение ему и потомству его по нем» (Деян. 7:5).
Каким же образом произойдет предусмотренная договором
передача земли Аврааму, Исааку и Иакову? Ответ на этот вопрос
представляет собой ключ к христианской вере. Есть только один
способ сделать обетования исторической реальностью ― Авраам и
все верующие должны пробудиться к жизни. Воскресшие
патриархи смогут получить в награду то, чего они так страстно
желали, и присоединятся к Мессии и Его последователям в
обновленной земле Палестины, разделив с Иисусом правление
Царством Божьим. Все это подразумевается в евангельском
провозглашении Иисуса. лично. В Быт. 13:17 мы читаем: «Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее». Патриарх имел бы всякое право на недовольство, если бы эти слова подразумевали,
что он лично не должен надеяться на владение обещанной землей!
Комментарий предлагает и второй вариант выхода из данной
ситуации: земля, фактически, принадлежала Аврааму еще при
жизни. «В действительности, земля была дана Аврааму как главе
кочевого племени, в том смысле, что он долгие годы мирно жил,
состарился и умер в ее пределах». Тем не менее, это противоречит
постоянным упоминаниям Библии о том, что Авраам не владел
землей, тем более она не была его вечным владением:
И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между
потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том,
что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам
тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты
странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное.
(Быт. 17:7, 8)
Таким образом, библейские посылки таковы: Авраам должен
получить землю в вечное владение. Однако он жил в ней как
пришелец и не владел ею. Его собственностью был лишь
небольшой участок земли, который он купил у Хеттеян (хеттов)
для погребения Сарры (Быт. 23:3-20). Сам Авраам говорил
Хеттеянам, жителям Ханаана: «Я у вас пришлец и поселенец»
(Быт. 23:4). Стефан совершенно верно отметил: «[Бог] не дал ему
на ней [земле Палестины] наследства ни на стопу ноги, а обещал
дать ее во владение ему и потомству его по нем» (Деян. 7:5).
Каким же образом произойдет предусмотренная договором
передача земли Аврааму, Исааку и Иакову? Ответ на этот вопрос
представляет собой ключ к христианской вере. Есть только один
способ сделать обетования исторической реальностью ― Авраам и
все верующие должны пробудиться к жизни. Воскресшие
патриархи смогут получить в награду то, чего они так страстно
желали, и присоединятся к Мессии и Его последователям в
обновленной земле Палестины, разделив с Иисусом правление
Царством Божьим. Все это подразумевается в евангельском
провозглашении Иисуса.
Нет комментариев