Павел рассматривает историю Авраама как пример
христианской веры, без намека на то, что наследие Авраама
отличается от наследия верующих-христиан. По сути, он
утверждает нечто прямо противоположное: Авраам является
«отцом всех верующих» (Рим. 4:11). Авраам показал сущность
христианской веры, безоговорочно приняв Божье намерение
навечно даровать ему землю, потомство и благословение. Для
Авраама вера заключалась в готовности откликнуться на Божью
инициативу, выраженную в словах. Это именно та вера, которую
требовал Иисус, когда призывал народ: «Покайтесь и веруйте в
Евангелие» (Марк. 1:14, 15). Иисус стал образцом Авраамовой
веры. Он отдал всё, в том числе и собственную жизнь, ради
великого Божьего плана спасения греховного человечества, и
требовал от Своих приверженцев поступать так же. Следуя
примеру Авраама, который ради Божьей цели готов был оставить
даже собственную семью (Быт. 12:1), Иисус призвал Своих
последователей признавать первенство семьи верующих. Его
подлинными родственниками были не братья и сестры по крови, а
те, кто слушают Слово Божье [то есть Евангелие Царства,
Мат. 13:19] (Мат. 12:46-50). Верность Иисусу и Евангелию имеет превосходство над привязанностью к семье или стране (Лук. 14:26,
27, 33; ср. Быт. 12:1).
Оправдание, то есть восстановление надлежащих отношений с
Богом, включает в себя постижение Божьего плана и веру в то, что
Бог исполнит свои обещания (Рим. 4:3,13), веру Авраама.
Евангельская весть выходит за пределы простого признания
смерти и воскресения Христа. Апостольская вера предлагает нам
принять участие в осуществлении Божьего плана, который можно
назвать операцией «Царство». Мы должны осознать, что целью
христианского начинания являются будущие события, о которых
говорит откровение, полученное нами свыше. Понимание того, как
Бог вершит историю, помогает человеку привести свою жизнь в
гармонию с планами Бога, оставаясь верным учению Иисуса,
пророка и царя. Согласно Павлу, христианином является тот, кто
ходит «по следам веры отца нашего Авраама» (Рим. 4:12). Наше
отношение к договору с патриархом не может быть показано яснее.
«Главной чертой (или фундаментом) веры Авраама была надежда,
обусловленная Божьим обещанием… Вера Авраама ― это твердая
уверенность в том, что только Бог определяет будущее в
соответствии со Своими обещаниями»
Поэтому Иисус и апостолы призывают нас в своей Вести о Царстве готовиться к великому событию ― окончательному исполнению договора,
заключенного с Авраамом и его (духовными) потомками. Павел
дает определение этому обещанию и уточняет цели христианства.
Он напоминает нам о том, что Авраам должен стать «наследником
мира» (Рим. 4:13), то есть повторяет великое обещание Иисуса:
«Кроткие… наследуют землю» (Мат. 5:5; ср. Быт. 17:8).
По словам Джеймса Данна: Идея «наследия» была основополагающим компонентом еврейского понимания договорных взаимоотношений с Богом. «Наследие» было связано, главным образом, если не
исключительно, с землей ― землей Ханаана, принадлежавшей
им по праву наследства, как было обещано Аврааму… [Это]
одна из наиболее волнующих тем для еврейского
национального самосознания… В центре еврейского
самопонимания было убеждение в том, что земля Израиля
является наследием от Господа… Неотъемлемой частью национальной веры была уверенность в том, что Бог дал Израилю в наследство Палестину, землю обетованную. Именно эту аксиому напоминает Павел и говорит о новом христианском движении, что оно предназначено и для
язычников, и для евреев. Они наследники Бога. Особенные
отношения между Израилем и Богом во Христе доступны всем.
Обещание земли видоизменилось и стало обещанием
Царства… Наследование Царства, полноправное гражданство в
стране, находящейся под суверенным правлением Бога, ― это
то, что ожидает верующих.
Легко увидеть, что разрыв связи между Христом и договором с
Авраамом оказывает пагубное воздействие на новозаветное
христианство. В то время как Иисус и апостолы ревностно
проповедовали Евангелие Царства, которое является стержнем
договорных гарантий, данных Израилю, и теперь распространяется
на всех верующих, традиционное христианство оспорило этот
основной библейский тезис. Оно подменило этот тезис учением о
«небесах», которое делает невозможным или бессмысленным
исполнение обещания о земле, подтвержденного Иисусом
(Мат. 5:5; Отк. 5:10). Наши праотцы не на небесах и никогда не
предполагали, что попадут туда. Они, как и новозаветные
христиане, ожидали войти в землю обетованную, Царство Божье,
унаследовать ее после своего воскресения из мертвых. Это
возвращение в обновленную землю Ханаана будет означать
восстановление Божьего правления на земле, устранение
последствий катастрофы, постигшей человечество в самом начале.
Ради «предлежавшей Ему радости» Мессия принял смерть от рук
неверующих из собственного народа (Евр. 12:2). Ради этого
наследия, включающего право господствовать в Царстве, первые
христиане переносили страдания, которые были частью их
подготовки к принятию царской власти. С радостью приняв Весть
о Царстве, они стремились «поступать достойно Бога, призвавшего
вас в Свое Царство и славу» (I Фес. 2:12). Тропа к славе была
тернистой. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие
Божие» (Деян. 14:22), то есть добиться права на царствование с
Иисусом в грядущем правительстве. И вновь мы должны подчеркнуть тесную связь между ранним христианством и договором с Авраамом. По словам Данна: То, насколько сильно доводы Павла определялись
самосознанием его собственного народа, ясно прослеживается
в его тщательном подборе слов и упоминании четырех
ключевых компонентов этого самосознания: договорное
обещание Аврааму и его семени, наследие земли как
центральный элемент… Идея о том, что договор обещал
семени Авраама землю в качестве наследия, стала почти
тривиальной в еврейском учении… Обещание, истолкованное
подобным образом, объясняло положение Израиля как народа
договора. Это обещание является причиной, по которой Бог
избрал их из всех народов земли, оправданием их отделения от
остальных народов и утешительной надеждой, которая
позволяла им вынести нынешнее унижение…
Павел видел неразрывную связь между собственной верой и
основополагающим обещанием, о котором говорится в
Писаниях его народа… Павел не сомневался в том, что
Евангелие, проповедуемое им, является продолжением и
исполнением Божьего обещания Аврааму. Но он также
понимал, что наследниками обещания, данного Аврааму, не
становятся исключительно по закону. Книга Бытия 15:6
показала предельно ясно, что обещание было принято верой,
независимо от закона в целом или какой-либо его части.
Следует уяснить, что Павел не подвергал сомнению суть
обещания. Чтобы сделать это, ему пришлось бы отказаться от
всего откровения, содержащегося в Библии. Обещание территории
ясно и неоднократно упоминается в Книге Бытия. Оно стало
наиболее бережно хранимым сокровищем еврейского народа.
Верующим израильтянам, первым из которых стал Авраам, Бог дал
гарантию того, что они унаследуют землю, восстановленный рай.
Служение Павла должно было донести до сознания людей
революционную идею о том, что эта грандиозная перспектива
открыта для всех, кто верит в Мессию, семя Авраама, и в будущего
главу нового правительства в Царстве. Очевидно, именно Мессии,
выдающемуся потомку Авраама, предназначались эти обещания.
Однако христиане из неевреев, признающие Иисуса Мессией Израиля, могут получить равную долю в этом обетованном наследии. Павел подходит к кульминационному моменту своей дискуссии, когда провозглашает своим нееврейским читателям:
«Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию
наследники [мира, Рим. 4:13]» (Гал. 3:29).
Тем не менее, как утверждает Павел, обещания действительны
«для всех… по вере потомков Авраама» (Рим. 4:16), то есть для
тех, кто имеет такую же веру, как Авраам, основанную на тех же
соглашениях с Богом. Поэтому Павел говорит христианам о
необходимости стать «сынами Авраама» (Гал. 3:7), «семенем его»
(Гал. 3:16; Рим. 4:16), считать Авраама своим духовным отцом
(Рим. 4:11), идти по его стопам (Рим. 4:12), рассматривать его как
образец христианской веры (Гал. 3:9), так как ему было заранее
возвещено Евангелие (Гал. 3:8). Но много ли мы сегодня слышим о
том, что фундаментом христианского Евангелия являются
договорные обещания Аврааму? Павел пишет церкви в Галатии о
«благословении Авраама», которое через Христа распространилось
и на язычников. Это выражение взято из Книги Бытия 28:4, где оно
поясняется следующим образом: «чтобы тебе наследовать землю
странствования твоего, которую Бог дал Аврааму». И снова мы
видим явную связь между еврейской Библией и христианством
Нового Завета, которая предоставляет прекрасную возможность
реорганизовать современную разобщенную Церковь на
библейском основании.
Павел ни на миг не отдалялся от корней веры, проявленной в
Божьих взаимоотношениях с Авраамом. Поскольку обещанная
земля Ханаана однажды будет центром мессианского
правительства, было очевидно, что наследование земли
подразумевает наследование всего мира. Обещание остается
географическим и территориальным. Оно относится к земле в
грядущий век и соответствует словам Иисуса о том, что кроткие
(цитата из еврейской Библии) унаследуют землю/страну (Мат. 5:5,
цитата из Пс. 36:11). Этими словами Иисус подтвердил
собственное еврейское наследие. Иисус считал, что Иерусалим
будет достоин названия «город великого Царя» (Мат. 5:35) и что
верующие будут вместе с Ним управлять новой вселенной.
Обещание земли в Новом Завете повторяется как обещание
Царства Божьего, которое является основой христианского Евангелия. Царство предназначено для верующих. Будущая обновленная вселенная (Евр. 2:5) покорена не ангелам, а Мессии и Его святым, «Израилю Божьему» (Гал. 6:16), истинно обрезанным (Фил. 3:3). Воодушевление новозаветных христиан во многом обусловлено тем, что на них, как на Божий народ во Христе, распространилась эта величайшая привилегия. Их надежда в точности совпадает с надеждой пророков Израиля. Дж. Скиннер отмечает, что «главная черта [упований Иеремии] состоит в том,
что восстановление израильской нации для него в некотором
смысле было равнозначно установлению Царства Божьего»
Иисус, также считавший Себя пророком (Лук. 13:33), согласился
бы с этой точкой зрения. Павел, относивший договор с Авраамом и к христианам, евреям и язычникам, не говорил при этом, что остальной Израиль не войдет в Божье благословение во Христе. Из Послания к Римлянам 11:25-26 видно, что он ожидает коллективного обращения в веру остатка израильского народа во время второго пришествия Христа.
Это будет иметь важное значение для будущего установления
Царства. По мнению Павла, Церковь, включающая евреев и
язычников, будет играть ведущую роль в Мессианском Царстве
(I Кор. 6:2; II Тим. 2:12; I Кор. 4:8). Таким образом, договор с
Авраамом гарантирует участие в Мессианском правлении всем
тем, кто верит Евангелию, а также уверяет нас в том, что в
будущем произойдет массовое обращение в веру, когда весь народ
Израиля, наконец, примет своего Мессию. Именно это событие так
страстно желали увидеть апостолы, и потому во время последней
беседы с Иисусом перед Его вознесением они спросили Его: «Не в
сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?»
(Деян. 1:6). Для всех тех, кто лишен преимуществ кальвинистской
школы, этот вопрос не представляет особой проблемы. В конце
концов, если вам сказано, что вы будете судить двенадцать колен
(Лук.22:28-30), вы будете с нетерпением ожидать восстановления
этих самых колен в Царстве. Упоминание об исполнении Святым
Духом (Деян.1:5), которое является привилегией царей и священников, заставило апостолов с большим интересом ожидать развязки Божьего плана спасения. Однако не забывайте: сошествие
Духа не было приходом Царства (Деян. 1:5-7).
Нет комментариев