Как правильно ездить по песку. Основы внедорожного вождения для автотуристов
Сколько раз мне приходилось выдергивать из засады автомобили, водители которых решали, что полный привод способен решить любые задачи и заезжали в песок, в котором и оставались без шансов на самостоятельное освобождение.
Попробую просто и понятно объяснить основные принципы, которые надо знать, отправляясь в путь, если вы планируете съезжать на песчаные почвы или подъезжать поближе к пляжам. Ведь сезон начался, а значит путешествия тоже только начинаются.
Эти же правила касаются и тех, кто решится съезжать на песок на моноприводных автомобилях, кстати. Разве что у вас не будет полного привода, а значит надо быть вдвойне осторожнее и аккуратнее.
Подготовка к движению по песку
Сначала определимся, что нас ждет впереди. Если это дорога по песчаной почве, не имеющая глубокого и мягкого песка, то проблем почти не будет. Если же вы запланировали съехать в настоящую песочницу, то надо немного потанцевать с бубном, чтобы въехать и выехать потом.
Первым делом необходимо снизить давление в шинах. Для этого лучше воспользоваться дефлятором или иметь в наличии манометр. Главное, это иметь в наличии автомобильный компрессор, потому что на шинах с низким давлением ехать по асфальту небезопасно и вредно для шин.
На стандартных шинах можно стравить давление до 1.2-1.3 атмосфер. Джиперы-профи стравливаются до 0.5-0.8 атмосфер, но для таких давлений важен тип шин и умение правильно на них ездить. Для тех, у кого нет достаточно опыта лучше не рисковать.
Заводим автомобиль и отключаем систему электронной стабилизации. Электроника вам в песках не в помощь, а наоборот. Система будет "душить" двигатель тогда, когда надо с пробуксовкой выезжать.
Если ваша КПП поддерживает спортивный режим или, что еще лучше, есть настройки типа поверхности с вариантом "песок", то включите именно эти режимы, чтобы электроника не спешила переключать на повышенную передачу, теряя крутящий момент и инерцию.
Если в вашем автомобиле есть возможность включить режим 4WD Lock, то обязательно сделайте это, чтобы не дожидаться пробуксовки передних колес и реакции электроники на подключение задней оси.
Как правильно ехать по песку
Лучше использовать ручной режим переключения АКПП или попробовать довериться электронике, особенно в случае наличия спортрежима КПП или настроек электроники под тип дорожного покрытия.
Ваша задача "ходом" пересечь самые глубокие и рыхлые участки и не останавливаться в низинах и в ямах. Остановка допускается тогда, когда автомобиль стоит на относительно плотном песке или на вершине горки, чуть вниз передней частью, чтобы легче было стартовать дальше. В горку по песку тронуться на автомобиле сложно или даже невозможно.
Помните, что влажный песок более твердый и по нему легче ехать, но не заезжайте в воду и в места с течением. Даже мелкий ручеек, если его не проверить заранее, может оказаться засадой с "плывуном". То есть, подмытым водой песком с низкой плотностью. Застрять в таком можно очень легко, а выехать сложно.
Если чувствуете, что автомобиль начинает застревать, не сбрасывайте газ, а газуйте сильнее. У вас два варианта, застрять или выехать, а если остановитесь, что вероятнее уже не сможете тронуться и придется переходить к следующему пункту.
Если заезжаете на пляж, то заранее найдите место, в котором будете останавливаться, чтобы это был плотный участок или заросший травой. Если песок покрыт травой или корнями, стоять и уехать потом с него будет проще. Однако будьте внимательны, при контакте сухой травы с глушителем может произойти возгорание.
Во время движения поворачивайте руль плавно и не сильно. Чем меньше угол поворота руля, тем легче автомобилю. Чем плавнее вы его крутите, тем меньше нагрузка на трансмиссию и меньше шансов разбортировать шины.
Что надо знать про работу полного привода
С большой вероятностью полный привод в вашем кроссовере реализован с помощью многодисковой муфты. Не забивая вам голову техническими подробностями, большинство современных кроссоверов не могут долго ехать на полном приводе с пробуксовкой — муфта перегревается и полный привод отключается.
Чтобы избежать отключения полного привода давайте трансмиссии остыть, периодически останавливаясь, и не слишком усердствуйте с пробуксовками. Старайтесь ехать равномерно и не газовать в местах, где есть относительно прочная поверхность. Пробуксовки смотрятся красиво, но остаться без полного привода означает ждать пока трансмиссия остынет и надеяться, что сможете дальше тронуться.
Владельцам внедорожников и кроссоверов с неразмыкаемыми муфтами повезло больше — им за это не надо переживать, но таких автомобилей становится все меньше и меньше. Так что лучше знать, чего ожидать от обычных современных кроссоверов.
Обратите внимание на фото внизу. Передние колеса закопались, а задние стоят на поверхности. Это именно перегрев муфты и отключение полного привода. Выехать только на переднем приводе не получилось...
Что делать, если все же застряли в песке
Во-первых, даем остыть трансмиссии и мотору. Если застряли, то спешить уже некуда, а перегреть узлы автомобиля еще можно.
Во-вторых, выходим из автомобиля и изучаем обстановку. Надо выяснить, где больше помех и куда лучше выезжать: назад или вперед.
В-третьих, берем лопату (если есть) или хорошую палку и выскребаем песок из-под днища и узлов подвески, где автомобиль сильно присел на поверхность. Под бампером можно выгрести песок руками или ногой, чтобы не повредить пластик.
В-четвертых, ветки и камни, брошенные под колеса, улучшат сцепление. Еще вариант — использовать резиновые коврики. Есть шанс их повредить, но они здорово улучшают сцепление. Этот лайфхак стоит применять и на льду, если забуксовали. Резина отлично работает!
Пробуем выехать из засады только с прямыми колесами. Любой поворот колес нагружает трансмиссию и усложняет выход из засады.
Если автомобиль двигается, но не выезжает — не буксуем. Это тот случай, когда не надо зарываться, что только усложнит ситуацию.
Раскачать автомобиль на автоматической КПП возможно не получится без достаточного опыта, но можно плавно начинать движение вперед-назад, вперед-назад, чтобы немного раздвинуть песок и дать возможность автомобилю сделать набить колею для разгона.
Не торопитесь! Когда автомобиль начнет двигаться более-менее свободно и появится запас хода, пытаемся выехать. Старайтесь тронуться плавно, но быстро продавить педаль газа, чтобы успеть раскрутить двигатель и, соответственно, передать момент на колеса.
В качестве заключения
Если нет острой необходимости съезжать на песок — не делайте этого!
Я много раз вытаскивал неудачливых "джиперов", решивших поиграть на песке, потому что это весело и красиво. Хотите дурачиться в песке — надо практиковаться и постепенно изучать все тонкости, а уж потом можно и в пустыню.
Всегда лучше оставлять автомобиль там, где можно легко и быстро уехать в случае необходимости. Помните, что дождь или прилив, например, могут здорово подпортить планы. Часто люди съезжают по травке к озеру, а потом пройдет дождь и наверх на обычных шинах подняться уже не могут или вообще застревают.
Если же вы запали на езду по песку и вам нравится это так, как нравится мне, то учитесь и тренируйтесь. Сначала на краешке "песочниц", потом заезжая чуть дальше. И в итоге начав кататься по барханам. Это очень круто и весело, говорю вам как человек, два раза пересекавший на автомобиле пустыню Гоби в Китае.
Кстати, если хотите в России покататься по настоящим пескам, то я уже публиковал материал с описанием мест, где это можно сделать. Или просто поехать для того, чтобы погулять по барханам и ощутить себя в настоящей пустыне.
Где в России можно побывать в настоящей пустыне и почувствовать себя кочевником
Делитесь постом, чтобы ваши друзья тоже узнали что-нибудь интересное для себя или просто ставьте "Класс", чтобы автору было приятно.
И конечно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые посты из мира автопутешествий по России и миру. И не стесняйтесь задавать вопросы или просить рассказать о чем-то конкретном.
RЯБИНИН l ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ
Меня зовут Михаил Рябинин.
Я фотограф, журналист, блогер, эксперт по самостоятельным путешествиям и автомобильному туризму.
Путешествовать на автомобилях начал в 1999 году по России, а в 2003 году первый раз проехал на авто по городам Европы.
Побывал в разных местах от Крайнего Севера России и Норвегии до Южной Африки. От Кореи до Португалии. Много путешествовал по Америке. Жил в дорогих отелях и даже ночевал в подъезде. Зато теперь есть о чем рассказать внукам!
На этом канале постараюсь показывать вам жизнь в путешествиях и красоты России и мира такими, какими их увидел я, а еще делиться полезным опытом и просто показывать красивые фото и видео.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев