В это сложно поверить, но факты вещь упрямая. Оказывается, в США более 70 лет действует запрет на продажу… балалаек! Да-да, тех самых легендарных русских балалаек. Мало того, несколько лет назад действующий президент США Барак Обама продлил запрет на промышленное производство и продажу балалаек до 2020 года. Впрочем, действующий президент США всего лишь остался верен секретному указу, подписанному Франклином Рузвельтом в 1940 году.
Этот странный запрет Рузвельта регулярно продлевался, а в 2000 году указом Клинтона был расширен на Аляску, которая в 1940 году не имела статуса штата. Причем, что удивительно, играть на балалайке на территории США в принципе не возбраняется -- для этого необходимо, лишь получить соответствующую лицензию. Запрет относится только к промышленному производству и продаже русского народного инструмента в музыкальных магазинах по всей территории США. Чем же так досадила русская балалайка американским властям? Оказывается, балалайка «позволяет глумиться над властью», по крайней мере, так считали в царской России, которая и послужила источником странного запрета.
Музыкальные боги
Действительно, после христианизации Руси под давлением церкви в стране периодически запрещались те или иные музыкальные инструменты. Причина была проста. Дело в том, что православное христианство не признавало никаких музыкальных инструментов, считая их пережитком языческой старины, и отдавало предпочтение исключительно колоколам и хоровому пению. Впрочем, логика в подобном отношении к музыкальным инструментам, безусловно, была. Историкам хорошо известно, что у многих, в том числе, славянских народов, появление музыкальных инструментов напрямую связывалось с богами-покровителями стихий и сил природы. В первую очередь, это были боги, управлявшие грозами, вьюгами или ветрами, действительно производившие некие звуки, отдаленно напоминающие мелодию. Например, древние греки утверждали, что первую лиру изготовил лично Гермес, натянув струны на черепаховый панцирь. В то же время его родного сына Пана, демона леса и покровителя пастухов, художники всегда рисовали обязательно с флейтой, состоящей из нескольких связанных между собой стеблей тростника. В русских дохристианских сказках не редко упоминаются дудки или рога, под звук которых для спасения главного героя являются непобедимые богатыри. Гусли-самогуды в ряде эпических произведений древней Руси сами играют музыку, заставляя против воли танцевать всех живых существ, находящихся поблизости. В белорусских сказаниях под звуки волынки или дуды пускаются в пляс даже животные. Игра на некоторых народных музыкальных инструментах сопровождала проведение языческих обрядов или мистерий. При этом ряд исследователей прошлого, таких как византийский историк Феофилакт Симокатта, арабский путешественник Аль-Масуди или географ Омар ибн Даст утверждали, что у славян есть «… разного рода лютни, гусли и свирели…».
Репрессии
Сведения относительно гонений церковных и светских властей на музыкантов и производителей древнеславянских музыкальных инструментов достаточно противоречивы. С одной стороны, летописи утверждают, что в XVII веке музыкальные мастера, изготовлявшие народные, в том числе, струнные музыкальные инструменты занимали целый квартал в Замоскворечье. С другой стороны, они же буквально вопиют о жесточайших гонениях, в том же XVII веке на музыкантов, использующих народные музыкальные инструменты: балалайки, гусли, свирели, трещотки и т. д. вплоть до их физического уничтожения. Считалось, что абсолютно все народные музыкальные инструменты, особенно струнные, -- не что иное как «сосуд дьявола», а танцы под них – «бесовские игры». Мало того, церковь приравнивала музыкантов, в особенности скоморохов, к разбойникам и волхвам. Масштаб борьбы с музыкальными инструментами в средневековой России красочно описал известный путешественник Адам Олеарий: «около 1649 года все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены». Не менее жесткие распоряжения следовали от Алексея Михайловича и в Сибирь: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то все велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь».
Репрессии сделали свое дело -- «бесовские гудебные сосуды» все реже можно было услышать на улицах и ярмарках. Не менее печальная участь постигла и скоморохов -- первых народных музыкантов средневековой Руси. Они безжалостно истреблялись в основном за свои сатирические стихи, направленные против власти.
В то же время именно в конце XVII века появляется первое письменное упоминание балалайки. В документе от 1688 года говорится, как в Стрелецкий приказ Москве были доставлены посадский человек и крестьянин. При въезде в Яузские ворота у них была обнаружена балалайка. Стрельцы ее отняли, а проезжих гостей выбранили. Удивительно, но, спустя менее 30 лет, в 1715 году, Петр I для шуточной свадьбы своего тайного советника Н. М. Зотова потребовал составить некий «Реестр». В документ включили все музыкальные инструменты, олицетворявшие большие и малые народы России, в том числе четыре балалайки. Впрочем, развлечения Петра I, по мнению современников, не верившего ни бога, ни черта, сложно назвать правилом – скорее, исключением из него.
Запретам вопреки
Как ни странно, но судьба самого народного из всех музыкальных инструментов русского народа на своем примере лишний раз подтвердила известную мудрость: Россия -- страна парадоксов. Ведь, не смотря на все существующие церковные и светские запреты, балалайка упорно оставалась наиболее популярным музыкальным инструментом простого люда. Этот факт отметил в своей книге «Музыка и балет в России XVIII века» член Санкт-Петербургской академии наук, музыкальный хроникер Якоб Штелин. На страницах своей книги ученый утверждал, что балалайка не только имеет, бесспорно, русское происхождение, но и является самым распространенным музыкальным инструментом по всей стране. На ней, по мнению Якоба Штелина, играют все -- от черни до знати. Мало того, музыкальный хроникер приводит биографии нескольких придворных музыкантов, способных исполнять на балалайке арии, менуэты и даже отрывки из аллегро.
Вопреки всем и всяческим табу балалайку всегда можно было купить в мелких лавочках, но чаще всего ее делали самостоятельно из любого подручного материала. Известны случаи, когда балалайкин корпус изготовлялся даже из кожуры высушенной тыквы. Порой происходили и вовсе курьезные случаи. Так, солист оркестра Большого театра В. В. Безекирский в своих записках описывает штаб-ротмистра Радивилова. В 50-х годах XIX века штаб-ротмистр давал сольные, имевшие бешеную популярность концерты на четырехструнной балалайке. Его талантливые выступления порой затмевали концерты лучших музыкантов Москвы. Но самое интересное было то, что балалайка Радивилова оказалась самодельной, вырезанной из старой гробовой доски.
Мама -- домра
Откуда же на рубеже XVIII века в России вдруг появился этот удивительный, ни на что не похожий музыкальный инструмент? Оказывается, у балалайки есть два возможных прототипа. Ряд исследователей, среди которых А. С. Фаминицин, опубликовавший в 1891 году книгу «Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа», считают, что на самом деле балалайка произошла от домры. Далеко не последнюю роль в этой трансформации сыграли именно церковные запреты на струнные музыкальные инструменты древней Руси. Дело в том, что домра, как и балалайка, -- струнный щипковый музыкальный инструмент с круглым кузовом и длинной шейкой. На Русь он пришел в середине XVI века от азиатских кочевых народов. Правда, играли на домре, в отличие от балалайки, медиатором, но она почему-то сразу же полюбилась заклятым пересмешникам церкви – скоморохам. Не удивительно, что, подвергаясь суровым гонениям, домра быстро исчезла из поля зрения историков, однако на ее месте тут же появилась балалайка. Фактически это была та же домра, только округлый кузов сменился на треугольный, более удобный для кустарного производства. Изменился и сам принцип игры: на Руси сроду не использовали медиатор, зато издавна была популярен щипковый вид игры, применяемый на гуслях.
Другая версия говорит, что балалайка попала на Русь вместе с татаро-монгольским нашествием, но она не выдерживает серьезной критики. Ведь в этом случае письменные сведения о балалайке должны были бы появиться не в начале XVIII века, а на триста лет раньше. Однако ни одного подобного упоминания не существует.
Дмитрий СИВИЦКИЙ
http://www.oracle-today.ru/editions/secrets/2014/16/
Нет комментариев