ПЕРЕВОДЧИКИ БОГОВ
Мне часто вспоминается тот далекий вечер в Улан-Удэ, когда друзья привезли меня к известной шаманке. Утром предстояло возвращаться в Москву, и старуха, расположившись ко мне, решила наворожить удачную дорогу.
Кинула бараньи бабки — что-то не понравилось. Еще раз. Нахмурилась. Убрала какую-то костяшку со стола. Кидала еще и еще, откладывая в сторону то ту, то другую, сердилась, бормотала что-то невнятное. И вот, наконец, вздохнув, измотанная, но довольная, проронила: «Поезжай. Все окончится по-доброму». Наутро в последний момент в самолете обнаружились какие-то неполадки, и почти сутки я просидела в аэропорту. Но все, действительно, окончилось по-доброму.
Дикая пляска
Сколько раз потом в поездках по Алтаю, Якутии, Монголии судьба
сводила меня с шаманами! Их узнаешь сразу: взгляд устремлен словно бы в пространство, куда-то мимо и сквозь тебя. В нем какая-то отрешенность и смятение, будто видит он нечто недоступное чужому взору и разделить своих видений ни с кем не в силах...
Шаманское камлание — зрелище не для слабонервных. Иногда действо проходит на открытом воздухе, но чаще — в юрте хозяина.
...Кама (шамана) уже ждут. На шестах развешены шкуры жертвенных животных. Дым от тлеющих углей ест глаза. Но вот и шаман — собран, никого и ничего вокруг не видит. Сбрасывает лишнюю одежду, чтобы не сковывала движений, — и приступает к делу.
Начинает он с пения, стучит в бубен, раскачивая его из стороны в
сторону — все быстрее, быстрее... Бубен уже летает в его руках. Пение сменяется чревовещанием. Голоса человечьи, птичьи, звериные носятся в воздухе и, кажется, слышны отовсюду, но только не оттуда, где камлает шаман. А он кружится, изнемогая в дикой пляске, пена выступает на его губах. Наконец, обессиленный, он падает, распластавшись, на шкуры. Душа шамана погружается в недоступный нам мир. В трансе, в экстазе ему открывается неведомое...
Так что же такое шаманский дар? Это особого рода знание, передающееся из поколения в поколение, это форма религии, соединившая в себе первобытную науку, медицину, музыку, поэзию. За шаманизмом — тысячелетия. Каменный век — его начало, среда бытования — кочевники: охотники, рыболовы. Шаманизм присущ многим народам в их ранней истории — индейцам ли Америки, монголам, чукчам...
Первые сведения о среднеазиатских шаманах встречаются уже в ранних китайских летописях. Дошло до нас и такое свидетельство: в VI веке византийские послы приезжали в ставку каганов — тюркских ханов, — однако те не сразу допустили чужеземцев в высокие покои. Прежде шаманы совершали над ними обряд «очищения»: стучали в бубен, окуривали дымом можжевельника...
При дворе каждого кагана был свой шаман — предсказывал события, оберегал от напастей. Рядовой тюрк -- и тот обращался с божеством только через камов. Однако ни храмов, ни монастырей у шаманов никогда не было. Бубен — вот чему поклонялись кочевники, вот на что взирали они с мольбой и страхом. И, конечно, никакими священными книгами, молитвенными текстами они никогда себя не обременяли, хотя письменность тюрки имели уже в V веке.
Сдать бубен в музей!
Могучие соседи китайские императоры издавна с вожделением
посматривали на огромные земли кочевников и всячески пытались насадить в чаемых пределах родственный им буддизм. Не без коварного умысла подсылали буддистских монахов. И вот один из каганов уже стал склоняться к чужой вере: перевел на тюркский сутру Нирваны, начал строить храм. Однако прославленный военачальник по имени Тоньюк осмелился высказать свое мнение: «Нам не следует возводить постоянные строения и тем самым разрушать свой старый обычай — быть ничем не связанным. В противном случае Танская империя уничтожила бы нас...» Довод оказался столь разумным, что убедил и «высшее начальство».
Да, шаманство у кочевых народов чтилось всегда. До революции в Якутии к камам не гнушались обращаться даже русские, чиновники царской администрации. В те годы Российская Академия наук вела серьезную работу по исследованию шаманизма. В 1910 году на Алтае работала специальная экспедиция: собирали материалы. Впрочем, здесь и при советской власти еще долго совершались камлания: на первых порах шаманизм не посчитали религией. Однако в 1930 году все переменилось. Шаманов объявили врагами народа и повелели каждому сдать свой бубен в музей. А какой же шаман без бубна? Только с ним он может добраться до жилища божеств, от воли которых зависит не только судьба его, но и жизнь.
Проверка на прочность
Однако как бы тучи ни сгущались, шаманы продолжали жить. Они не могли «по указке свыше» сойти на нет. Откуда они приходят? Кто они, эти редкие избранники, чей дар предопределен, но до поры им самим неведом? Избранничество обнаруживается внезапно, вдруг. Чаще всего это происходит в период сильного роста: между отрочеством и юностью. Но «стукнуть» может и в шесть лет, и в шестьдесят. С человеком преклонных лет такое случается в пору бедствия, личного глубокого кризиса. Обычно избранник узнает о снизошедшем на него даре во сне. Зов — вот сигнал. Зов пока неясный, но пугающий, придавливающий к земле. Странное состояние охватывает человека, его одолевают галлюцинации. Избранник (или избранница) теряет интерес к привычной жизни, ест мало, не разговаривает, не отвечает на вопросы, почти все время спит, редко выходит из дома. Иногда он убегает в лес, в тундру. И что там с ним происходит — не помнит.
Нередко избранные пытаются избавиться от внезапно обрушившейся напасти, но не тут-то было. Разве совладать с духами? Они злобны, за малейшую провинность наказывают и сильного, сложившегося шамана, а уж за отказ от дара, даже за медлительность растерянного «кандидата» — жестоко мстят. Доводят до припадков, до эпилепсии. Страдания растут, пока новичок не возьмется за бубен. Тут-то все меняется.
У известного якутского шамана Парфенова, долго «воевавшего» с духами, обмороки продолжались семь лет. Все эти годы он находился между жизнью и смертью. Бывало, накроют его, беднягу, конской попоной, так та вся кровавым потом пропитается.
Шаманская болезнь, утверждают парапсихологи, отнюдь не
нервно-психическое заболевание, не сумасшествие. В процессе становления шамана мозг начинает работать разбалансированно. «Кандидат» еще не умеет «переключать» его из одного состояния в другое. Как только он овладеет этими знаниями, болезнь полностью исчезает. Зрелые шаманы обладают отличным здоровьем, могут часами находиться в ледяной воде, у них быстро заживают раны и убить их не так-то просто: духи защищают...
Тяжелое наследство
Шаманский дар не может и кануть в небытие. Он передается от старого шамана к новому, иногда — от отца к сыну. Кам обязан передать свои знания преемнику, иначе его ждет мучительная смерть, да и после нее не будет покоя. Считается, что души шаманов не уходят, как у всех, в загробный мир, а остаются на земле, селясь в глухих местах, неподалеку от своего земного проживания. И лучше держаться подальше от того холма, где есть шаманское захоронение. Случалось, несведущие люди разбивали неподалеку стойбище. И несчастья обрушивались одно за другим: падеж скота, мор...
Еще при жизни кам активно ищет преемника. Но выбирают его духи. Шаман же обязан «нащупать» своего «заместителя»: сны укажут ему, где тот обитает... «Наследство» преемник получает в виде «легкого дуновения ветерка». Это душа умершего шамана вдыхает свою силу принимающему «новобранцу» в глаза и в рот. А бывает, перед самой смертью отец-шаман колет себя ножом и, пока тот не остыл от его жизненной силы, вонзает клинок в руку сына.
Магический травестизм
Сила шамана — в его духах-помощниках. Через них кам осуществляет посредничество между людьми и божествами. Тут без бубна не обойтись. Духи слетаются на его призывный стук. Они и борются с убийцами, сражаются с болезнями. Чем больше таких помощников у кама, тем он могущественнее. Потому каждый шаман старается переманить их у другого. Но сам он — не хозяин духов. Отношения между ними непростые, однако контроль — за камом.
Шаман обладает сильнейшими парапсихологическими возможностями. И это не голословное утверждение. Ученые из российской военно-медицинской академии, используя достижения нейрохирургии и физиологии, пытались изучить этих людей, обладающих столь ярко выраженными экстрасенсорными способностями. И вот вывод: шаманы способны получать информацию о событиях, удаленных и во времени, и в пространстве.
Не думайте, что шаману живется легко. Он невыразимо страдает от
огромного количества разрозненной информации, которая бессознательно проникает в его мозг. Пытаясь справиться с этим бушующим потоком, он невероятными усилиями переключает работу мозга — и получает нужные сведения. Избыток энергии бурлит в нем. Она рвется наружу, ищет выход — и находит. Прежде всего — в состоянии сексуального экстаза. Как правило, высшие шаманы практически бесполы. Внешне мужчина-шаман как бы уподобляется женщине: волосы его заплетены в косички, он распускает их только во время камлания.
«Магический травестизм» — одна из важнейших проблем шаманизма. Исследование его привело к мысли, что половыми партнерами камов являются духи-покровители. Шаман, доведя себя до экстаза, ощущает свой сексуальный объект зримо, осязаемо, слышит его, наконец, испытывает плотское удовлетворение от контакта. Собственно, проблема не нова. Вспомним средневековье, когда инквизиция обвиняла «ведьм» в «амурах» с дьяволом...
Одним словом, бремя, которое несут шаманы, — тяжкое. Избранники духов, они, скорее, пленники бессознательного или собственного подсознания. Их можно сравнить разве что с юродивыми. Но и награда им велика — духовное прозрение. Потому и называют шаманов «переводчиками богов на земле»...
Наталья БЫКОВА
Нет комментариев