The V Birth and Jesus’ Brothers
3 января 2015 г.
Теперь я готов закончить эту тему постов, посвященных историям о непорочном зачатии Иисуса, рассказанным по-разному в Евангелии от Матфея и Луки, вовсе не в Евангелии от Иоанна, и, по-видимому, опровергнутым в Евангелии от Марка.
В начале я должен был дать некоторую терминологию, чтобы мы все могли быть на одной волне. Существуют различные термины, которые часто путают:
1. Непорочное зачатие. Это учение *не* о зачатии матери Иисуса как девственницы; речь идет о *собственной* матери Марии и о том, как она зачала Марию. Мария, по римско-католическому мышлению, не имела греховной природы. В противном случае она передала бы его Иисусу. Но как могла Мария не иметь его, если она родилась и выросла, как и любой другой человек? Ответ пришел в средневековом представлении о непорочном зачатии: сама Мария была зачата (ее матерью Анной) чудесным образом: Бог совершил чудо, так что, хотя Мария была зачата через половой акт, ей не была дана греховная природа.
2. Девственное зачатие. Это на самом деле точка зрения Матфея и Луки, что мать Иисуса *зачала* без секса. На самом деле это не то же самое, что термин «непорочное зачатие» (который я свободно использую для обозначения девственного зачатия).
3. Непорочное зачатие. Технически говоря, это относится к Марии, которая родила еще девственницей. Другими словами, она не только забеременела без секса, но и ее девственная плева осталась нетронутой даже после родов. Такова была более поздняя точка зрения отцов церкви.
4. Перпектуальная девственность Марии. Это было мнение, что Мэри *никогда* не занималась сексом, до конца своей жизни. Это стало стандартной точкой зрения в римско-католических кругах. Мария была без греховной природы (отсюда и непорочное зачатие) и никогда не была вовлечена в грех каким-либо образом, включая передачу греховной природы другим, давая им рождение (греховная природа дается ребенку при зачатии во время полового акта).
Но если Мария была вечной девственницей, то почему в Новом Завете говорится, что у Иисуса есть братья и сестры (см. от Марка 6:3; От Иоанна 7:3)? Это была ЕДИНСТВЕННАЯ проблема, с которой у моих студентов в Рутгерсе, которые были в основном католиками, были проблемы, когда я преподавал там Новый Завет. В отличие от моих евангельских протестантских студентов в UNC, у которых нет проблем с тем, что у матери Иисуса есть другие дети, но которые не могут *вынести* (многие из них) идею о том, что Библия может иметь ошибки в ней, мои ученики рутгерса часто ошибались, если я утверждал, что у Иисуса были братья и сестры.
Вот что я говорю о католическом взгляде на «братьев» Иисуса в моей книге «Существовал ли Иисус?»
************************************************************************
В качестве примечания я должен отметить, что Римско-католическая церковь на протяжении многих веков настаивала на том, что у Иисуса на самом деле не было братьев. Это не означает, что церковь отрицала, что Иаков и другие братья Иисуса существовали, или что они были необычайно тесно связаны с Иисусом. Но с римско-католической точки зрения братья Иисуса не были связаны с Иисусом кровью, потому что они не были детьми его матери Марии. Причины, которые католическая церковь выдвинула для утверждения этого, однако, не были историческими или основанными на внимательном изучении текстов Нового Завета. Вместо этого рассуждения включали своеобразную доктрину, которая развивалась в католической церкви, начиная с четвертого христианского века. В традиционном католическом догмате Мария, мать Иисуса, была не просто девственницей, когда родился Иисус, но она оставалась девственницей до конца своих дней. Таково учение о вечной девственности Марии.
В значительной степени эта доктрина основана на мнении, что сексуальные отношения обязательно связаны с греховной деятельностью. Мария, однако, согласно католической доктрине, не имела греховной природы. Она не могла этого сделать, иначе она передала бы его Иисусу, когда он родился. Сама она была зачата без пятна первородного греха: учения о «непорочном зачатии». И поскольку у нее не было греховной природы, она не была вовлечена в какие-либо греховные действия, включая секс. Именно поэтому в конце своей жизни вместо того, чтобы умереть, Мария была взята на небеса. Таково учение о Успении Богородицы.
Протестанты давно утверждают, что ни одно из этих учений о Марии на самом деле не уходит корнями в Писание, и с точки зрения историков, я должен сказать, что я думаю, что они правы. Это теологические взгляды, движимые богословскими вопросами, которые не имеют ничего общего с самыми ранними традициями об Иисусе и его семье. Но если для католиков Мария была вечной девственницей и никогда не занималась сексом, то кем именно были так называемые «братья» Иисуса?
Католические мыслители выработали два взгляда на этот предмет, один из которых стал стандартным. С самой старшей из двух точек зрения, «братьями» Иисуса были сыновья Иосифа от предыдущего брака. Это сделало их, по сути, сводными братьями Иисуса. Эту точку зрения можно найти в более поздних апокрифических историях о рождении Иисуса, где нам говорят, что Иосиф был очень старым человеком, когда он обручился с Марией. Предположительно, это одна из причин, по которой они никогда не занимались сексом; Джозеф был слишком стар. Эта перспектива продолжала оказывать свое влияние на католических мыслителей на протяжении веков. Возможно, вы заметили, что во всех этих средневековых картинах Рождества Иисуса Иосиф изображен довольно пожилым, в отличие от Марии, в расцвете сил. И вот почему. Я должен подчеркнуть, что даже если бы эта точка зрения была исторически верной — нет никаких надежных доказательств этого — Иаков все равно был бы необычайно тесно связан с Иисусом.
Однако в конце концов эта точка зрения была смещена, и в немалой степени из-за мощного влияния отца церкви четвертого века Иеронима. Иероним сам был аскетом, среди прочего, отказывая себе в удовольствиях секса. Он считал, что высшая форма христианской жизни для всех связана с аскетизмом. Но, конечно, он был не более аскетом, чем близкие родственники Иисуса. Для Иеронима это означает, что не только мать Иисуса, но и его отец (который на самом деле не был его отцом, кроме как по усыновлению) также были аскетами. Даже Джозеф никогда не занимался сексом. Но это, очевидно, означает, что он не мог иметь детей от предыдущего брака, и поэтому братья Иисуса не были родственниками Иосифа. Они были двоюродными братьями Иисуса.
Основная проблема с этой точкой зрения заключается в том, что, когда Новый Завет говорит о братьях Иисуса, он использует греческое слово, которое буквально относится к брату мужского пола. Есть другое греческое слово, обозначающее двоюродного брата. Это другое слово не используется в отношении Иакова и других. Ясное и прямое чтение текстов в Евангелиях и в Павле приводит к однозначному результату: эти «братья» Иисуса были его фактическими братьями и сестрами. Поскольку ни Марк (в котором впервые упоминается, что у Иисуса было четыре брата и несколько сестер; 6:3), ни Павел не дают никаких указаний на то, что он знал что-либо об Иисусе, рожденном от девственницы, наиболее естественным предположением является то, что они оба думали, что родители Иисуса были его настоящими родителями. У них были сексуальные отношения, и родился Иисус. А потом (позже?) к счастливой паре пришли другие дети. Итак, братья Иисуса были его настоящими братьями.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев