И вот, спустя месяц, когда уже оканчивался срок пребывания в монастыре, Смит обнаружил в книге «Isaac Voss’ 1646 edition of the Epistolae genuinae S. Ignatii Martyris», содержащей послания Игнатия Антиохийского, три страницы с рукописным текстом.
Из текста, представляющего собой греческую скоропись, следовало, что это — Послание (или компиляция из посланий) Климента Строматиса, т. е. Климента Александрийского, автора «Стромат», к некоему Феодору (Теодору).
Мортон Смит понимал, что если обнаруженная им рукопись действительно подлинна, то трудно переоценить ее значимость. Он сделал фотографии с рукописи и в 1960 году опубликовал эти фотографии и перевод самого послания. Увы, публикации не имели должного отклика, и в период с 1973 по 1982 гг. Смит публикует ряд статей и книг, которые отличались откровенной скандальностью. Смит уже не касался историографических проблем послания Климента к Феодору и Тайного евангелия Марка, он рисовал понимаемый им образ Христа как некоего мистика и, по сути, отстаивал гностический взгляд на Иисуса. И на этот раз общественный резонанс не заставил себя ждать. Смита обвиняли не только в отсутствии академичности, но и в полном отсутствии дискуссионности, а то и просто в вольных измышлениях, которые могут довести невесть до чего. Описание Смитом мистического таинства, якобы совершаемого Иисусом над обнаженным, давало повод думать не только об эротизме, но и о гомосексуальных связях. Во всей этой полемике было мало места действительно серьезному отношению к проблеме. Полемика зашла столь далеко, что один из оппонентов Смита «всерьез» заговорил о его лысине...
Впрочем, были отклики и по существу вопроса. Исследователи усматривали в отрывках из Тайного евангелия Марка некоторую компиляцию повествований из разных канонических Евангелий: например, в воскресении юноши усматривали воскресение Лазаря, о котором идет речь в Евангелии от Иоанна. Утверждалось также, что стиль письма канонического Евангелия от Марка настолько прост, что подделать его не составляет особого труда, а потому Тайное евангелие Марка — простой апокриф, созданный в Египте во II веке. А некоторые исследователи высказались в том ключе, что Мортон Смит вообще не обнаруживал никакой рукописи, а все его утверждения — простая фальсификация. И эта точка зрения в полной мере была выражена в 1975 году Квентином Квеснеллом.
Что касается цитат из Тайного евангелия Марка, приводимых Климентом в своем Послании к Феодору, то их синтаксис и лексика действительно близки синоптической традиции и в особенности каноническому Евангелию от Марка.
Так или иначе рукопись до сих пор не была обнаружена. Если при жизни Мортона Смита, его критиковали за сомнительную фотографию, то после смерти сочли совсем подделкой и о ней совсем почти не вспоминают.
Однако мне кажется, что все же нужно немного об этом поговорить, поскольку секретное евангелие Марка и каноническое Евангелие Марка имеют общие черты одного события, которое находит осмысленное подкрепление в других апокрифических писаниях.
Цитата из секретного Марка говорит:
И пришли в Вифанию, и была там одна женщина, брат которой умер. И подойдя, поклонилась Иисусу и говорит Ему: сыне Давидов, помилуй меня! Ученики же упрекали ее. И разгневавшись, Иисус ушел с нею в сад, где была гробница. И немедленно послышался из гробницы крик большой. И подойдя, Иисус откатил камень от двери гробницы. И войдя немедленно, где был юноша, протянул руку и поднял его, держа за руку. Юноша же, взглянув на Него, возлюбил Его, и стал приглашать Его быть с ним. И выйдя из гробницы, пришли в дом юноши, ибо был юноша богатым. И после шести дней повелел ему Иисус, и, когда наступил вечер, юноша [пришел] к нему, завернувшись в покрывало по нагому телу, и остался с Ним ночью той, ибо учил его Иисус тайне Царства Божиего. Поднявшись же с того места, Он возвратился на другой берег Иордана». После этого следует: «И подошли к Нему Иаков и Иоанн» и весь отрывок. [Слов] же «голый голому» и другого, о чем ты писал, не обнаружено. После же «и приходит в Иерихон» вставлено только: «И были там сестра юноши, которого возлюбил Иисус, и мать его, и Саломея. И не принял их Иисус».
В Евангелие Марка мы находим повествование о каком-то юноше следовавшим за Иисусом завернутым в одно покрывало на голое тело, подобно рассказу из секретного Ев. Марка.
51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. 52, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. (От Марка 14:51,52).
Причина, по которой я взял эти места из писаний, где ученики Христа хотят в покрывале на голое тело, напоминает о том, как проходил мистический обряд водного крещения, которое совершалось ночью при лунном свете либо при свете лампады. Спустя несколько столетий, мистерии крещения стали совершать в церковных храмах в специально сделанной баптистерии. До нас дошло упоминание водного крещения, совершаемого Иоанном Златоустом. Особенность по которому Иоанн совершал крещение, это крещение обнаженных с обильным помазанием масла на тело крещяемого.
«После того, в полной темноте ночи, он снимает ваши одежды. Тогда, как будто он собирался привести Вас на самые небеса таким ритуалом, он помазывает вас, чтобы все тело было помазанным, тем оливковым маслом духа, так, чтобы все могло быть укреплено и отвоевано от стрел, нацеленных на вас противником.» Ancient Christian writers. Baptismal instructions.
Другое подтверждение обнаженного ритуала, находим в ритуальном повествовании апокрифического Евангелия Филиппа.
Вода Живая — это есть тело. Следует, чтобы мы облеклись в Человека Живого. Поэтому придя, идет опускается в воду, он обнажается, дабы облечься Им.
Тем более это Евангелие говорит о таинствах, совершаемых Господом.
" Господь [делал] все в таинстве: крещение, помазание, евхаристию, искупление и Чертог брачный Святой.
Надо предположить, что совершение этих таинств сопровождалось особой мистической подготовкой человека к этому ритуалу, что в наше время совершенно утрачено и не практикуется. Идея ритуала заключалась в том, чтобы человек был полностью приготовлен родится от воды и духа, таким образом он раздевается. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. (От Иоанна 3:5) Как младенец родившийся не имеет на себе одежд, так и крещяемый голый облекается в дух Христа рождается для новой жизни.
Таким образом, как мне кажется отрывок, принесенный в свет Мортоном Смиттом, имеет место на существование, поскольку мы имеем множество артефактов и древних писаний.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3