Перед этим образом Пречистой Богородицы молятся об устройстве девичьей судьбы и о счастливом браке.
У каждой земли есть свои святыни. Жировицкая обитель для Беларуси имеет то же значение, что Троице-Сергиева Лавра — для России, Киево-Печерская — для Украины. Здесь находится старинный монастырь и в нем — древняя чудотворная святыня — Жировицкий образ Божией Матери. Из многочисленных икон Богородицы Жировицкая является самой маленькой — размером с детскую ладонь. Явление ее относится к XV веку. По этому поводу сохранилось следующее предание...
На том месте, где ныне расположены Жировицы, в древности был лес, принадлежащий православному вельможе — боярину Александру Солтану.
В 1470 году пастухи, пасшие его стада, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши, заметили вдруг необычный свет, исходивший от маленькой иконы.
С благоговением поклонившись обретенной иконе, они отнесли чудотворный образ в усадьбу Солтана, рассказав ему о необыкновенном сиянии и о месте явления иконы. Однако Александр Солтан, не придав особого значения этому проявлению милости Божией, спрятал обретенную икону в ларец. Вечером того же дня, когда боярин Солтан принимал по какому-то случаю гостей, он вспомнил рассказ пастухов и поведал о нем гостям. Желая показать обретенную икону, он открыл свой ларец, но, к его величайшему удивлению, иконы там не было.
Спустя несколько дней пастухи вновь оказались в лесу. Не зная об исчезновении образа из дома боярина Солтана, они были поражены, обретя его на том же месте в прежнем сиянии. Как и накануне, они отнесли икону боярину, который, уразумев наконец чудо Божие, понял, что его дом — недостойное вместилище для столь великой святыни. Посетив в лесу место чудотворного явления, он дал обет Богу построить в Жировицах, на месте явления иконы, храм в честь Божией Матери.
Вскоре деревянный храм в честь явления Пресвятой Богородицы был построен, а весть о чудотворном явлении святого образа быстро разнеслась по ближайшим округам. Множество богомольцев стали стекаться в Жировицы для поклонения новоявленному образу. Явившаяся святая икона Божией Матери, богатая лесами и пастбищами окрестность собрали в Жировицы значительное число крестьян. Так постепенно возникло селение и образовался приход из людей, посвятивших свою жизнь служению Господу под сенью чудотворной иконы Божией Матери. Примерно в это же время при храме была построена школа для обучения крестьянских детей.
Около 1520 года в селении случился сильный пожар, уничтоживший почти все строения, в том числе и деревянный храм. В огне пожара исчезла икона. Об этом пожаре свидетельствует сам чудотворный образ, который имеет следы огня.
Чудотворная икона изображена на граните, который при обжиге получает вид яшмы с заметными крупицами охры, известняка и пр. Особенно это видно при разломах, которые имеют место на Жировицкой иконе и которые, вероятно, получены ею при пожаре. Все поиски иконы на пепелище не имели успеха. Многочисленные почитатели уже оплакивали безвозвратную потерю любимой святыни, когда дети, игравшие после школьных занятий недалеко от пепелища, внезапно удостоились видеть на огромном камне явление Самой Божией Матери с утерянным образом в руках.
Явление было непродолжительным, но священник и народ, поспешившие к месту по зову детей, к великому своему утешению, вновь обрели чудотворную икону целой и невредимой, только потемневшей от пожара, перед которой горела неведомо чьей рукой возжженная свеча. Камень, на котором дети видели Богородицу и где вторично была обретена икона, тогда же огородили. В XVII веке над камнем повторного явления Божией Матери была построена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, переименованная затем в Явленскую церковь. Камень служит святым Престолом. Это чудесное событие считается вторым явлением Жировицкой иконы Божией Матери.
С этого момента уже широко полилась во все концы слава Жировиц и ее чудотворной иконы. Тысячные толпы богомольцев и жаждущих исцеления стали сходиться к возраставшей с каждым днем среди дремучих лесов обители. Искренняя вера всех этих людей ежедневно утверждалась все новыми и новыми чудесами, слух о которых вскоре достиг дворцов венценосцев и роскошных дворцов восточных и западных вельмож.
Прошло некоторое время, и в смиренном угодье Жировицком по грубым камням монастырских дворов зазвенели серебряные подковы королевских свит и знатнейших польских, литовских, смоленских рыцарей.
Но особенно возросла слава Жировицкой святыни после свершившегося чуда воскрешения в 1558 году некоей девицы Ирины. Случилось однажды так, что к скромной ограде Жировицкой обители в один из осенних дней тихо подъехала подвода одного из зажиточных и уважаемых жителей белорусского края по фамилии Войнянка, с которой сошли заплаканные и охваченные горем хозяин с женой. «Вот ехали мы к вашей святой обители издалека с бедною нашей Ириной и не доехали, как хотелось, — сказал Войнянка вышедшим ему навстречу священнослужителям. Умерла наша Ирина по дороге, не дождавшись исцеления от Матери Божией Жировицкой...»
На подводе лежал холодный труп единственной дочери Войнянка, семнадцатилетней Ирины, во цвете лет скончавшейся от жестокого недуга. Как сообщили безутешные родители, больная страдала долго, врачи уже отказались оказывать всяческую помощь, но, уступая просьбам дочери, решили отвезти ее в Жировицы. «Говорила Иринушка, — рассказывал отец, — что видела во сне Владычицу, приказавшую ей направиться к вам. Только в Жировицах, мол, ей и суждено получить исцеление. Но вышло иначе... Теперь осталась нашей Ирине только могила для вечного покоя около чудотворного образа».
Скончавшуюся девушку сняли с подводы, убрали для погребения и поставили гроб с покойницей в главном Жировицком храме. На третий день над умершей было совершено отпевание, постепенно подошедшее к трогательному обряду «последнего на земле целования»... Но вдруг трепет и смятение охватили всех присутствовавших. Упал подсвечник, жутко застучал опрокинувшийся гроб, и недавняя покойница Ирина, поднявшись во весь рост, быстро пошла к чудотворному образу Богородицы для того, чтобы тотчас опуститься пред ним на колени в благодарной молитве... «Царица Небесная чудесно даровала мне жизнь, чтобы посвятить мои остальные дни Богу в сане инокини, — сообщила Ирина. — Земля и мир отныне не для меня, ибо я уже была в прекрасной жизни вечной!»
И воскресшая дочь белорусского помещика повиновалась слову своей Жизнедательницы. По истечении некоторого времени, 10 марта 1580 года, она была возведена в настоятельницу Пинского женского монастыря, где впоследствии и скончалась.
Тропарь, глас 2:
Помощи от Тебе требующия не презри, Владычице, и милосердия бездну отверзи всем притекающим к цельбоносней иконе Твоей. Печали наша житейская утоли, Всещедрая, и от юдоли сея плачевныя к радости вечней верныя Твоя престави: Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, милости источник, покров и спасение душ наших.
Кондак, глас 4:
Величия Твоя кто исповесть, Пресвятая Дево, Творца всех Христа Бога рождшая? Едина бо еси Мати и Дево Преблагословенная и Препрославленная, упование наше, источник благостыни, верным прибежище и миру спасение.
Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и почитаем честную икону Твою, юже от лет древних в веси Жировистей прославила еси.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1