Во всех четырех Евангелиях говорится о том, как во время праздничной трапезы Христос предрек, что будет предан одним из находящихся с ним за одним столом. Тогда же он установил таинство Евхаристии, благословив хлеб и вино и назвав их своими телом и кровью.Тайная вечеря вспоминается на службе Великого Четверга. Изображения Тайной вечери известны с V-VI веков. Существовало два варианта интерпретации этого сюжета: литургический, представлявший Евхаристию как церковную службу, и исторический, изображающий сцену трапезы. В древнерусском искусстве иконы исторического типа входили в состав праздничных рядов иконостаса. Сперва Христа в этой сцене изображали слева во главе стола, но с к
26 мая ждем детей на праздничную программу, посвященную Дню славянской письменности и культуры.
Программа состоит из интерактивной тематической экскурсии «Письмо и книга в Древней Руси» и мастер-класса «Азбука древнерусской каллиграфии для детей и взрослых». Участники: посетят «Мастерскую книгописца» и познакомятся с процессом создания древнерусских книг, увидят предметы для обучения письму в Древней Руси, подлинные старинные книги с золочением и тиснением, а также материалы и инструменты, которыми пользовались древние мастера, узнают рецепты и секреты приготовления чернил; на мастер-классе под руководством основателя Школы исторической каллиграфии Андрея Санникова узнают о древнерусской
родился в новгородских землях в селе Мандера Обонежской пятины в многодетной семье. Его родители, Стефан и Васса, хотели еще сына, но внезапно наступило бесплодие. После нескольких лет усердной молитвы родился младенец, которого назвали Амос. Однажды в село, где он жил, пришли монахи Валаамского монастыря, и после беседы с ними Амос решил уйти из дома. В 26 лет он принял постриг на Валааме и жил уединенно на пустынном острове, затем вернулся в новгородские земли и поселился недалеко от реки Свирь в 35 верстах от Олонца. Здесь его обнаружил охотившийся боярин Андрей Завалишин, которому святой поведал, что живет в уединении 7 лет. Постепенно к преподо
Вход Господень в Иерусалим – один из двунадесятых праздников, отмечаемый за неделю до Пасхи в шестое воскресенье Великого Поста. Согласно описаниям всех четырех евангелистов, Христос, пришедший в Иерусалим на праздник Пасхи, въехал в город на осле и был встречен жителями как Мессия, о котором говорится в ветхозаветных пророчествах. Изображение Входа Господня в Иерусалим известны с IV века. Традиционно в центре композиции помещается едущий на осле к вратам Иерусалима Христос. Из города навстречу ему выходят жители, дети залезают на дерево и устилают путь Христа дорогими одеждами. За Иисусом идут ученики. С XIV века в византийском и древнерусском искусстве встречает
В Евангелии от Иоанна повествуется о том, что сестры заболевшего Лазаря Марфа и Мария обратились к Христу с просьбой прийти и исцелить их брата. Когда Иисус с учениками пришел к ним, Лазарь был уже мертв и четыре дня, как похоронен. Иисус велел убрать камень, закрывавший вход в погребальную пещеру, и приказал Лазарю выйти. Ко всеобщему удивлению погребенный ожил и вышел из могилы. После этого он присутствовал вместе с Иисусом на трапезе в Вифании. Считается, что в дальнейшем Лазарь стал епископом Китии (ныне Ларнака, Кипр). При императоре Льве VI в 901/902 году на месте древнего храма там была обнаружена гробница с надписью: «Лазарь четырехдневный и друг Христов». Изображ
Сотворение мира и образ Спасителя в иконе «Шестоднев»
Название иконы «Шестоднев» восходит к традиционному обозначению библейского сказания о первых шести днях творения и с существующей в православной богослужебной практике соответствия каждому дню недели определенного праздника или дня памяти святых. Подобные композиции, где соединяются сюжеты библейского Сотворения мира и седмичного Шестоднева, возникают с конца XVIII в. О содержании иконы «Шестоднев» на онлайн-экскурсии с выставки, проходящей в Музее имени Андрея Рублева до 2 июня, рассказывает научный сотрудник А.Е. Тарлыкова.
27 апреля в 14:30 - лекция «Иконография Страстной седмицы»
Страстная неделя – завершающий этап подготовки к празднованию Воскресения Христова. Во время этой предпасхальной недели особенным образом вспоминаются последние дни земной жизни. Они наполнены надеждой, скорбью и болью предательства Иуды в Великую среду, таинственным совершением первой Литургии – Тайной вечерей в Великий четверг, Распятием в Великую пятницу, тишиной Великой субботы. Все эти события нашли отражение в памятниках иконографии Византии и Древней Руси, составив законченный цикл повествования о последних днях земной жизни Спасителя. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Ру
Священномученик Антипа (I век) упоминается в Апокалипсисе как верный свидетель Христа (Откр 2, 13). Согласно его житию, проповедовавшего христианство Антипу языческие жрецы обвинили в том, что из-за него боги оставили Пергам. Правитель города потребовал, чтобы Антипа отрекся от своей веры, но безуспешно, после чего святого бросили в раскаленного медного быка, где тот скончался с молитвой на устах. В V веке над могилой священномученика возвели храм. Согласно источникам XI-XII столетий, при императоре Феодосии Великом (IV век) в Константинополь был перенесен медный бык, послуживший орудием казни святого. С IX века там существовал посвященный Антипе Пергамскому
XIV столетие было трудной эпохой в истории Руси. Шла постоянная борьба русских княжеств за выживание, и потому светлые образы христианского искусства имели огромное образовательное и просветительное значение. В последней трети XIV века Феофан Грек создает в Новгороде и в Москве замечательные произведения, которые в Новое время получили мировую известность. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева, декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков.
Праздник Похвалы Богоматери был установлен в 625 году в память спасения Константинополя от аваров и отмечается в субботу пятой недели Великого поста. На службе в этот день поется Акафист Богородице и Благодарственный канон Иосифа Песнописца. В основе иконографии лежит текст канона «Свыше пророцы тя предвозвестиша», в котором перечисляются ветхозаветные прообразы Богородицы. Смысл изображенного – прославление Богоматери, послужившей таинству предсказанного ветхозаветными пророками Боговоплощения. На иконах праздника изображается Богоматерь с Младенцем в окружении пророков со свитками с текстами пророчеств и прообразовательными символами в руках. На Руси эта иконография изве
18 апреля - международный день памятников и исторических мест.
Музей имени Андрея Рублева, единственный государственный музей древнерусского искусства, - это и архитектурный ансамбль Андроникова монастыря XV-XIX веков. Выдающийся памятник является уникальным местом в ландшафте Москвы. Музей внесен в список особо ценных объектов культурного наследия России.
Нет комментариев