БОГОМАТЕРЬ МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА
Первая половина XVIII века. Север
Дерево, темпера; 31,5 × 27 см
КП 1717
Иконографический тип Богоматери Млекопитательницы – один из древнейших в христианской изобразительной традиции, но получил распространение довольно поздно и встречается не часто. Популярностью он стал пользоваться в поствизантийской итало-критской иконописи, по-видимому, под воздействием западной традиции, где в средние века эти изображения были хорошо известны. Наиболее древний русский образ этого типа, написанный, по-видимому, во второй половине XV века с греческого оригинала, находился в Благовещенском соборе Московского Кремля и имел собственное название Богоматери Барловской или «Блаженное Чрево». Затем интерес к этому изводу проявился только в XVII веке и также под воздействием западной культуры. Сдерживающим фактором в распространении этой иконографии на Руси было, по-видимому, изображение обнаженной груди Богоматери, что не соответствовало традиционному целомудренному пониманию иконного образа. Более того, даже в XIX веке Священный Синод периодически запрещал изображать на иконах и особенно печатных листах обнаженную грудь Богородицы в образах Млекопитательницы.
Тем не менее, в полной мере соответствующие этой иконографии иконы Богоматери, кормящей Младенца грудью, имели достаточно широкое хождение с XVII столетия. В них нет единой композиционной схемы, но известны ее локальные варианты. Так на рубеже XVII-XVIII веков на русском севере сложился свой особый извод, известный как в прямом, так и обратном варианте, где Богородица предстает на фоне райского сада, с солнцем и луной по сторонам от нее. Именно к этому типу принадлежит икона из собрания Музея имени Андрея Рублева, написанная в типичной для севера энергичной манере, с форсированным рисунком и колористической гаммой, построенной на сочетании немногих, но интенсивных цветов без оттенков. художник стремился насытить икону орнаментом, в чем выражается характерная особенность народной художественной традиции.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев