Чтимая икона Богоматери Любечской представляла собой список с чудотворного Ченстоховского образа, как и ряд других украинских икон, прославившихся во второй половине XVII и в начале XVIII века — Новодворская, Руденская, Мохнатинская, Дубовичская. Согласно письменным источникам, она находилась в Софийском соборе Киева уже в 1647 году и фиксируется во всех соборных описях. Согласно же надписи, которая была на ее киоте, икону перенесли из города Любеча в Киев в 1653 году по инициативе киевского митрополита Сильвестра Косова. В 1701 году при митрополите Варлааме Ясинском список с нее передали в Любеч в новопостроенный собор Воскресенского монастыря, по преданию основанный уроженцем Любеча преподобным Антонием Печеским в XI веке.
В Киеве с конца XVII века издавались гравюры с изображением Любечского образа, который часто включался в сложные аллегорические композиции. Живописные реплики этих гравюр встречаются среди русских икон XVIII столетия. С начала XVIII веке изображение Любеческой святыни стали включать в иконы-своды чтимых богородичных образов. Небольшая икона из собрания музея была частью такой иконы-свода, распиленной в позднее время на отдельные клейма.
БОГОМАТЕРЬ ЛЮБЕЧСКАЯ Конец XVIII века Дерево, темпера; 10,4 × 7,3 см Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
Во все времена профессия врача пользовалась почетом и уважением. В христианском мире большим почитанием пользовались врачи-бессребреники, не бравшие платы за лечение. В лике святых прославлены целители – Пантелеимон, братья Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Сампсон Странноприимец и другие. Их изображали на иконах и стенах храмов, гравюрах и произведениях декоративно-прикладного искусства с медицинскими инструментами, напоминающими скальпели и стило (палочки), сосудами, ящичками с лекарствами, как на представленной иконе из собрания Музея имени Андрея Рублева.
Вознесение Господне относится к главным праздникам новозаветной истории. События Вознесения, совершившиеся на сороковой день после Пасхи, связаны с обетованием Христа о пришествии в мир Святого Духа, и установлением Христовой Церкви на Земле. Памятники с этим сюжетом известны с V века, что говорит об особой значимости праздника Вознесения Христова для христианского мира. О содержании праздника Вознесения, его литературных источниках, богословском осмыслении и развитии иконографии будет рассказано в предложенной лекции.
"Живопись нитью" - с 20 июня новая выставка в Музее имени Андрея Рублева!
Памятники средневекового лицевого шитья, созданные мастерицами несколько веков назад, относительно малочисленны – ввиду особенностей техники изготовления и материалов, а также из-за использования в богослужебном обиходе, они быстро становились ветхими и разрушались. Эти произведения требуют особых условий хранения, что делает их редкими экспонатами в музейных экспозициях. Открывающаяся 20 июня в Музее имени Андрея Рублева выставка "Живопись нитью" – первый за многие годы крупный проект, знакомящий с шедеврами лицевого шитья из фондов Музея имени Андрея Рублева, Музей Московской духовной академии "ЦАК" и частных колле
О Вознесении Господнем рассказывается в Евангелиях от Марка и Луки, а также в апостольских Деяниях. Христос неоднократно являлся своим ученикам после Воскресения, а на сороковой день поднялся с ними на Елеонскую гору и, пообещав, что в скором времени они станут свидетелями Сошествия Святого Духа, вознесся в облако. После этого апостолы увидели двух ангелов, предсказавших Второе Пришествие Христа.
Изображения Вознесения известны с глубокой древности. Обычно вместе с апостолами изображалась и Богоматерь, хотя она не упоминается в текстах, описывающих это событие.
Композиция иконы из собрания музея симметрична: вверху ангелы возносят восседающего на радуге Христа, внизу
Наш музей, Музей имени Андрея Рублева, является единственным государственным музеем отечественного искусства, в котором можно увидеть во всей полноте произведения русских иконописцев, живших 500, 600 и даже 700 лет назад! Разделите с нами чувство гордости за свою страну, в которой жили, творили, работали величайшие мастера своего дела.
Итоги X конкурса детского творчества «Путешествие в Древнюю Русь» подведены!
В конкурсе приняли участие 2013 детей от 4 до 16 лет! Жюри под председательством директора Музея имени Андрея Рублева М.Б. Миндлина определило 40 лауреатов и 12 номинантов. Итоги конкурса - на сайте музея
Лекция «Благая весть и Акафист Пресвятой Богородице: особенности иконографии Благовещения»
Среди древнерусских икон домонгольского времени известны и почитаются как чудотворные образы Благовещения Пресвятой Богородице, прежде всего – «Устюжское Благовещение», икона из новгородского княжеского Юрьева монастыря первой четверти XII века. Иконографические и стилистические особенности иконы отражают общую для всего изобразительного искусства Древней Руси любовь к молитве, слову, прежде всего к такому важному литургическому песнопению как Акафист Богоматери, а также стремление через образ приблизиться к истинному смыслу праздника. Читает заведующий научно-исследовательским отделом, кандидат искус
Глава Иоанна Предтечи – одна из наиболее почитаемых реликвий Христианского мира. В Сказании о ее обретениях, приписываемом византийскому агиографу Симеону Метафрасту, говорится, что после казни Иоанна Крестителя Иродиада закопала главу во дворце отдельно от тела. При императоре Константине (306-337) двое монахов, совершавших паломничество в Иерусалим, нашли реликвию и перевезли в город Эмесу, где арианин Евстафий вновь скрыл ее в земле. В правление императора Маркиана (450–457) архимандриту Эмесы во сне явился Иоанн Предтеча и указал место, где следовало искать реликвию и главу обрели второй раз, но со временем она вновь была закопана. Третье обретение состоял
23 мая/ 5 июня – день обретения мощей святителя Леонтия Ростовского (ум. не позднее 1077). В 1162 году князь Андрей Боголюбский на месте сгоревшей деревянной соборной церкви в Ростове возвел новый белокаменный Успенский храм. При копании рвов под фундамент было обнаружено нетленное тело святителя. По преданию, в его руках был список с именами поставленных им пресвитеров и диаконов. В новом соборе Леонтию Ростовскому был посвящен отдельный предел, в котором находился его каменный гроб. На рубеже XII–XIII веков ростовский епископ Иоанн I установил празднование святителю Леонтию на день обретения его мощей и написал канон святому. Приблизительно тогда же были создан
Наши музейные издания в шорт-листе конкурса «Лучшие книги года 2023»
Музей им. Андрея Рублева вошел в число номинантов общероссийского издательского конкурса «Лучшие книги года» Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ). Экспертный совет, в состав которого вошли представители крупнейших библиотек, творческих союзов, государственных и общественных профильных структур, членов Правления АСКИ, рассматривал заявки от издательств и ведущих российских музеев. В шорт-лист в номинации «Лучшее издание в области гуманитарного знания» был отобран IV том музейного каталога «Монументальная живопись XII-XIX веков» - академическая публикация более чем ста тридцати фрагментов настенных росписей.
Комментарии 9