Рецензия на сериал:
— Те наши сограждане, чьи патриотические чувства задела последняя экранизация романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», наверное, ещё не посмотрели сериал «Балет», снятый режиссёром Евгением Сангаджиевым. Иначе бы они сейчас негодовали. Может быть, даже сильнее, чем после ознакомления с картиной Михаила Локшина.
В фильме Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» многие критики не без труда различили сатирические намёки на сегодняшнюю Россию. Но лишь намёки. Что же касается ленты Евгения Сангаджиева, то это – немудрящий манифест воздыхателей по «прекрасной России будущего».
Семь серий жуётся жвачка о тяготах работы специалиста из свободного мира в интриганской постсоветской России. Параллельно случаются супружеские измены. Козыри создатели ленты приберегли для восьмой серии. В ней они решили облизать зрителя шершавым языком либерального русофобского плаката. Пронин проигрывает в войне интриг Корнееву и вынужден уволиться из театра. Его место занимает заведующая репертуарной часть Лариса Мухина (Елена Морозова), прозванная труппой Крысой. Постановку Руты Майерс отменяют. Американский хореограф покидает Россию. Вместо её спектакля в афише, конечно же, бессмертное произведение Петра Ильича Чайковского.
Те, кто должен был танцевать в постановке американки Майерс, замышляют бунт, а точнее – диверсию. Они хотят вырваться на сцену во время «Лебединого озера» и станцевать-таки балет Майерс. Специально для этого Илья Пронин просит назначить его на партию Принца: в последний раз перед отъездом в Стокгольм. Крыса-Лариса удовлетворяет его просьбу, но о замысле танцовщиков узнаёт куратор театра из ФСБ Николай Павлович (Юрий Ицков). Он тоже припас для артистов речь: «Цель воспитания строится на таких базовых вещах, как человек, семья, отечество, мир, культура, здоровье. Урок самоуправления вам изучать ещё рано. Звания, награды, достаток – всё это даёт вам государство. Не надо кусать руку дающего»… Его перебивает чернявый балагур: «Но у нас есть чувство собственного достоинства»… Николай Павлович спокойно продолжает нравоучение: «Вы кричите о чувстве собственного достоинства. Но это ложная идея – ставить личное впереди общественного. Тогда вам надо уезжать. Но там вы не нужны, а здесь нужны. Вот на этой земле. Вот о чувствах к ней вы должны кричать: о любви к Родине»… Упоминание о любви к Родине вызывает у танцовщиков саркастические улыбки, а балагур даже засмеялся: «Ха-ха – любовь к Родине!». И тут у Николая Павловича сдают нервы: он хлещет балагура по щекам, танцовщики же молча смотрят на то, как унижают их товарища.
Однако заговор удаётся. Илья Пронин выбегает полуголым на сцену, и это служит знаком другим подопечным Руты Майерс. Однако из затеи ничего бы не вышло, если бы её не поддержал бывший худрук, звукорежиссёр (который, по его словам, не захотел оставаться в истории мудаком) и осветители. Тем временем Рута Майерс сидит в пустом зале своего театра в Нью-Йорке и улыбается внутренней улыбкой.
Посыл создателей «Балета» прост, если не примитивен. Национальный театр – это Россия в миниатюре (образ России – если использовать язык школьного сочинения) . Её, как учил покойный Алексей Навальный (иностранный агент, включённый в список экстремистов), разъедают коррупция и своячничество; единственно, что может спасти страну от этих болезней, а заодно избавить её от патриархальной идеологии (в сериале это – классическое наследие, традиционный балет), это революция смелых. Исполнение явочным порядком телесного спектакля Майерс вместо «Лебединого озера» – ни что иное, как аллюзия на революцию. Правда, неизвестно, решился бы Илья Пронин на такой шаг, если бы его не пригласили для работы в Стокгольм. Что будет с другими участниками выходки? Они не слишком смелые. Они даже не заступились за своего балагурящего товарища, когда его хлестал по щекам сатрап режима. Революция удаётся тогда, когда ей по тем или иным причинам содействуют деятели старой системы. Танцовщики не исполнили бы балет Майерс, если бы их затею не одобрили осветители и звукорежиссёр.
Создатели «Балета» противопоставляют дряхлый патриархат с его приверженностью к традиции и молодость с её готовностью искать, найти и не сдаваться. Недаром в сериале спецслужбы представляет не какой-нибудь бравый товарищ майор, а очень пожилой Николай Павлович (я даже не хочу писать, на кого конкретно намекают создатели сериала – на того, кого в их тусовочке принято называть Дедом). Это он учит молодёжь, как надо Родину любить.
Полностью текст - на сайте "Родина на Неве": https://rodinananeve.ru/balet-figa-vytashhennaya-iz-karmana/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев