В петергофском Коттедже экспонируется картина, которую Николай I и его супруга должны были получить «в торжественной обстановке» от придворных художника и поэта в честь серебряной свадьбы. Но этого не случилось.
Выставка, организованная совместно Государственным Эрмитажем и Петергофским дворцово-парковым музеем-заповедником, называется «Дар» и приурочена к Году семьи, которым в России объявлен 2024-й.
Главным экспонатом небольшой экспозиции в Коттедже, расположенном в парке Александрия, стал хранящийся в Эрмитаже живописный образ Святого Георгия Победоносца, созданный придворным художником Николая I Евграфом Рейтерном «по наущению» его зятя — замечательного русского поэта Василия Жуковского.
Предполагалось, что по случаю празднования 25-летия свадьбы императора и его супруги картина «под аккомпанемент» специально написанного стихотворения «1-ое июля 1842» будет вручена монарху. Причём, судя по косвенным данным и оформлению в готическом стиле, именно в петергофском Коттедже, для которого, видимо, и была предназначена.
Отметим, что созданный несколько в стороне от парадных фонтанных затей Петергофа в парке Александрия Коттедж был летней «приватной» резиденцией Николая I, императрицы Александры Фёдоровны и их семерых детей. Здесь царская семья жила почти уединённо и всё в этом доме было устроено «согласно их личному вкусу и желаниям», «реализованы мечты, морально-этические и художественные идеи венценосных владельцев». Спроектировано здание и большинство его интерьеров в готическом стиле.
Специалисты Эрмитажа отмечают, что эта работа Рейтерна долгое время хранилась в фондах «никем не узнанная». Судя по всему, даже неизвестно, досталась ли она вообще Николаю I и его супруге, или же поступила в музей не среди императорских вещей, а откуда-то «со стороны».
«Нам удалось открыть удивительную историю его создания, выявить художника и вдохновителя, определить сам повод для создания этого произведения. Идея памятника, неоготический стиль, изображение покровителя императорской семьи, держащего в руках венки из белых роз и лавра, говорят нам о том, что образ был предназначен именно для интерьера Коттеджа. Но по разным обстоятельствам он сюда не попал. И сегодня мы восстанавливаем историческую справедливость и воплощаем задуманный Жуковским сценарий — показываем дар в своём первоначальном месте предназначения под стихи поэта, написанные специально к памятной дате», — сказала хранитель эрмитажной коллекции поздней русской иконописи Анна Иванникова.
Подробности - на сайте "Родина на Неве": https://rodinananeve.ru/kak-czar-ostalsya-bez-kartiny-napisannoj-levoj-rukoj/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев