Франц Данци был сыном мангеймского виолончелиста Инноценца Данци (итальянского происхождения) и Барбары Тоэски (сестры скрипача и композитора Карла Йозефа Тоэски[de]). Его старший брат Иоганн Баптист был скрипачом в мангеймском оркестре, младший Антон — певцом, а сестра Франческа (известна под фамилией мужа Лебрен) стала певицей и композитором.
Данци учился у отца игре на виолончели и клавире, пел в придворной капелле. В пятнадцать лет вступил в мангеймский оркестр. В том же году (1778) оркестр вместе с двором курфюрста Карла Теодора переехал в Мюнхен. Игравший первую виолончель Инноценц Данци отправился туда же, а Франц остался в Мангейме, в оркестре недавно созданного Народного театра. Он изучал композицию с аббатом Фоглером и ещё в Мангейме написал дуодраму«Клеопатра», зингшпиль «Азакия» и музыку к по меньшей мере восьми пьесам.
В 1784 году Данци заменил ушедшего на пенсию отца в качестве первого виолончелиста придворного оркестра в Мюнхене. Несмотря на неоднократно высказывавшееся им желание сочинять оперы, такую возможность он получил лишь в 1789 году (зингшпиль «Триумф верности»). В 1790 году женился на певице Маргарете Маршан, дочери Теобальда Маршана (первого директора мангеймского Народного театра), которой за несколько лет до этого давал частные уроки композиции. Они выступали в Гамбурге, Лейпциге, Венеции, Флоренции, два года провели с труппой Доменико Гвардасони в Праге, где Маргарета была примадонной.
В 1796 году пара вернулась в Мюнхен. В 1798 году состоялась премьера комической оперы «Полночный час» (за ней укрепилась репутация лучшей оперы Данци). После этого, 18 мая 1798 года, он был назначен заместителем капельмейстера (вице-капельмейстером) с обязанностью руководить исполнением немецких опер и духовной музыки.
В том же году (17 апреля) умер отец Данци, а через два года (11 июня 1800), после продолжительной болезни, — жена. В 1799 году (16 февраля) скончался курфюрст Карл Теодор. Его преемник Максимилиан Иосиф имел меньше интереса к немецкой опере и существенно ограничил театральные затраты. Данци не ладил со вновь назначенным начальством: директором Жозефом Бабо и капельмейстером Петером Винтером. В 1807 году наконец была поставлена его серьёзная опера «Ифигения в Авлиде», но премьера не была должным образом подготовлена, и опера шла всего два раза.
В октябре 1807 года король Вюртемберга Фридрих I предложил Данци стать капельмейстером в Штутгарте (место, которое занимал четырьмя годами ранее Иоганн Рудольф Цумштег). Там он познакомился с молодым Вебером, работавшим над «Сильваной». В 1811 году король учредил музыкальный институт и назначил Данци его директором, с тем чтобы он преподавал композицию и руководил обучением игре на духовых инструментах. В Штутгарте у Данци совершенно не оставалось времени на собственные сочинения: за пять лет он поставил лишь одну мелодраму («Дидона») и один зингшпиль («Камилла и Евгений»); других произведений появилось также немного.
В 1812 году он уехал из Штутгарта и стал капельмейстером в Карлсруэ. Доставшаяся ему в управление Баденская придворная капелла была слабым оркестром, и он прикладывал большие усилия, чтобы улучшить её игру. Данци продолжал активно переписываться с Вебером до самой смерти и ставил его оперы вскоре после их премьеры. Ни одна из его собственных опер, написанных в этот период, не имела большого успеха, зато в последнее десятилетие он нашёл удачного издателя своих сочинений для камерных ансамблей в лице Иоганна Антона Андре, для которого написал многое из того, на чём держится сегодня его известность (в том числе девять духовых квинтетов P. 277, 281 и 282).
Данци умер в апреле 1826 года. В мае умер его коллега вице-капельмейстер Фридрих Эрнст Феска, а в начале июня в Лондоне скончался Вебер.
#ФранцДанци#др1120июня
Нет комментариев