Поль Элюар – 130 лет со дня рождения
14 декабря 1895 в коммуне Сен-Дени, что в 9 км к северу от центра Парижа, родился Эжен Эмиль Поль Грендель, более известный под псевдонимом Поль Элюар – великий французский поэт – дадаист, сюрреалист, троцкист (в разные годы и на некоторое время), коммунист (до конца жизни), «гражданский лирик» и, безусловно, мало кем превзойденный в 20 веке лирик любовный, человек честный и смелый (не только в стихах, но и в поступках).
«<…> Бросается в глаза даже не столько его редкая одаренность, сколько умение, мужая и меняясь, быть верным самому себе, своему призванию, рано осознанному долгу на земле <…>»,
– писал о Поле Элюаре в предисловии к сборнику стихов Элюара один из крупнейших специалистов по французской поэзии 19-20 веков, автор книги «…К горизонту всех людей: Путь Поля Элюара», литературовед Самарий Великовский .
Первая авторская, набранная на ротаторе, тетрадка стихов Элюара так и называется – «Долг» (Le devoir, 1916). Расширенная и уже типографская – «Долг и тревога» (Le devoir et Vinquietude, 1917).
Поспим до утра. Распустим ремни.
Наше дело такое.
Хоть жалко ребят,
Что ночь напролет с винтовкой стоят, –
Так ведь днем отоспались они!
До утра, старина, по дороге ночной
Никто не пройдет, и шиповник утонет
В темноте, и к окопам протянет ладони,
Окропленные желтой луной,
И шипами солдата не тронет.
Ну что ж, старина, ложиться пора.
Вино надоело, обрыдла игра.
Скинем винтовки, ремни расстегнем
Да развернем-ка с тобой до утра
Одеяла, набитые злющим зверьем.
(пер. М. Ваксмахера)
С юности мучимый туберкулезом, Элюар провел годы Первой мировой войны в тылу, что его угнетало и наполняло еще большей горечью стихи первых двух сборников. Он был санитаром в госпитале, а короткая отправка на фронт, которой Элюару все же удалось добиться в 1917, обернулась сильнейшим бронхитом и высылкой назад.
(Как это ни странно и страшно звучит, чахотка «нашла» Элюару первую супругу: с Еленой Дьяконовой – Gala – будущей женой, музой и моделью Сальвадора Дали – он познакомился в лечебном санатории в Швейцарии, еще до войны, и прожил в браке с 1917 по 1929; в 1918 у них родилась дочь Сесиль, прожившая до 2016; Gala посвящен сборник Элюара «Любовь Поэзия».)
Но хотя Элюар и «мальчишески» рвался в бой, от войны он «устал», что отразилось в «Стихах для мира» (Poemes pour la paix, 1918). И эта опустошенность войной не могла не связать его, на какое-то время, с дадаистами – с их нигилистической реакцией на ужасы Первой мировой, «культурным» обессмысливанием и без того бессмысленной «мясорубки» с кучей жертв, ну и, конечно, «местью» всей предшествующей буржуазной культуре.
«Впрочем, среди близких ему “дада”-разрушителей Элюара уже тогда выделяла отчетливая склонность поскорее перейти от звонких пощечин обывателю, какими они часто и охотно тешились, к вдумчивой экспериментальной работе»,
– пишет Самарий Великовский.
Эта элюаровская установка на «вдумчивую экспериментальную работу» со словом не вполне уживалась с установками сюрреалистов на высвобождение подсознательного и так называемое «автоматическое письмо». Хотя долгие годы Элюар был одной из «визитных карточек» сюрреализма.
Разводя, как писал Великовский, на «разной почве» свой «жизнетворный костер» «созидания и дружеских уз», Элюар не боялся заступать за «общую линию»: и когда поддержал, будучи во Французской коммунистической партии, сторонников Троцкого (за что был изгнан из ФКП в 1933), и когда не поддержал в 1938 манифестный союз основоположника сюрреализма Андре Бретона со Львом Троцким (что повлекло за собой разрыв Элюара и с троцкизмом, и с сюрреализмом – с которым Элюар, надо сказать, разошелся не только политически).
Падение Франции в 1940 «разбудило» в Элюаре «гражданского лирика» и одновременно «столкнуло» его с подпольщиками-сопротивленцами. Элюар был уже к тому времени женат на Марии Бенц (Нуш) – танцовщице, модели (позировавшей Ман Рэю, Доре Маар, Пабло Пикассо), ставшей соратницей Элюара по Сопротивлению, – то есть угроза расправы висела уже над ними двоими. А в 1942 Элюар еще и демонстративно вновь вступил в Коммунистическую партию.
В 1946 Нуш (ей посвящен сборник Элюара «Легкая») скоропостижно умерла на улице в возрасте 40 лет. Последней спутницей Элюара стала Доминик Лемор – с ней Поль Элюар познакомился в Мехико на конференции сторонников мира. В 1951 они поженились. Элюар посвятил супруге сборник «Феникс», а в 1952 – скончался от сердечного приступа у себя дома в Шарантон-ле-Пон (город и коммуна южнее Парижа). Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез (на том же кладбище покоится и Нуш).
Лауреат Международной премии мира (1952).
К произведениям Элюара писали музыку Ф. Пуленк, А. Соге, Л. Ноно, К. Саариахо, А. Волконский, Александр Градский, Витаутас Баркаускас.
В 1952 композитор, клавесинист, органист Андрей Волконский (впоследствии основатель Ансамбля солистов «Мадригал», одного из авторитетнейших коллективов, специализирующегося на музыке добаховского периода) написал на стихи Поля Элюара кантату «Образ Мира».
https://youtu.be/eKxbpaYO22U?si=QqBDHEPGFsd6GnAj«Образ мира», кантата для хора, оркестра, меццо-сопрано соло и органа (слова Поля Элюара в пер. Андрея Волконского)
1. Прелюдия памяти Элюара
2. Ария
3. Марш
4. Апофеоз
Ольга Тезелашвили, меццо-сопрано
Леонид Ройзман, орган
Хор и симфонический оркестр МГК
Михаил Тэриан, дирижер