Обсуждаемые темы

Музыкальная классика
последний комментарий вчера в 07:30
  • Класс!11
Музыкальная классика
последний комментарий 22 декабря в 12:56
  • Класс!14
Музыкальная классика
последний комментарий 21 декабря в 20:21

13 декабря – день рождения Валерия Брюсова.

Этот выдающийся поэт Серебряного века отличался глубокой эрудицией и плодовитостью. Писать он начал рано – комедия «Лягушка» создана им уже в четырехлетнем возрасте. Темы его произведений – разнообразные. Когда-то Брюсов признался:
«Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня».
Он был трудоголиком.
Брюсов знал много иностранных языков и успешно переводил французскую (Верлена и Малларме) и английскую (Байрона а Уайлда) поэзию на русский язык. Кроме того, он переводил армянскую, финскую и латышскую поэзию, произведения Данте, Эдгара По, Мориса Метерлинка, а также поэму "Энеиду" Вергилия. Он был великолепным знатоком римской поэзии, текстов Пушкина, Тютчева и Гоголя.
В жанре фантастики очень популярным стал роман «Гора Звезды», в котором рассказывается о том, что в XIII веке нашей эры на Землю прибыли марсиане и создали в Центральной Африке свое замкнутое государство.
В сборнике Брюсова «Земная ось» (1907), выпущенном издательством «Скорпион», есть фантастическая драма «Земля», в которой человечество гибнет в результате экологической катастрофы.
В рассказе «Ночное путешествие» (1913) герой вместе с дьяволом отправляется в путешествие на одну из планет в созвездии Ориона. Последним строго научно-фантастическим произведением Брюсова является повесть о полете людей на Марс. В 1916 году Брюсов читал в народном университете лекции об Атлантиде. В его архиве сохранились многочисленные неопубликованные рукописи и заметки об этом легендарном континенте. Сумбурной и двойственной была его жизнь в непростое время. Он пытался поклоняться Богу и кумирам, совмещать несовместимое.
Я много лгал и лицемерил,
И много сотворил я зла,
Но мне за то, что много верил,
Мои отпустятся дела.
Я дорожил минутой каждой,
И каждый час мой был порыв.
Всю жизнь я жил великой жаждой,
Ее в пути не утолив.
На каждый зов готов ответить,
И, открывая душу всем,
Не мог я в мире друга встретить
И для людей остался нем.
Любви я ждал, но не изведал
Ее в бездонной полноте, –
Я сердце холодности предал,
Я изменял своей мечте!
Тех обманул я, тех обидел,
Тех погубил, – пусть вопиют!
Но я искал – и это видел
Тот, Кто один мне – правый суд!
Валерий Брюсов
13 декабря – день рождения Валерия Брюсова. - 5391657110315
13 декабря – день рождения Валерия Брюсова. - 5391657110315
  • Класс!8
Музыкальная классика
последний комментарий 21 декабря в 17:39
  • Класс!18
Музыкальная классика
последний комментарий 21 декабря в 17:20
  • Класс!23
Музыкальная классика
последний комментарий 21 декабря в 09:36
  • Класс!2
Музыкальная классика
последний комментарий 21 декабря в 09:33
  • Класс!15
Музыкальная классика
последний комментарий 20 декабря в 23:07

Поль Элюар – 130 лет со дня рождения

14 декабря 1895 в коммуне Сен-Дени, что в 9 км к северу от центра Парижа, родился Эжен Эмиль Поль Грендель, более известный под псевдонимом Поль Элюар – великий французский поэт – дадаист, сюрреалист, троцкист (в разные годы и на некоторое время), коммунист (до конца жизни), «гражданский лирик» и, безусловно, мало кем превзойденный в 20 веке лирик любовный, человек честный и смелый (не только в стихах, но и в поступках).
«<…> Бросается в глаза даже не столько его редкая одаренность, сколько умение, мужая и меняясь, быть верным самому себе, своему призванию, рано осознанному долгу на земле <…>»,
– писал о Поле Элюаре в предисловии к сборнику стихов Элюара один из крупнейших специалистов по французской поэзии 19-20 веков, автор книги «…К горизонту всех людей: Путь Поля Элюара», литературовед Самарий Великовский .
Первая авторская, набранная на ротаторе, тетрадка стихов Элюара так и называется – «Долг» (Le devoir, 1916). Расширенная и уже типографская – «Долг и тревога» (Le devoir et Vinquietude, 1917).
Поспим до утра. Распустим ремни.
Наше дело такое.
Хоть жалко ребят,
Что ночь напролет с винтовкой стоят, –
Так ведь днем отоспались они!
До утра, старина, по дороге ночной
Никто не пройдет, и шиповник утонет
В темноте, и к окопам протянет ладони,
Окропленные желтой луной,
И шипами солдата не тронет.
Ну что ж, старина, ложиться пора.
Вино надоело, обрыдла игра.
Скинем винтовки, ремни расстегнем
Да развернем-ка с тобой до утра
Одеяла, набитые злющим зверьем.
(пер. М. Ваксмахера)
С юности мучимый туберкулезом, Элюар провел годы Первой мировой войны в тылу, что его угнетало и наполняло еще большей горечью стихи первых двух сборников. Он был санитаром в госпитале, а короткая отправка на фронт, которой Элюару все же удалось добиться в 1917, обернулась сильнейшим бронхитом и высылкой назад.
(Как это ни странно и страшно звучит, чахотка «нашла» Элюару первую супругу: с Еленой Дьяконовой – Gala – будущей женой, музой и моделью Сальвадора Дали – он познакомился в лечебном санатории в Швейцарии, еще до войны, и прожил в браке с 1917 по 1929; в 1918 у них родилась дочь Сесиль, прожившая до 2016; Gala посвящен сборник Элюара «Любовь Поэзия».)
Но хотя Элюар и «мальчишески» рвался в бой, от войны он «устал», что отразилось в «Стихах для мира» (Poemes pour la paix, 1918). И эта опустошенность войной не могла не связать его, на какое-то время, с дадаистами – с их нигилистической реакцией на ужасы Первой мировой, «культурным» обессмысливанием и без того бессмысленной «мясорубки» с кучей жертв, ну и, конечно, «местью» всей предшествующей буржуазной культуре.
«Впрочем, среди близких ему “дада”-разрушителей Элюара уже тогда выделяла отчетливая склонность поскорее перейти от звонких пощечин обывателю, какими они часто и охотно тешились, к вдумчивой экспериментальной работе»,
– пишет Самарий Великовский.
Эта элюаровская установка на «вдумчивую экспериментальную работу» со словом не вполне уживалась с установками сюрреалистов на высвобождение подсознательного и так называемое «автоматическое письмо». Хотя долгие годы Элюар был одной из «визитных карточек» сюрреализма.
Разводя, как писал Великовский, на «разной почве» свой «жизнетворный костер» «созидания и дружеских уз», Элюар не боялся заступать за «общую линию»: и когда поддержал, будучи во Французской коммунистической партии, сторонников Троцкого (за что был изгнан из ФКП в 1933), и когда не поддержал в 1938 манифестный союз основоположника сюрреализма Андре Бретона со Львом Троцким (что повлекло за собой разрыв Элюара и с троцкизмом, и с сюрреализмом – с которым Элюар, надо сказать, разошелся не только политически).
Падение Франции в 1940 «разбудило» в Элюаре «гражданского лирика» и одновременно «столкнуло» его с подпольщиками-сопротивленцами. Элюар был уже к тому времени женат на Марии Бенц (Нуш) – танцовщице, модели (позировавшей Ман Рэю, Доре Маар, Пабло Пикассо), ставшей соратницей Элюара по Сопротивлению, – то есть угроза расправы висела уже над ними двоими. А в 1942 Элюар еще и демонстративно вновь вступил в Коммунистическую партию.
В 1946 Нуш (ей посвящен сборник Элюара «Легкая») скоропостижно умерла на улице в возрасте 40 лет. Последней спутницей Элюара стала Доминик Лемор – с ней Поль Элюар познакомился в Мехико на конференции сторонников мира. В 1951 они поженились. Элюар посвятил супруге сборник «Феникс», а в 1952 – скончался от сердечного приступа у себя дома в Шарантон-ле-Пон (город и коммуна южнее Парижа). Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез (на том же кладбище покоится и Нуш).
Лауреат Международной премии мира (1952).
К произведениям Элюара писали музыку Ф. Пуленк, А. Соге, Л. Ноно, К. Саариахо, А. Волконский, Александр Градский, Витаутас Баркаускас.
В 1952 композитор, клавесинист, органист Андрей Волконский (впоследствии основатель Ансамбля солистов «Мадригал», одного из авторитетнейших коллективов, специализирующегося на музыке добаховского периода) написал на стихи Поля Элюара кантату «Образ Мира».
https://youtu.be/eKxbpaYO22U?si=QqBDHEPGFsd6GnAj
«Образ мира», кантата для хора, оркестра, меццо-сопрано соло и органа (слова Поля Элюара в пер. Андрея Волконского)
1. Прелюдия памяти Элюара
2. Ария
3. Марш
4. Апофеоз
Ольга Тезелашвили, меццо-сопрано
Леонид Ройзман, орган
Хор и симфонический оркестр МГК
Михаил Тэриан, дирижер
17:54
  • Класс!7
Музыкальная классика
последний комментарий 19 декабря в 19:00
  • Класс!8
Алексей Ладыгин
последний комментарий 19 декабря в 18:44
28:20
  • Класс!14
Показать ещё