С. Блиев М. М.
Христианство в Алании. Первое знакомство алан с христианством церковная история связывает с именем одного из ближайших учеников Христа — святого апостола Андрея Первозванного. В середине I в. он посетил аланский город Фуст и проповедовал в стране алан учение Христа. Известно также, что христианство принимали аланы, жившие при дворе византийских императоров, армянских царей и даже арабских халифов. Христианами стали многие аланы, попавшие в Западную Европу в эпоху Великого переселения народов.
Начало широкого распространения христианства в Алании относится к VII в. Средневековый арабский ученый Масуди писал, что с VII в. среди аланских царей были христиане. В то время в Алании уже существовал монастырь и жил «христолюбивый патриций и правитель» Григорий — об этом упоминается в византийских документах.
На рубеже VIII-IX вв. аланские цари сделали свой окончательный выбор. Принятие ими христианства означало упрочение политического союза и культурных связей с Византией. В первом десятилетии X в. была создана Аланская епархия, началась государственная христианизация населения. Алания приняла православное христианство, являющееся восточной ветвью этой мировой религии. Аланская епархия относилась к Константинопольской патриархии. Глава епархии, назначаемый патриархом, со второй половины X в. имел сан митрополита (самый высокий сан после главы церкви — патриарха). Центр Аланской епархии находился в Нижнем Архызе, в период феодальной раздробленности кафедра аланских митрополитов размещалась за пределами страны. Последнее известное упоминание Аланской епархии относится к 1590 г.
Принятие христианства включило Аланию в сферу влияния восточ-нохристианской (византийской) цивилизации вместе с Абхазией, Страной адыгов, Грузией, Русью и более отдаленными странами. Уважение к христианской религии и ее символам было в Алании очень велико. По словам венгерского монаха Юлиана, побывавшего у алан в период анархии и междоусобиц, «достаточно укрепить изображение креста на конце шеста с хоругвию и, подняв его, нести; это позволяет им во всякое время идти в полной безопасности». Христианские монастыри и храмы стали центрами грамотности. Представители высшей аланской знати могли продолжать образование в Византии. В XI в. известна аланская царевна Ирина, с юности жившая в Константинополе. Сама отличаясь высокой образованностью, она покровительствовала поэтам и ученым.
В числе святых мучеников христианской церкви известно несколько десятков алан. Например, семнадцать вельмож во главе с Баракадрои (в крещении Сукиас) перешли в христианство в Армении в начале новой эры и приняли казнь за отступничество от веры предков. В XII в. жил Святой Христодул-Философ, побеждавший врагов христианства в духовных спорах. В начале XIV в. в Сирии за несгибаемую веру в Христа был казнен Святой Николай Туальский, происходивший из селения Цай в верховьях Большой Лиахвы.
Письменность. Аланы неоднократно упоминаются в числе «письменных» народов. В V-VI вв. сведения об аланской письменности появляются в трудах сирийских ученых. В IX в. создатель славянского письма Константин-Философ (в монашестве Кирилл) называет алан среди народов, «имеющих письменность и славящих Бога на своем родном языке». Эти слова означают, что церковная служба проходила на аланском языке и делались переводы христианской богослужебной литературы. Константин был выдающимся греческим ученым и перед созданием славянского алфавита долго изучал системы письма, существовавшие в его время. В XIII в. французский монах Гильом де Рубрук нашел у алан «греческие письмена».
Мамиев М. Э. Исторические источники о православии XII в. в средневековой Алании.
Интересная информация содержится в панегирике византийского богослова и писателя XII в. Никифора Василаки, составленном в честь императора Иоанна II Комнина и его приверженцев. Одним из них был Адриан Комнин, Патриарх Болгарии, племянник Исаака I (1057-1059 гг.) и брат Алексея l (1081-1118 гг.). Мать Адриана Ирина принадлежала к аланскому царскому дому. В части, посвященной царевне Ирине, читаем:«…что может заслуживать большего восхищения, величие ее народа или знатность ее происхождения? Ее народ-аланы; мать (Адриана) их царица; и как подобает аланам, древнего богатства. Там, у подножия высокого Кавказа, пасутся стада многих племен этого великого народа, который я бы назвал паствой Христовой, цветом скифов и первым плодом Кавказа. Они самый воинственный народ среди кавказцев; если ты посмотришь на их множество, то найдешь отвагу, которой нет нигде более; если ты заметишь их доблесть в бою, то ни во что поставишь мириад врагов. Ибо иные народы выделяются множеством своих сил, а другие храбростью и воинским умением, но этот победил их всех и служит только Христу. Ибо они были пленены Его всесвятыми словами и ныне славятся среди нас соблюдением обрядов и своим христианством, и рады называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан» [Алемань 2003:304-305].
Жанр произведения обязывал автора к некоторому приукрашиванию действительности. Однако приведем для сравнения отрывок из другого, грузинского, панегирика – «История и восхваление венценосцев», составленного в начале XIII в. В части, посвященной браку будущего царя Грузии Георгия III и дочери аланского царя Худдана Бурдухан (первая половина XIII в.), написано следующее:«В период своего царствования отец (Дмитрий I, 1125-1156 гг.) привел Георгию в жены дочь царя Худдана по имени Бурдухан, равную своему солнцеликому и львоподобному мужу. Сама она по красоте была солнцем солнц. (…) Имея в виду ее преданность Христу, я боюсь и стесняюсь искать подобный ей образ среди женщин, бывших предметом любовного преклонения в этом мире…» [Гаглойти 1993/2:121].
Даже учитывая жанровые преувеличения, нельзя не заметить, что общая информация этих независимых друг от друга источников полностью совпадает. Их представление о религиозной ситуации в стране и, в частности, внутри царского дома Алании подтверждается и предшествующей историей правящей династии. Например, в XI в. в период расцвета Аланской державы ею правили православные монархи – Урдур, Дорголел (Гавриил), Росмик (Андрей) [Малахов 1995:376-378; Биазарти 1998].
Для большей полноты картины процитируем еще одно свидетельство, относящееся, правда, к более позднему периоду-второй половине XIII в. Речь идет о грузинской хронике «Памятник эриставов», составленной в начале XV в.:«В жены Шалва (ксанский эристав.- M.M.) привел дочь царя овсов, по имени Ширди, которая возвеличила достоинство этого (Ларгвисского) монастыря и ввела для церковной службы различную утварь: золотые и серебряные чаши, подносы, лампаду и все другие украшения, оковала образа и украсила икону Богоматери святыми мощами и различными украшениями» [Гаглойти 1995/1:172].
Автор хроники не дает восторженной характеристики аланской царевны, ограничиваясь описанием ее практической деятельности, вполне отражающей религиозное состояние аланского правящего дома.
Из книги Ф. Х. Гутнова «Скифы и аланы»
Святой Гоар. Один из аланских персонажей, деятельность которых оставила значительный след в культуре народов Западной Европы. Эта тема уже поднималась в отечественной и зарубежной историографии. Если говорить о наследии, оставленном аланами в Европе, то в первую очередь следует отметить их влияние на развитие военного искусства и облика аристократии. Определенный след оставили они в художественном ремесле, литературе и религии.
Среди трех алан, канонизированных католической церковью, особое место занимает святой Гоар (названный родителями в честь знаменитого аланского полководца), живший в келье у слияния Лохбаха и Рейна. Благочестивая репутация Гоара привлекала в его келью многочисленных пилигримов. Гоар, по традиции своего народа, давал всем посещавшим его приют и пищу. К ужасу духовного руководства Гоар весьма обильно питался с гостями. За это он даже предстал перед епископским судом, т. к. отшельники не имели права притрагиваться к еде раньше полудня, а иногда и до захода солнца. Защищая себя перед судом, Гоар заявил, что, во-первых, святость Бога основывается не на материальных вещах, таких как еда, а на праведном мире и радости духа. Во-вторых, что он считал не менее важным, — любой человек обязан оказывать гостеприимство всем, кто его посещает. По словам Гоара, с его стороны было бы крайне неэтично не участвовать в трапезах вместе с гостями. Это отражение хорошо известного обычая алан. Популярность Гоара была настолько велика, что, несмотря на состоявшийся суд, руководство католической церкви вынуждено было занести его в ранг святых. Впоследствии в Германии в 30 км от Кобленца на левом берегу Рейна возник городок Санкт-Гоар, а напротив на правом берегу — Санкт-Гоархаузен. Интересно следующее обстоятельство: немцы отмечают праздник св.Гоара неделю — начиная с 3-го воскресенья ноября, т.е. в те сроки, когда осетины (потомки алан) отмечают Джиоргуба — праздник св. Георгия.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1