Е. ДЗЕРАНОВ
канд. философских наук, старший
науч. сотрудник ФГБУН "СОИГСИ
им. В. И. Абаева ВНЦ РАН"
ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ОСЕТИИ
В течение XX века народы России были дважды вовлечены в мощные социальные процессы, потрясшие основы общества и радикально изменившие его социальные институты. Эти катаклизмы наиболее остро и болезненно проходили в духовной сфере, следствием чего была потеря части накопленного нашими народами культурного наследия.
В настоящее время мы являемся участниками новых социально-культурных процессов, происходящих в нашем обществе. Прежде всего это связано с возрождением в стране религиозно-духовных ценностей, которые отвергались атеистической властью в советский период. В то же время в Осетии предпринимаются попытки противопоставить вос-станавливающему свои позиции православному христианству составленную из осколков древней «традиционной» религии осетин и других религиозных систем новую «национальную религию». При этом ставятся под сомнение положительное влияния на духовную культуру осетин православия, имеющего в Осетии более чем тысячелетнюю историю.
Успех дальнейшего развития духовной культуры нашего общества во многом зависит от готовности воспринять и развивать культурные традиции народов России. Обращение к историческому опыту предыдущих поколений, изучение процессов и достижений в духовной сфере, в том числе просветительской деятельности Русской Православной Церкви, могут стать импульсом прогресса нашего меняющегося общества. Просветительская деятельность Церкви является частью мощного общественно-философского движения Просвещения, ставшего существенным фактором духовного развития народов России в XVIII-XIX веках.
В исследованиях русского Просвещения авторов советского периода речь, как правило, идет о небольшой радикальной («революционной») части движения — «вольтерианцах» (Радищев, Новиков, декабристы и др.). В данной работе мы остановимся на такой самобытной форме российского Просвещения, как «христианское Просвещение», сыгравшее значительную роль в истории культуры Осетии.
Своеобразие пути развития России определило значение религиозного фактора в начальный период формирования российского Просвещения. Но религиозный фактор играл заметную роль в российском Просвещении на всех этапах его развития, вплоть до Октябрьской революции. Присоединение к России является решающим фактором, определившим пути развития Осетии в Новое время. Просвещение в Осетии являлось частью российского движения, для него характерны общероссийские и региональные особенности.
Расцвет раннего русского Просвещения происходит при Екатерине II, которая поддержала инициативу православных миссионеров из Осетинской духовной комиссии, предложивших брать на обучение детей осетинских «старшин» и дать им христианское воспитание. Христианское просвещение горцев по замыслу императрицы должно было подготовить их к принятию российского подданства: «Нет лучшего способа по обстоятельствам осетинцев и ингушцев учинить их прямыми христианами, к здешней стороне приверженными, как про-свещением из них молодых людей».
Осетинская духовная комиссия, с деятельности которой начинается процесс присоединения Осетии к России, стала центром христианского просвещения осетин. При ней была создана миссионерская школа — первое российское учебное заведение в Северной Осетии. Указ об открытии «для осетинских и ингушских и прочих горских народов детей школы» был принят в 1764 году, и с 1765 года школа начала действовать в крепости Моздок. Для нужд школы под руководством архимандрита Гая (Гайоза) осетинский священник Павел Генцауров перевел с русского на осетинский язык краткий катехизис «Начальное учение человекам, хотящим учится книг божественного писания». Книга с параллельными русским и осетинским текстами была напечатана старославянской кириллицей в синодальной типографии в 1798 году. Она была первой печатной осетинской книгой.
Но вправе ли мы отнести «христианское просвещение» к движению Просвещения? Русские просветители XVIII в. высказывали, по сути, те же идеи, что и деятели западного Просвещения. Для русских просветителей, как и для европейских, была характерна вера в силу человеческого Разума, в возможность организации общества и государства на разумных началах, создания справедливых законов, отвечающих требованиям высокой нравственности и интересам народа. Огромное значение придавалось образованию и нравственному воспитанию человека. Результаты деятельности Русской Православной Церкви в Осетии в сфере народного образования были столь очевидными, что это признавали даже антиклерикально настроенные советские исследователи. В сфере образования нет основания противопоставлять «христианское просвещение» движению Просвещения.
Но главной целью христианского просвещения в Осетии было не только, а точнее не столько обучение осетин, а миссионерство — обращение в Православие «пребывающих в невежестве оязычевшихся» христиан-осетин. По сложившимся в советский период представлениям, это противоречит антиклерикальному по своей сути Просвещению.
Как известно, в России в XVIII—XIX вв. задача нравственного воспитания народа была возложена на церковь. Невозможно переоценить роль Православной Церкви в духовно-нравственном становлении личности и в последующие периоды.
Одной из задач, стоявшей перед миссионерами — «вырвать народ из невежества», или привить ему основы христианской нравственности, в условиях Осетии, в период перехода от традиционного общества к цивилизации, сопровождавшейся ломкой старой системы нравственных ценностей. Это сопоставимо с выдвинутой идеологами Просвещения задачами по формированию нового «просвещенного» человека, нравственные ценности которого сформировались в христианской среде.
Велика роль Православной Церкви в распространении среди народа новой христианской нравственности. Проблемой перехода алан от архаичных «языческих» норм нравственности к цивилизованным христианским занимались еще византийские миссионеры. В новое время православные священнослужители Осетии отдавали много сил борьбе с такими «вредными пережитками» народа, как кровная месть, умыкание невест, разорительные поминки и др. Большое внимание нравственному воспитанию уделялось в церковных учебных заведениях. Со временем многие нормы христианской нравственности были усвоены осетинами всех вероисповеданий настолько глубоко, что воспринимаются ими как исконно национальные.
Признанная советской исторической наукой дилемма о связи церкви и реакции в России обосновывалась отдельными фактами из отечественной истории («черные сотни» в период революции 1905 года, отрицательное отношение иерархов РПЦ к революционерам-«нигилистам»). Но история свидетельствует о противоположном. В Осетии в периоды реакции происходило забвение или ослабление дела христианского просвещения и как следствие — утрата церковью завоеванных ранее позиций. Так, в ходе проводимых после смерти Екатерины II контрреформ Павла I, дело христианского просвещения Осетии фактически прерывается. В 1797 г. была закрыта Моздокская осетинская школа, до 1815 г. свертывается деятельность Осетинской духовной комиссии.
Просветительская деятельность церкви подверглась испытаниям в период Кавказской войны. Стратегически важное положение Северной Осетии, успехи миссионерской деятельности РПЦ, сохранение осетинами верности России, в ходе принявшей форму газавата Кавказской войны, побуждали кавказские власти воздерживаться от применения здесь силы, используя испытанные методы «христианского просвещения» осетин. В течение первой половины XIX столетия сеть приходских школ в Северной Осетии продолжала расти, опережая появление светских учебных заведений.
Серьезное внимание уделялось подготовке образованных священнослужителей из среды коренных жителей, ставших опорой «христианского просвещения» Осетии. В 1836 г. открылось специальное духовное училище во Владикавказе. Оно должно было готовить священников для приходов Осетии, которые смогли бы стать и учителями в духовных училищах и приходских школах, создаваемых при приходских церквах. Училище просуществовало до 1863 г.
Несмотря на короткое время существования, Владикавказское духовное училище сыграло видную роль в развитии культуры осетинского народа. Его выпускники стали активными участниками просвещения своего народа и распространения в его среде достижений русской культуры. Среди них были такие деятели осетинской культуры и народного просвещения, как А. Колиев, В. Цораев, А. Гассиев, Г. Кантемиров и др. Не меньшую роль в развитии национальной культуры сыграли выпускники открытой в 1895 г. в с. Ардон духовной семинарии.
Новый этап «христианского просвещения» Осетии начинается в период преобразований России при Александре II. Важными мерами на этом этапе было создание Владикавказской епархии (1857) и «Общества по восстановлению православного христианства на Кавказе» (1860). Перед Обществом ставилась цель - направить силы и средства на восстановление православного христианства среди народов Кавказа, используя то, что православная вера содействовала единству России, имела свойства объединения, могла «просвещением разума сделать мирных и верных граждан из вооружённых врагов церкви и Российской державы».
Основной задачей Общества было распространение и укрепление православия на Кавказе.
Для ее реализации Общество участвовало в сооружении и содержании церквей, подготовке священнослужителей из местного населения. Большое внимание уделялось просветительской деятельности — открытие при церквах школ для детей горцев, создание особых классов при семинариях и других духовных учебных заведениях, составление письменности для горских народов, перевод на местные языки священного писания и богослужебной литературы. В 1866 г. «Обществом восстановления православного христианства на Кавказе» с целью «...внести просвещение в среду осетин и сделать их истинными христианами» была взята на содержание созданная А. Колиевым Ольгинская школа для осетинских девиц—первое женское учебное заведение.
Говоря о роли церкви в создании системы образования — основы Просвещения, необходимо отметить, что именно в системе духовных учебных заведений впервые было введено обучение на родном языке. Начиная со второй половины XIX в., в Поволжье в миссионерских школах стали использовать систему педагога и миссионера Н.И. Ильминского (1822-1891). Он считал, что успеху религиозного воспитания и образованию будет способствовать первоначальное обучение учащихся на их родном языке с одновременным изучением ими языка русского, после усвоения которого преподавание полностью переводилось на этот язык. Учитывая положительный опыт школ в Поволжье, систему Н.И. Ильминского стали применять и в церковно-приходских школах Осетии. Но в системе светских школ Министерства народного образования идея первоначального обучения учащихся на их родном языке не нашла поддержки.
В 1857 г. «управляющим осетинскими приходами и притчами», а затем первым епископом Владикавказским был назначен Иосиф (в миру Иван Иванович Чепиговский), служивший до назначения г. Тифлисе. Иосиф, безусловно, был выдающимся представителем Русской православной церкви. Сын приходского священника, казак по происхождению, получивший по окончании Киевской духовной академии степень кандидата богословских и словесных наук, Иосиф свободно владел несколькими языками, в том числе грузинским и осетинским. В своей деятельности в Осетии он сделал ставку на «христианское просвещение» осетин. Для нужд духовных учебных заведений, а также для проповеднической деятельности занялся переводами на осетинский язык богослужебных книг. Им было переведено восемь книг, а также составлены краткая параллельная грамматика русского и осетинского языка и русско-осетинский словарь, высоко оцененные таким знатоком осетинского языка, как проф. В.Ф. Миллер. Под его руководством действовала группа молодых осетинских священников, занимавшихся переводом богослужебной и учебной литературы на осетинский язык, в которую входил и А. Колиев. При нем в осетинских приходах организуется богослужение и обучение на родном языке.
После присоединения к России осетины в течение нескольких десятилетий прошли путь от Средневековья к Новому времени. Процессы формирования духовной культуры осетин в российском культурном и правовом пространстве проходили сложно и драматично. Царское правительство в стремлении ускорить процесс адаптации горцев использовало различные методы воздействия — от военно-административных до просветительских. В Осетии наиболее плодотворной оказалась политика «христианского просвещения», проводимая православной церковью и получившая поддержку народа и деятелей национальной культуры.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев