КАК ПОБЕДИТЬ СТРАСТЬ К ОСУЖДЕНИЮ?
Беседа на телеканале "Союз", вопросы задаёт Михаил Карелин.
- В эфире передача "Беседы с батюшкой". Гость студии - преподаватель Московской Духовной академии кандидат богословия отец Георгий Максимов. Наша беседа посвящена греху осуждения - попробуем разобраться, что представляет собой эта напасть. Отец Георгий, есть такая Евангельская заповедь: "не судите, да не судимы будете". Каково её значение в жизни православного человека?
- Значение этой заповеди нужно признать уникальным. И вот почему. Когда православный христианин решает всерьёз начать заниматься духовной жизнью, он узнает святоотеческое учение о страстях греховных: в каждом есть и гордыня, и чревоугодие, и гнев, и сребролюбие. Как с этим бороться?
Сразу со всем невозможно бороться, и святые отцы прямо об этом говорят: если час поборемся с чревоугодием, час с гордыней, то в результате не преуспеет ни в чём. Надо выбирать одну страсть и долбить её, долбить, пока совершенно из себя не исторгнем. С чего же лучше начать? Преподобный Иоанн Лествичник в ответ на обращения людей мирских с вопросом, как, живя среди суеты и заботы, имея жён и детей, можно спастись, отвечал: не осуждайте ближнего. Это тот путь, идя по которому миряне могут достичь Царствия Небесного. И Сам Господь обещает это, - "не осуждайте и не будете осуждены" (Лк. 6:37) и эти Его замечательные слова открывают самый короткий путь к спасению. У того же преподобного Иоанна Лествичника есть рассказ про монаха, который не отличился какими-то подвигами, но после смерти было открыто игумену, что он находится в Царствии Небесном. И когда он спросил, за что же Господь сподобил его, тот ответил: за то, что он никогда никого не осуждал. Так что если мы никого не осуждаем, то и нас Бог осуждать после смерти не будет.
Эта заповедь особенно актуальна для мирян. Потому что у человека, живущего в монашестве, больше возможностей бороться с другими страстями, и в целом правильно строить духовную жизнь. А мирянин живёт в мире, где осуждать другого считается не только нормой, но порой и добродетелью, в мире, который каждый день предлагает массу поводов нарушить эту заповедь Божью.
- Неужели принеся на Суд победу лишь над одним грехом, можно получить прощение Господа?
- Дело в том, что добродетели не существуют отдельно друг от друга. Это часть единой реальности, реальности святости, как и все пороки - часть единой реальности греха. Как говорят святые отцы: если кто впускает в сердце один порок и не борется с ним, этот порок привносит в его сердце все остальные пороки. Точно так же и с добродетелями - святые отцы говорят, что они связаны друг с другом как звенья одной цепи: если мы одну добродетель в совершенстве стяжаем, то незаметно в наше сердце придут и другие добродетели.
Но это непростая заповедь и непростая добродетель. Потому что стяжая добродетель неосуждения, мы сокращаем гордыню в своем сердце. А гордыня, как говорил преподобный Паисий Святогорец, это цитадель всех пороков и страстей. Если гордыня сокрушена, то со всеми остальными страстями будет справиться намного легче.
. . .
И ещё очень важный момент - посмотреть, через что мы губим себя, когда судим других. Об этом говорит преподобный Марк Подвижник: осуждающий другого закрепляет за собой свои грехи. И я думаю, что с этим тоже многие сталкивались, начиная жизнь церковную. Ходят и ходят на исповедь, а грехи всё те же остаются, ничего не меняется. А как меняться, если осуждаешь других людей? Вот и происходит закрепление грехов...
Полный текст брошюры есть в интернете.
https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/kak-pobedit-strast-k-osuzhdeniyu/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев