УЛИЦА ТОРГОВАЯ: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ СТОЛЕТИЯ
(Продолжение)
МАГАЗИНЫ – НА ЛЮБОЙ ВКУС
В сентябре сорок третьего года гитлеровцы, отступая под ударами Красной Армии, сожгли почти всю центральную часть города. В том числе жилые дома и магазины, стоявшие по обе стороны улицы Торговой, от Георгиевской до Николаевской улиц.
О своеобразной прелести магазинов, сооруженных на рубеже веков в стиле «модерн», с широкими окнами-витринами, сейчас можно судить лишь по старинным почтовым открыткам. Если всматриваться в эти картинки на тонком бристольском картоне, можно разобрать фамилии на вывесках, прикрепленных к фасадам магазинов. Обувной магазин принадлежал братьям Брон, рядом было торговое заведение Антона Амвросиевича Бахалова – гласного городской думы. С ним соседствовали табачный магазин Нерофиди и писчебумажный братьев Голдрин. Кстати, скажем, что иждивением двух последних почтенных фирм было издано большое количество почтовых открыток с видами дореволюционного Мариуполя.
В этот период истории нашего города в магазине братьев Брон приказчики, встав на одно колено, с испариной на лбах силились натянуть узкую туфельку на раздавшуюся от постоянного хождения босиком ногу селянки или терпеливо перелопачивали десятки коробок обуви, чтобы удовлетворить каприз какой-нибудь придирчивой чиновницы. Владельцы коммерческих и иных фирм не прятались, как сейчас, за псевдоиностранными вычурными названиями, а с гордостью выносили свои имена на видное место: был ли это фасад дома, упаковка товара или несколько строк рекламы, набранных витиеватыми литерами на газетной полосе.
На нечетной стороне, на углу Торговой улицы и Большой (так в обиходе горожане называли нынешний проспект Мира), стояло импозантное, все в декоративной лепнине двухэтажное здание книжного магазина. Оно сгорело в начале октября 1941 года, в те несколько часов, когда регулярные части Красной Армии уже покинули город, а немецкие еще не заняли его полностью. Видимо, кто-то из предприимчивых мариупольцев, отправившихся грабить ставшие вдруг бесхозными магазины, говоря языком пожарных, «неосторожно обращался» с огнем, когда запихивал в мешок разрозненные тома сочинений Максима Горького или романы модного тогда Николая Шпанова. В дни оккупации горожане со страхом озирались на прокопченный остов бывшего книжного магазина. Они еще не знали, что скоро он станет незаметным среди сотен ему подобных руин.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ «ПОГОРЕЛКИ»
В сентябре сорок третьего года – радостном, потому что пришло освобождение от двухлетнего хозяйничанья фашистов, и одновременно злосчастном, потому что тысячи горожан лишились жилищ и имущества, нажитого годами праведного труда, а город – театра, школ, больниц, аптеки, иных общественных строений. Было уничтожено огнем и здание средней школы № 3 (ул. Николаевская, № 7/17). В нем до революции помещалось частное реальное училище В.И. Гиацинтова.
Среди учившихся в реальном училище были Константин Федорович Челпан – генеральный конструктор одного из подразделений Харьковского паровозостроительного завода, под его руководством был создан лучший на то время дизельный двигатель для легендарного танка второй мировой войны Т-34, основоположник литературы греков Приазовья, поэт Георгий Антонович Костоправ, известный российский скульптор Виктор Александрович Синайский.
К началу пятидесятых годов «погорелки» почти полностью исчезли в Мариуполе: одни были восстановлены, остатки стен других разобрали. Только коробка бывшего реального училища на углу Торговой и Николаевской улиц печально смотрела пустыми проемами окон на прохожих. И лишь в начале 60-х годов трехэтажное строение из добротного красного кирпича восстановили для своего управления строители мариупольского жилья. Однако в начале 90-х годов жилищное строительство резко пошло на спад. И трест «Ждановжилстрой» приказал долго жить. Помещения стали занимать разные организации. Постепенно строение пришло в упадок. Но относительно недавно историческое здание было бережно отреставрировано настоящими патриотами Мариуполя – семьей Сапаровых. Их патриотизм выразился не в призывах и лозунгах, а в конкретном деле и любви к городу, где они живут.
(Продолжение следует)
Сергей БУРОВ
Нет комментариев